1. Введение
Ещё далеко до окончания учебного года, а в
школах уже идет подготовка к новому. По- разному
готовятся к нему и родители: пугают детей школой
или, наоборот, нахваливают учительницу.
Некоторые в срочном порядке заучивают с детьми
алфавит или учат их считать до 10 (20,100).
Большинство мам, пап, бабушек уточняют список
вещей, которые нужно приобрести.
На первом родительском собрании в школах будет
вестись разговор о механизмах реализации Закона
«Об образовании» Российской Федерации, о
критериях готовности ребенка к школьному
обучению.
Пройдет зима, пролетит весна, еще быстрее
проскочит и лето, и совсем новая жизнь начнется у
будущих первоклассников. Смогут ли взрослые
уберечь их от школьных проблем? Пожалуй – нет. Но
пусть проблем будет меньше. Давайте вместе
готовиться к школе!
2. Первые шаги родителей будущих первоклассников
Пожалуйста, будьте внимательны к тому, какие
критерии готовности к школьному обучению
назовет вам учитель. Это поможет вам избежать
лишних проблем в начале учебного года. Не
стесняйтесь того, что вам неясно, уточните еще
раз.
Выясните, какие документы нужно представить для
записи ребенка в школу. Не тяните время, оно
понадобится на оформление документов. Для
удобства попросите форму заявления.
Наверняка учитель предложит вам анкету. Больше
общайтесь с ребенком, это поможет вам подробнее
ответить на вопросы, а главное – вы вместе будете
решать «реальные задачи реального мира».
Уточните список канцелярских и других
принадлежностей для будущих первоклассников
(если нет готового списка – перепишите его сами,
поверьте – учителя и так много пишут).
3. Критерии готовности к школьному обучению
Личностная готовность – малыш готов к обучению, если школа привлекает его не своей внешней стороной (портфель, пенал, тетради), а возможностью получать знания.
Интеллектуальная готовность – наличие у ребенка кругозора, запас определенных знаний, интерес к учебе, знаниям.
Социально-психологическая готовность – умение общаться с людьми (взрослыми, детьми), умение подчиняться интересам других, совершать какие-либо действия вместе с другими.
Физиологическая готовность – состояние здоровья, уровень физиологического и биологического развития.
4. Скоро в школу
Итак, скоро начнется школьная пора для будущих
первоклассников, но у их родителей еще есть время
проверить, готов ли их ребенок к усвоению
учебного материала.
Сначала, уважаемые взрослые, вспомните, как на
самом деле трудно запоминать буквы, соотносить
их со звуками, соединять звуки в слоги, слова, не
забыть, откуда начинать писать букву, а куда
дальше вести «хвостик»…Понаблюдайте за своим
ребенком, зафиксируйте, какие ошибки он делает
при произнесении слов, насколько верно
воспринимает слова на слух, возникают ли
трудности с запоминанием букв и звуков.
Это важно, потому что основными проблемами
первоклассников являются неузнавание букв,
неумение соотнести букву со звуком, смещение
звуков речи, потеря («проглатывание») слогов,
неверное ударение в словах. Именно эти проблемы
приводят к нарушениям формирования навыков
чтения. Медики и психологи называют эти
нарушения дислексией. А дислексия
сопровождается дисграфией – нарушением
навыков письма. То есть ребенок пишет не то, что
говорят (например, диктуют), а то, что смог
услышать. Такие нарушения требуют серьезных
занятий с логопедом и психологом.
5. Как родители могут распознать нарушения навыков письма и чтения
Приведем примеры нарушений.
1) Покажите ребенку букву, рассмотрите с ним ее, поясните, какой звук она обозначает (две палочки, посередине – перекладина – буква «эн», звук «н». Сегодня запомнил! А как назавтра?
2) Покажите ребенку картинку, скажите слово – дом. (А он не скажет – том?) Или, например, слово «жук» не прозвучит как «шук»? Или же «дупло» ребенок не называет «тубло»? Дети часто путают звуки, сходные по артикуляции: д-т, б-п…
3) Малыши иногда «проглатывают» слоги, путают ударение. Например, вместо «молоко» говорят «моко» или «молок».
Не ругайте и не упрекайте ребенка, заметив подобные нарушения – это вредно и бессмысленно. Но и пускать на самотек развитие будущего школьника не следует. Таким детям нужна помощь специалистов – логопеда, психолога. Получив ее, ваш ребенок обязательно станет грамотным.
6. Готовим к школе ручки малыша
Уважаемые родители, вы слышали выражение
«поставить руку»? Это значит – подготовить ручку
малыша к тому, чтобы в школе она не уставала, была
натренирована.
Поиграйте со своим ребенком в школу, возьмите и
любимую игрушку – пусть тоже готовится к школе.
Вместе с куклой Катей или медвежонком Мишей
пусть малыш обводит клеточки, рисует овалы,
заштриховывает и раскрашивает узоры.
Очень полезная, хотя и трудная игра «Трафарет».
Из картона сделайте трафарет какой-либо фигуры
(например, кружок) и научите ребенка прикладывать
его к бумаге и обводить. Потом из кружков можно
будет составлять другие фигуры, узоры,
заштриховывать их, раскрашивать.
Многие дети любят лепить из пластилина. Не
жалейте испачканную одежду и клеенку. Пусть
лепит из пластилина, из глины. Чем больше ваш
ребенок лепит, тем лучше его начинают
«слушаться» руки, тем точнее его движения,
развивается и речь малыша – ведь в процессе
лепки он проговаривает свои действия вслух или
мысленно.
Научите ребенка пользоваться иголкой и ниткой,
не хуже будет, если научите вязать – и в жизни
пригодится, а сейчас руку натренируете.
Если научитесь пришивать пуговицы – хорошо, а до
этого можно из них составлять различные узоры,
даже целые композиции.
Сейчас во многих семьях появились компьютеры,
насколько они полезны или вредны – отдельный
разговор. А вот игра «Клавиатура» очень полезная
и веселая, и играть в нее нужно без компьютера.
Завязав глаза, нужно под диктовку рисовать до
конца строчки то, что говорят, например –
квадраты, на второй строчке – треугольники или
цветочки (снежинки) и т.д. Навряд ли получится
ровно и красиво даже у взрослых, не волнуйтесь,
ведь было интересно, смешно и полезно. Правда?
Подобные игры есть во многих книжках для
подготовки детей к школе. Посоветуйтесь с
учителем, какие из них стоит приобрести. Подобные
игровые задания можно найти и в различных
детских журналах. Поверьте, детишки будут рады
позаниматься с родителями, да еще вместе со
своими игрушками! Только делайте это постепенно,
ненавязчиво, не ругайте за неудачи, хвалите за
успех. Любите своего ребенка таким, какой он есть.
Успехов вам, уважаемые родители, и вашим детям.
7. Играем, готовясь к школе (развитие памяти, мышления, воображения, мышления, мелкой моторики)
Уважаемые родители! В последнее время
появилось достаточно много различных книг,
тетрадей с тестовыми заданиями, при помощи
которых можно оценить уровень развития вашего
ребенка, определить, соответствует ли его
развитие возрастной норме. Они, безусловно,
полезны, но я советовала бы обращаться за
консультацией к специалистам (а такие есть в
школах, в отделе образования), они помогут
сориентироваться вам в многообразии различных
материалов.
Однако, многие игры, задания организовать с
детьми под силу не только специалистам.
Это можно и нужно делать и в домашних условиях.
Например, предложите ребенку поиграть в игру
«Что лишнее?». Играть в нее можно дома, на улице –
где угодно. Договоритесь, что сейчас вы будете
называть, например, домашних животных, и
говорите: корова, лошадь, медведь, гусь… Лишнее
слово ребенок должен определить сам. В игре про
мебель вставьте другое слово, например, тетрадь ,
а называя транспорт, скажите слово «стул». Только
проговаривайте все слова четко, не выделяя
голосом лишнее.
Игра «Путаница». Начните рассказывать ребенку историю про лисенка: «Однажды зимой лисенку стало очень жарко, и он пошел купаться на речку…». Что же перепутал лисенок?
Игра «Наоборот». Скажите малышу слово «грустно», а он придумает противоположное – «весело», а потом продолжите игру: тихо – громко, медленно – быстро…
Игра «Угадайка». Научите ребенка отгадывать то, что задумали вы, а потом и он будет загадывать вам. А играют так. Нужно задумать предмет и называть его части, а другой играющий должен отгадать, о чем идет речь. Например, лапы, хвост, хобот (слон); ствол, ветки листочки (дерево).
Игра «Рифмы»: Маша – каша, дом – ком…
Игра «Запоминайка». Положите на стол несколько игрушек, предложите ребенку закрыть глаза, а сами уберите что-нибудь. Пусть постарается вспомнить.
Игра «Наряди куклу (мишку)». Возьмите ленточки красного, синего и желтого цвета. Скажите: «Нам нужно завязать бантик не красный и не желтый. Какую ленточку возьмем?
Игра «Сравни». Нарисуйте или найдите похожие картинки и попросите ребенка их сравнить (например, мячики одного цвета, зонтики с разными узорами и т.д.). Пусть назовет сходство и различие.
Игра «Послушный карандаш». Дайте ребенку карандаш, предложите поставить точку. А дальше слушать ваши задания и делать: прорисуй одну клеточку вправо, одну – вниз, одну – вправо, одну – вверх, одну вправо…
Игра «Клеточка». Возьмите с ребенком по карандашу и листку бумаги ( задание трудное, делайте сначала вместе), поставьте точку, а дальше слушайте задание и рисуйте: обведи эту клеточку, отступи одну клеточку вправо и обведи другую клеточку, отступи одну клетку вниз… придумывайте дальше сами.
Уважаемые родители, будьте терпеливы, не торопите ребенка, не подсказывайте, не ругайте, если что-то не получается. Вспомните свое детство, вы всегда были идеальны? Беседуйте, играйте вместе с детьми, не старайтесь показать свое превосходство, иногда можно и «ошибиться». Представляете, сколько радости будет у малыша, когда он эту ошибку заметит! Рисуйте, лепите, фантазируйте – не жалейте времени, сил. Если вы поможете своему ребенку сейчас – в школе ему будет комфортнее.
Удачи вам и вашим детям!
8. Заключение
Уважаемые родители! Подходит к концу дошкольный период жизни вашего ребенка. Все взрослые понимают, что в современном мире не обойтись без образования. Ведь в нашем мире столько информации, что в полном объеме усвоить ее просто невозможно. А главная задача образования – подготовить человека к «образованию длиною в жизнь». Желаю удачи в решении этой задачи родителям, детям и, конечно, их учителям.
9. Литература
- Закон РФ «Об образовании»
- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН
- Научно-практический журнал «Завуч начальной школы» №3/2008 год, №4/2005 год
Презентацию «Школы родителей будущих первоклассников» с более подробными материалами можно увидеть на моем сайте: http://www.rsoh-tatiana.ucoz.ru