Тема: «Заглавная буква в именах и фамилиях».
Цели:
- Дать представление о возникновении имен, отчеств и фамилий людей.
- Формировать умение писать эти слова с прописной заглавной буквы.
- Воспитывать уважение к своей семье.
Задачи:
- Знакомство с именами известных людей с целью воспитания любви к культуре родной страны.
- Формирование собственного опыта исследования прошлого, ощущение связи времен.
Оборудование урока:
- Проектор.
- Портреты А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Ю.А.Гагарина,, И.П.Павлова, П.И.Чайковского.
- Записи произведений П. И. Чайковского.
- Шкатулка.
- Аудиоаппаратура.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель читает стихотворение Е Измайлова
Большая буква.
Буква обычная
Выросла вдруг.
Выросла выше
Букв – подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги,
Но почему?
За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело,
Ставится в слово
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква
У строчки в начале,
Чтобы начало мы замечали.
Имя,
Фамилия
Пишутся с нею,
Чтобы заметней
Им быть и виднее.
Чтобы звучали
Громко и гордо
Имя твое,
Имя улицы,
Города.
Буква большая –
Совсем не пустяк.
В букве большой –
Уважения знак.
Учитель: Посмотрите, ребята, на обложку ваших тетрадей – на них написаны ваши фамилии и имена. А знаете ли вы, что каждая фамилия что-то означает?
Ученик: Нередко фамилии давали по месту, где жил человек. Например, Донской, Рязанов, Владимирский. Некоторые фамилии давали по ремеслу, которым люди занимались. Например, Кузнецов, Столяров, Плотников. Иногда давали фамилии по какому – нибудь внешнему признаку: Кривошеев, Косолапов, Головин, Носов.
Ученик читает стихотворение П.Граубина. (Это стихотворение проектируется на экран.)
Прапрадеды
Кем был твой прадед на Руси,
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов –
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярева деготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемкин кожи.
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат как музыка, как стих
Фамилии простые.
Вглядись – и ты увидишь в них
Историю России.
Учитель: Ребята, назовите фамилии
встретившиеся в данном стихотворении. Почему их
легко найти?
У вас было задание нарисовать родословное дерево
своей семьи. Для этого вы провели исследование
истории своей семьи. Вот у нас перед глазами
результаты вашего труда. Как хорошо, что вы и ваши
родители помните и знаете своих предков! А
теперь, чтобы записать их имена в тетради, вам
нужно подготовиться: проведем минутку
чистописания.
II. Минутка чистописания
III. Словарная работа
Слово фамилия, его этимология. Задание: составить предложение с этим словом.
Учитель: Ребята, кто хочет прочитать свое предложение? А как ты написал фамилию? Почему?
IV. Работа над новым материалом.
Учитель: Так какое существует в
русском языке правило о правописании имен и
фамилий? Давайте его повторим.
Вы вспомнили и повторили правило написания имен
и фамилий, напишите в тетради имена, отчества и
фамилии своих родителей, бабушек и дедушек.
А сейчас с помощью проектора мы выполним
упражнение.
Упражнение. «Составить два предложения из данных слов».
Перемену, в, открыл, Коля Коньков, окно, доску, Ольга Белова , вытерла.
Учитель: А теперь пришло время игры «Лото»: из шкатулки нужно вытащить карточку, на которой написано имя персонажа. Нужно вспомнить фамилию автора, из книги которого этот персонаж.
Алешка – Л. Толстой
Таня – Н.Носов
Бобка – С. Баруздин
Мышка – Е. Пермяк
Буратино – Г. Андерсен
Доктор Айболит – А. Толстой
Дюймовочка – К. Чуковский
V. Закрепление изученного
Учитель: К каждому слову из левого столбика подберите фамилию, имя, отчество:
Космонавт – Петр Ильич Чайковский
Ученый – Александр Сергеевич Пушкин
Поет – Лев Николаевич Толстой
Композитор – Юрий Алексеевич Гагарин
Писатель – Иван Петрович Павлов
Учитель: Почему эти имена известны всем в нашей стране?
Проводится беседа о людях прославивших Россию. Учитель обращает внимание на портреты, используя аудиоаппаратуру.
Учитель: А знаете ли вы, ребята, имена
людей, известных в нашем поселке?
Из пословиц найдите ту, которая подходила бы к
известным людям нашего поселка. (Пословицы
спроектированы на доске)
«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
«Красна изба пирогами, а человек делами.»
«Дело мастера боится.»
«Мозолистые руки не знают скуки.»
«Не у дела руки, а у рук дело.»
VI. Обобщение изученного
1. Списать текст. Вставить пропущенные буквы и слова.
«Я уч. сь во втором классе. Меня зовут
------------------------------- .
Моя фамилия -------------- . В классе я сижу рядом с
--------------- . моя подруга (мой друг) по классу --------------
.(написать имя и фамилию)
Мою учительницу зовут ---------------- (написать имя,
отчество и фамилию)
2. Объясните правописание вставленных букв и слов.
3. Подчеркните имена существительные собственные.
VII. Итог урока
– Чему научились?
– Что нового узнали?
– Что было интересного?
VIII. Домашнее задание
Составить и записать пять предложений с собственными именами существительными.