Физика и математические закономерности

Разделы: Физика


Оборудование: источник тока, лампочка на подставке, реостат, амперметр, вольтметр, соединительные провода, ключ, 2 резистора.

Учебник: Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: учебн. для общеобразоват. учреждений/ А.В.Перышкин.-12-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2009. - 191,[1] с.: ил.

Цели и задачи:

  • Обеспечить в ходе урока повторение понятий электрический ток, графики прямой и обратной зависимости. Продолжить закрепление понятий сила тока, напряжение, сопротивление. Продолжить формирование навыка сборки электрических цепей, построение и чтение графиков.
  • На материале урока показать познаваемость мира и его закономерностей. В процессе работы на уроке развивать чувство коллективизма, навыки самоконтроля.
  • Развивать навыки культуры речи, познавательный интерес, самостоятельность учащихся, трудолюбие, аккуратность.

Требования к уровню подготовки:

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон;
  • смысл физических величин: электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление;
  • смысл физических законов: Ома для участка электрической цепи;

уметь

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: силы тока от напряжения на участке цепи;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

Ход урока

Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку.

Объявление темы и цели урока.

Сегодня у нас необычный урок. Мы посмотрим, как законы математики помогают физике.

Учитель озвучивает слова:

Блажен тот, кто явственно узрел
Хотя бы скорлупу природы.
И. Гете

Проверка домашнего задания.

На дом вам нужно было повторить некоторые понятия алгебры, необходимые нам сегодня для усвоения нового материала.

Функция.

Линейная функция.

Прямая пропорциональность.

Обратная пропорциональность.

Способы задания функции.

К доске вызываются 5 учеников.

Классу задаются вопросы:

Какая зависимость показана каждым графиком?

Что общего у первого и третьего графиков и чем они различаются?

Что можно сказать об уравнениях функций графиков 1 и 2?

К доске вызывается ученик, который на доске, а учащиеся в тетрадях выполняют задания: Построить в одной координатной плоскости графики

у = 2х,

у = 2х - 1,

у = -1.

На рисунке показано движение автомобиля и мотоциклиста по шоссе. Вопрос учащимся: Используя рисунок, что можно рассказать о движении этих тел?

Ученики отвечают. При ответах обратить внимание на числовое значение скорости и направление каждого тела, равномерное или неравномерно движутся тела, вдоль какой оси, чему равна начальная координата каждого тела?

Во многих случаях движение удобно изображать в виде графиков. На экране представлены графики зависимости скорости от времени для автомобиля и мотоциклиста. Учитель с учащимися обсуждает эти графики. Обратить внимание в ходе беседы, что скорости тел не изменяются, а координата да.

Мы с вами рассмотрели графики скорости, а сейчас на экране вы видите графики зависимости координаты от времени для тех же тел:

х1 = - 150 + 20t.

x2 = 700 - 15t.

Посмотрите, что представляет собой каждый график? Какой функциональной зависимостью он является?

Ответ: линейной. у = кх + b.

В наших уравнениях найдите зависимую переменную и аргумент, значения к и b.

Задание 3 данного слайда учащиеся выполняют в тетрадях, один ученик у доски.

На слайде вы видите таблицу.

Ответьте на вопросы:

Зависимость каких величин представлена в данной таблице?

Каким способом задана в данном случае функция?

Постройте график этой зависимости. Ученики самостоятельно в тетрадях выполняют это задание. В конце на слайде показывается правильный ответ. При анализе графика обратить внимание, что это прямопропорциональная зависимость.

Вопрос: Почему график проходит только в одной координатной четверти?

Ученики отвечают.

Новый материал.

Сегодня мы поговорим о величинах, характеризующих электрический ток.

Вопрос: Что такое электрический ток? Какими величинами он характеризуется?

К доске вызываются 3 ученика, которые рассказывают по плану обобщенного ответа о силе тока, напряжении и сопротивлении.

План рассказа о величине:

Какое явление или свойство тел характеризует данная величина.

Определение величины.

Формула.

Единицы измерения.

Какая это величина - скалярная или векторная?

Способы измерения.

Давайте подумаем, какая зависимость существует между этими величинами? В функциональной зависимости сколько величин использовалось? Ответ-2. А у нас их 3. Поступаем таким образом -одна величина должна быть постоянна.

Ученики записывают тему "Закон Ома для участка цепи" в тетрадь.

Нам нужно рассмотреть, как сила тока зависит от напряжения при постоянном сопротивлении и от сопротивления при постоянном напряжении.

К доске вызываются две группы учащихся, которые рассказывают, как они проверяли данную зависимость экспериментально, по данным эксперимента вместе с учащимися строят графики данных зависимостей.

Задание: найдите в учебнике физики 14 формулировку и формулу закона Ома.

 Задачи решаются на доске и в тетрадях с последующей проверкой.

Учитель подводит итоги урока.

Приложение 1, приложение 2.