Урок-презентация по окружающему миру во 2-м классе по теме "Красная книга России и Республики Татарстан"

Разделы: Начальная школа


Тема: Красная книга. Красная книга России и Республики Татарстан.

Цели: Ознакомление с Красной книгой России и Республики Татарстан.

Задачи:

  • расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности;
  • учить пользоваться со справочниками, энциклопедиями;
  • воспитать бережное отношение к природе.

Проблемный вопрос: С какой целью была создана Красная книга?

Варианты ответов:

  • Для того чтоб люди знали исчезающие виды растений и животных;
  • Для того чтобы люди охраняли растения и животных, занесенных в Красную книгу, и бережно относились ко всем растениям и животным, защищали их.

Тезис:

“Красная книга” – Красная!
Значит, природа в опасности!

Оборудование:

  • компьютер,
  • интерактивная доска,
  • книги об исчезающих растениях и животных,
  • рисунки животных и растений, о которых пойдет речь на уроке,
  • цветные карандаши.

Программное обеспечение:

  • Презентация «Красная книга» (Приложение);
  • Листовка. «Охрана природы – дело народа: моё, твоё, наше»

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного материала

1. На доске рисунки.

– Каких животных видите?
– Каких животных можно держать дома?
– А каких животных можно увидеть в живом уголке?
– Что объединяет все эти животные?

2. Как вы знаете кошек и собак? Тест.

Дети выполняют задания на странице 32 тетради «Тесты».

III.Сообщение темы урока

1. Прослушивание магнитофонной записи

– Что вы представили перед собой? Какие голоса вы услышали? (Голоса птиц, насекомых, шум ветра, шелест листьев).

2. Слово учителя

– Посмотрите вокруг: какой удивительный мир нас окружает – лес, небо, солнце, птицы. Это природа! Наша жизнь не отделима от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.
Человек оказывает сильное влияние на природу. Он вырубает леса, загрязняет воду и почву. Осушает болота и распахивает луга. Из-за этого животные оказываются в трудных условиях. Некоторые из них вымирают.
«С природой дело обстоит совсем иначе, чем скажем, с дворцами, разрушенными войной, – их можно построить заново. А вот если уничтожить живой мир, то никакая сила не сможет создать его вновь» – писал Б. Гржилип.
Природу, которая даёт нам все для жизни, надо оберегать, спасать, защищать.

3. Введение в тему

– Сегодня мы будем говорить о Красной книге. Это книга не совсем обычная. Цвет переплёта у этой книги – красный.
– Как вы думаете, с какой целью создана Красная книга?

(Прослушивается ответы учащихся)

Слайд 3.

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство с Красной книгой

2. Слайд 4. Красная книга

– Как вы думаете, что символизирует красный цвет?
– Красный цвет – сигнал опасности, тревоги, предупреждения.

3. Просмотр видеоролика

– Как вы думаете, для чего нужна Красная книга? (Ответы детей)

– В этой книге перечислены животные и растения, которые могут исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, охраны заповедников, заботы об их размножении.

Слайд 5. Для чего нужна Красная книга?

  • информирует
  • призывает изучать
  • предупреждает
  • советует

V. Динамическая пауза

VI. Продолжение темы

1. Рассказ учителя о красных книгах

В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Она называлась Красная книга СССР. Сначала все сведения о редких и исчезающих видах животных и растений уместились в одном томе. Но позже выяснилось, что в защите нужда­ется значительно большее число видов. Поэтому второе издание Красной книги СССР вышло в 1984 году в двух томах. В них о каждом животном и растении, кратко, но точно сказано все: насколько бедственно его положение, в каких краях встречается, в каких лесах обитает, по каким причинам исчезает. Но глав­ное — что надо сделать, чтобы уберечь от вымирания.
В 1995 году вышло в свет первое издание Красной книги РТ, содержащее сведения о 32 видах млекопитающих, 85 видах птиц, 4 видах рептилий, 2 видах амфибий, 9 видах рыб, 107 видах беспозвоночных животных, 397 видах растений и 29 видах грибов, нуждающихся в охране.
– В Красной книге есть классификация растений и животных. Прочитайте, на какие группы они разделены.

2. Слайды 6-7. Классификация и виды

3. Прослушивание мини-докладов о классификации и видах растений и животных, внесенных в Красную книгу.

1. Исчезающие виды – это быстро сокращающиеся виды животных или растений, которые уже невозможно спасти без вмешательства челове­ка. Сведения об исчезающих видах поместили на красных страницах.
2. Сохраняющиеся – это виды, встречающиеся в количествах, до­статочных для выживания, но их численность сокращается. Сведе­ния о сокращающихся видах поместили на желтых страницах.
3. Редкие – это виды, которые не находятся под угрозой вымирания, но встречаются очень редко. Сведения о редких видах поместили на белых страницах.
4. Неопределенные – это виды, которые мало изучены учеными. Све­дения о них поместили на серых страницах.
5. Восстанавливающиеся – это те растения и животные, которых уда­лось спасти в результате мер по их охране. Сведения об этих расте­ниях и животных поместили на зеленых страницах.

4. Работа по учебнику (стр. 82-85)

– Познакомимся с некоторыми растениями и животными, занесенными в Красную книгу.

(Дети читают тексты на странице 82-83.)

5. Сообщения детей. Слайд 8-9

– Сейчас послушаем ваши сообщения.

(Подготовленные дети рассказывают о растениях и животных Красной книги, показывают рисунки)

6. Знакомство с растениями и животными, занесенными в Красную книгу, Бугульминского района. Слайды 10-15

– Дети некоторые растения и животные нашего края тоже находятся под угрозой исчезновения. Это значит, что их мало, они тоже могут погибнуть, если их не охранять. Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми из них.

Рассказ учителя

Слайд-шоу

7. Динамическая пауза

VII. Закрепление

1. Практическая работа.

Вариант I.

– Откройте рабочие тетради на странице 33. Пользуясь учебником, раскрасьте растения из Красной книги.

Вариант II.

– Перед вами лежат карточки с заданиями. Раскрасьте животных которые, внесены в Красную книгу.

2. Викторина. Слайд 16

– В каком году в нашей стране вышла первая Красная книга?
– В каком году вышла Красная книга республики Татарстан?
– Какие животные и растения, встречающиеся в наших краях, внесены в Красную книгу?
– О каком растении рассказано?
– Это ценнейшее лекарственное растение. Интересно, что его корень по форме напоминает человеческую фигуру.
– Самый крупный жук нашей страны.

VIII. Итог урока

1. Сейчас мы с вами говорили о том, что охрана растений и животных – проблема государственная, а вот мы можем ли помочь природе, стать ей другом? (Можем: не будем ломать деревья, рвать цветы, разорять гнёзда, убивать насекомых.)

2. Слайд 17. Правила друзей природы

3. Слайды 18 – 19

– У вас па парте лежат листовки. Прочитайте. Пусть это будет нашим обращением всем людям планеты.

Охрана природы – дело народа: мое, твое, наше

Посмотрите вокруг: какой удивительный мир нас окружает – лес, небо, солнце, птицы. Это природа! Наша жизнь не отделима, от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.
Человек оказывает сильное влияние на природу. Он вырубает леса, загрязняет воду и почву. Осушает болота и распахивает луга. Из-за этого животные оказываются в трудных условиях. Некоторые из них вымирают.
«С природой дело обстоит совсем иначе, чем, скажем, с дворцами, разрушенными войной, – их можно построить заново. А вот если уничтожить живой мир, то никакая сила не сможет создать его вновъ» – писал Б. Гржилип.
Природу, которая даёт нам все для жизни, надо оберегать, спасать, защищать.
Оглянувшись вокруг, мы задумались: а что можем сделать мы, чтобы окружающий нас мир продолжал радовать красотой? Что можем сделать для улучшения мира вокруг нас? К кому обратиться за помощью?
Каждый человек должен знать, как предотвратить экологическую катастрофу на нашей Земле и вносить посильный вклад. Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им.
Каждый из нас много может сделать для сохранения окружающего растительного и животного мира, если поможет стрекозе, станет на защиту ландыша и кувшинки; не будет разорять птичьи гнёзда, оставлять мусор в лесу и у водоёма, убивать лягушек и ужей, разводить костры, брать лесных зверей домой.
Давайте же учитъся, видеть красоту растений и животных в их родной стихии, там, где им положено, расти и жить.

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте всех зверей внутри себя.

Е. Евтушенко

Домашнее задание

  1. Прочитать материал учебника с. 82-85.
  2. Придумай правила, которые помогут охране этих животных.