Урок по чтению "Сказочные человечки"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Учить детей различать жанр - сказка от жанра - повесть;
  • Вызвать интерес к содержанию и героям, желание прочитать произведение полностью;
  • Показать детям из чего складывается характеристика литературного героя, как создает автор образ героя персонажа (чтение и анализ портрета героя, размышление над поступками героя и их причинами).

Оборудование: - иллюстрации с изображением сказочных человечков (Винни - Пух, Карлсон, Буратино, Чипполино, хоббит); аудиокассета с записью песенки Винни - Пуха, Буратино.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение новой темы. Постановка цели к уроку.

- Как называется раздел, который мы с вами изучили? (Сказочные человечки)

А тема нашего сегодняшнего урока: обобщение по разделу: "Сказочные человечки".

- Что значит обобщение? (обобщить наши знания, выделить главных героев, вспомнить их характер, поведение).

Обобщение это значит сделать вывод по изученному нами разделу.

III. Парад сказочных человечков.

Какое было домашнее задание? (Ответить на вопросы на стр. 168). Сейчас мы не будем отвечать на них, а ответим в течение урока. Ваши ответы помогут нам в обобщении пройденного материала.

К нам сегодня придут сказочные человечки из сказок, которые мы с вами изучили. Мы изучили отрывки и я надеюсь, что вы прочитаете эти сказки до конца. (Обратить внимание на выставку книг).

При обобщении нашего раздела нам придется читать отрывки выборочно, поэтому давайте поработаем над артикуляционным аппаратом, с помощью скороговорки, и когда мы выполним это задание к нам придёт первый гость.

Работа над скороговоркой:

Три сороки - тараторки
Тараторили на горке.

Сначала прочитайте скороговорки медленно по слогам, потом еще раз - медленно и плавно. А затем попробуйте быстрее.

Итак, мы справились с заданием, и к нам уже просится первый сказочный герой. Вы должны найти описание внешности этого героя на стр. 100 и скажите, как зовут этого сказочного персонажа, (Это хоббит, зовут его Бильбо).

- Кто написал эту сказку? (Ответы дети ищут в книге по чтению) Джон Р. Р. Толкиен.

(Одновременно выполняется задание №2 в тетради для проверочных работ).

- Из какой страны писатель? (Англия)

- Как его полное имя? (Джон Рональд Руэл Толкиен)

- Кто может сказать несколько слов про этого писателя? (Родился более ста лет назад в Оранжевой республике, на самом юге Африки. Он первый создал новый жанр фэнтэзи. Книгу "Хоббиты" написал в 1937 году. Является автором "Властелин колец".)

- К какому жанру относится произведение "Хоббиты"? (Повесть - сказка)

Позже мы определим приметы сказки, а сейчас объясните мне, что значит - повесть? (Повесть - это длинное произведение, где присутствуют большое количество сказочных героев).

- Кто является главным героем этого произведения? (Бильбо)

- Какой он персонаж? (Положительный).

- Почему? (Выручает своих друзей из беды).

- Опишите характер этого героя (Смелый, веселый, добрый, верный друг, умный).

Встреча следующего сказочного героя. (Звучит любимая песенка Винни-Пуха

- Кто автор этого произведения? (Запись в рабочей тетради - Алан Милн).

- Из какой страны? (Англия).

- Кто пересказал эту сказку на русский язык? (Борис Заходер).

- Для кого писал Алан Милн свое произведение? (Для своего любимого сына Кристофера Робина).

- Кто главный персонаж сказки? (Винни - Пух).

- К какому жанру относится это произведение? (Повесть - сказка).

- Почему повесть - сказка? (Много сказочных персонажей).

- Назовите друзей главного героя. (Пятачок, Кристофер Робин, Кенга, Ослик и так далее).

- А почему сказка? (Сказочные приметы).

- Каким был по характеру Вини - Пух? (Любознательный, внимательный, маленький и глупый, самокритичный). Стр. 17

- Докажите, почему он глупый. (Выборочное чтение). Стр. 132

- Почему самокритичный? (Выборочное чтение). Стр. 132

- Как вы думаете, почему Кристофер Робин так любит своих маленьких друзей? (Очень добрые, с ними случаются невероятные приключения, смешные и немного глупые).

- Что объединяет первых двух сказочных человечков? (Относятся к произведению повесть - сказка).

И к нам идет следующий сказочный герой. (Звучит песня из сказки "Приключение Буратино"). Сделать физкультминутку.

- Кто автор сказки? (Алексей Николаевич Толстой) запись в тетради.

- Из какой страны автор? (Россия).

Кто скажет несколько слов об этом писателе?

Еще в детстве будущий писатель познакомился с деревянным человечком: в Европе была широко известна повесть о Пиноккио. Написал ее Карло Коллоди. Много лет работал Алексей Николаевич Толстой над пересказом итальянской сказки. Но писательская фантазия завела его в совершенно другую сказочную страну. Так родилась сказка "Золотой ключик, или приключение Буратино". Я очень люблю эту сказку и люблю, когда мне ее читают.

Мы прочитали отрывки из этого произведения. И сейчас я проверю, насколько внимательно вы читали их. (Показ иллюстрации, найти и прочитать отрывок к этой картинке). Стр. 140

- Как вы считаете, Буратино какой персонаж? (Положительный). Стр. 140

- Какой же он положительный? (Он оказался неучем и Мальвина посадила его в подвал).

- Докажите, что он действительно положительный герой. (Доказательства детей).

- Что объединяет наших сказочных человечков? (Любовь к друзьям, доброта и так далее).

Встреча со следующим гостем.

- Кто распевает такую песенку?

По всему известна свету
Луковиц семья:
Чиполлуча, Чиполлете,
Чиполлочьо, Чиполлето
И, конечно я!

- Как называется сказка с этим персонажем? (Приключение Чиполлино).

- Кто автор? (Джанни Родари).

- Из какой страны? (Италия).

Несколько слов об авторе: Джанни Родари был учителем. И когда дети особенно шалили, молодой учитель не наказывал их, а рассказывал свою любимую сказку "Приключение Пиноккио". А затем он стал придумывать свои истории. Возможно тогда родилась у Джанни Родари идея создать своего сказочного человечка - Чиполлино, но напишет он эту книгу после войны.

- Кто является главными героями этой сказки? (Фрукты, овощи, ягоды).

- Кого подразумевал автор под этими персонажами?

- Кто главный герой этого произведения? (Чиполлино).

- Как с итальянского переводится "Чиполлино"? (Луковка).

Это лишнее доказательство того, что героями произведения являются огородные жители.

- Какой он сказочный персонаж? (Положительный).

- Какие еще положительные герои встречаются в произведении? (Кум Тыква, Виноградинка, Редиска и так далее).

- А какие отрицательные герои? (Синьор Помидор, Лимон и так далее).

- Почему главный герой Чиполлино является положительным персонажем? (Спасает своих друзей, помогает куме Тыкве).

- Кто еще из сказочных героев помогает своим друзьям? (Бильбо и Буратино).

И нам осталось встретиться с вами еще с однимсказачным героем, так не похожим на других человечков.

Смешной человечек на крыше живет.
Смешной человечек ириски жует.
Смешной человечек скучать не привык
Смешной человечек большой озорник.

Узнали его?

- Кто автор? (Астрид Линдгрен).

- Из какой страны? (Швеция).

Несколько слов о писательнице:

Однажды ее дочка тяжело заболела, и мама, вспомнив свое детское прозвище, сочинила для нее историю девочки по имени Пеппи. И затем написала интересную книжку "Пеппи Длинный Чулок". А потом появилось знаменитое произведение "Малыш и Карлсон".

- Кто является главными героями этого произведения? (Малыш и Карлсон).

- К какому жанру относится это произведение? (Повесть - сказка).

- Почему? (Много персонажей, в жизни не существует таких человечков).

- Кто такой Карлсон? Давайте найдем описание этого героя. (Выборочное чтение). Стр. 159.

- Как вам кажется кто больше ребенок из этих двух героев? (Карлсон).

- Почему? (Ответы детей).

Подумайте, чем похожи Буратино, Карлсон, Винни - Пух (Смешные, верные друзья, положительные герои).

Вот и все сказочные герои на месте. В течении урока вы называли к какому жанру относятся те произведения, которые мы изучили в разделе "Сказочные человечки".

Сейчас нам необходимо подвести итог. Мы выполним задание по группам:

Первая группа (назвать учащихся) выполняют задание на стр. 168 в учебнике по чтению. Вы указываете приметы сказок. И доказываете, что действительно изученные нами произведения относятся к сказкам.

Вторая группа выполняет задание в рабочей тетради. Соединяет название произведения со словом повесть - сказка, если они таковыми являются.

Проверка устно.

IV. Нам очень полюбились герои прочитанных сказок.

Любят их и взрослые. На кондитерских фабриках работают взрослые. А сколько конфет, шоколадок со сказочными названиями! Назовите их.

- Мы с ребятами представили, что кондитерская фабрика объявила конкурс на создание фантика и названия для нового сорта конфет.

В нем приняли участие многие дети нашего класса. Ребята представили свой фантик. И сейчас некоторых я попрошу рассказать, почему он выбрал такое название. Защита сказочного фантика.

V. Чтобы осталась память о прошедших событиях, люди создают музеи. Есть и такой необычный музей восковых фигур, где из воска скульптурами сделаны фигуры знаменитых людей. Мы попробовали создать свой музей пластилиновых сказочных человечков. После урока мы приглашаем посетить наш мини музей и посмотреть на произведение юных скульпторов.

VI. Блиц - турнир:

Кто был обманут в Стране Дураков? (Буратино).

Кто путешествовал в Стране Чудес и Зазеркалье? (Алиса).

Правитель страны, в которой жил Чиполлино. (Лимон).

Шарманщик, смастеривший Буратино? (Карло).

Как звали кенгуру - друга Винни - Пуха? (Кенга).

Мальчик, у которого самый необычный друг? (Малыш).

Кому принадлежало волшебное кольцо? (Бильбо).

VII. Итог урока. Подведение итога.

- Как называется раздел?

- Кто пришел к нам сегодня в гости?

- Что объединяет всех этих сказочных героев?

VIII. Домашнее задание

Первая группа - написать рассказать о сказочном человечке.

Вторая группа - кроссворд на стр. 169 и в рабочей тетради № 4, 5.

Выставление оценок. Награждение детей.