Интегрированный урок-исследование по русскому языку во 2-м классе по теме "Заглавная буква в именах и фамилиях"

Разделы: Начальная школа


Тема:  «Заглавная буква в именах и фамилиях».

Цели:

  • Дать представление о возникновении имен, отчеств и фамилий людей.
  • Формировать умение писать эти слова с прописной заглавной буквы.
  • Воспитывать уважение к своей семье.

Задачи:

  • Знакомство с именами известных людей с целью воспитания любви к культуре родной страны.
  • Формирование собственного опыта исследования прошлого, ощущение связи времен.

Оборудование урока:

  • Проектор.
  • Портреты А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Ю.А.Гагарина,, И.П.Павлова, П.И.Чайковского.
  • Записи произведений П. И. Чайковского.
  • Шкатулка.
  • Аудиоаппаратура.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель читает стихотворение Е Измайлова  

Большая буква.
Буква обычная
Выросла вдруг.
Выросла выше
Букв – подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги,
Но почему?
За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело,
Ставится в слово
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква
У строчки в начале,
Чтобы начало мы замечали.
Имя,
Фамилия
Пишутся с нею,
Чтобы заметней
Им быть и виднее.
Чтобы звучали
Громко и гордо
Имя твое,
Имя улицы,
Города.
Буква большая –
Совсем не пустяк.
В букве большой –
Уважения знак.

Учитель: Посмотрите, ребята, на обложку ваших тетрадей – на них написаны ваши фамилии и имена. А знаете ли вы, что каждая фамилия что-то означает?

Ученик: Нередко фамилии давали по месту, где жил человек. Например, Донской, Рязанов, Владимирский. Некоторые фамилии давали по ремеслу, которым люди занимались. Например, Кузнецов, Столяров, Плотников. Иногда давали фамилии по какому – нибудь внешнему признаку: Кривошеев, Косолапов, Головин, Носов.

Ученик читает стихотворение П.Граубина. (Это стихотворение проектируется на экран.)

Прапрадеды

Кем был твой прадед на Руси,
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов –
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярева деготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемкин кожи.
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат как музыка, как стих
Фамилии простые.
Вглядись – и ты увидишь в них
Историю России.

Учитель: Ребята, назовите фамилии встретившиеся в данном стихотворении. Почему их легко найти?
У вас было задание нарисовать родословное дерево своей семьи. Для этого вы провели исследование истории своей семьи. Вот у нас перед глазами результаты вашего труда. Как хорошо, что вы и ваши родители помните и знаете своих предков! А теперь, чтобы записать их имена в тетради, вам нужно подготовиться: проведем минутку чистописания.

II. Минутка чистописания

III. Словарная работа

Слово фамилия, его этимология. Задание: составить предложение с этим словом.

Учитель: Ребята, кто хочет прочитать свое предложение? А как ты написал фамилию? Почему?

IV. Работа над новым материалом.

Учитель: Так какое существует в русском языке правило о правописании имен и фамилий? Давайте его повторим.
Вы вспомнили и повторили правило написания имен и фамилий, напишите в тетради имена, отчества и фамилии своих родителей, бабушек и дедушек.
А сейчас с помощью проектора мы выполним упражнение.

Упражнение. «Составить два предложения из данных слов».

Перемену, в, открыл, Коля Коньков, окно, доску, Ольга Белова , вытерла.

Учитель: А теперь пришло время игры «Лото»: из шкатулки нужно вытащить карточку, на которой написано имя персонажа. Нужно вспомнить фамилию автора, из книги которого этот персонаж.

Алешка – Л. Толстой
Таня – Н.Носов
Бобка – С. Баруздин
Мышка – Е. Пермяк
Буратино – Г. Андерсен
Доктор Айболит – А. Толстой
Дюймовочка – К. Чуковский

V. Закрепление изученного

Учитель: К каждому слову из левого столбика подберите фамилию, имя, отчество:

Космонавт – Петр Ильич Чайковский
Ученый – Александр Сергеевич Пушкин
Поет – Лев Николаевич Толстой
Композитор – Юрий Алексеевич Гагарин
Писатель – Иван Петрович Павлов

Учитель: Почему эти имена известны всем в нашей стране?

Проводится беседа о людях прославивших Россию. Учитель обращает внимание на портреты, используя  аудиоаппаратуру.

Учитель: А знаете ли вы, ребята, имена людей, известных в нашем поселке?
Из пословиц найдите ту, которая подходила бы к известным людям нашего поселка. (Пословицы спроектированы на доске)

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
«Красна изба пирогами, а человек делами.»
«Дело мастера боится.»
«Мозолистые руки не знают скуки.»
«Не у дела руки, а у рук дело.»

VI. Обобщение изученного

1. Списать текст. Вставить пропущенные буквы и слова.

«Я уч. сь во втором классе. Меня зовут ------------------------------- .
Моя фамилия -------------- . В классе я сижу рядом с --------------- . моя подруга (мой друг) по классу -------------- .(написать имя и фамилию)
Мою учительницу зовут ---------------- (написать имя, отчество и фамилию)

2. Объясните правописание вставленных букв и слов.

3. Подчеркните имена существительные собственные.

VII. Итог урока

 – Чему научились?
– Что нового узнали?
– Что было интересного?

VIII. Домашнее задание

Составить и записать пять предложений с собственными именами существительными.