Цели:
- образовательная: обобщить знания учащихся о линзах и их физических свойствах; сформировать практические умения применять знания о свойствах линз для нахождения изображений графическим методом.
- развивающая: обеспечить активность учебного процесса, стремление овладения знаниями по физике, развитие интереса к предмету, самостоятельности мышления;
- воспитательная: формирование научного мировоззрения, воспитание культуры общения, организации действий, умение работать и представлять полученный результат.
Задачи: добиться выполнения поставленных целей урока с помощью овладения теоретических знаний, решения экспериментальных и расчетных задач, обучения аргументации выводов.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование к уроку: ПК и ИД, собирающая и рассеивающая линзы, экран, источник света.
План урока
№ | Этап урока | Приемы и методы | Время (мин) |
1 | Подготовка к восприятию основного материала. | Самостоятельная работа. | 5 |
2 | Изучение нового материала. | Объяснение и демонстрации. | 15 |
3 | Закрепление материала. | Запись основных понятий. Решение задач. | 15 |
4 | Итоги урока. Домашнее задание. | Оценка деятельности учащихся. Запись домашнего задания | 3+2 |
<Приложение 1. Сайт 2>
Ход урока
Проведение урока происходит на фоне презентации “Линзы” (Приложение 1) и проведения демонстраций.
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Подготовка к восприятию основного
материала. Открываем гиперссылку на <Приложение 1. Сайт 2 > ключевое слово Линзы Опрос: Подберите правильный ответ на поставленные вопросы и заполните таблицу:
Ответы:
Заполните таблицу, поставив букву правильного ответа на соответствующий номеру вопрос:
|
Отвечают на вопросы, заполняя таблицу. Задание выполняют на компьютере (при отсутствии на отдельных листах) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Изучение нового материала. Введём понятие линзы. Виды линз (гиперссылка: <Приложение 3>) прозрачное тело, ограниченное сферическими поверхностями <Приложение 1. Сайт 3> Рассмотрим различные линзы – собирающие, рассеивающие, стеклянные и наполняемые водой (учитель демонстрирует линзы). Рассмотрим основные оси линз, правила построения в собирающих и рассеивающих линзах. Для этого можно использовать диск с закреплённой линзой (опыты описаны в [1] § 63 стр.175). Открываем гиперссылку на <Приложение 1. Сайт 3> ключевое слово Виды линз
О – оптический центр линзы; R1 и R2 – радиусы сферических поверхностей линзы; А и В- вершины сферических сегментов; О1О2 – главная оптическая ось. Если толщина АВ<< R1 и R2 ,то линза называется тонкой. Точка F на главной оптической оси, в которой пересекаются после преломления лучи, параллельные этой оси, называется главным фокусом. Точка F`- побочный фокус. Плоскости МN и М`N`- фокальные плоскости.OF-фокусное расстояние F. У собирающей линзы +F; у рассеивающей линзы –F. <Приложение 3> Рассмотрим построение изображения точки с помощью двух лучей. <Приложение 1. Сайт 4>. Для построения изображения точки достаточно двух лучей: 1 – луч, проходящий через центр линзы и не меняющий своего направления; 2 – луч, идущий параллельно главной оптической оси и преломляясь в собирающей линзе, проходит через её фокус, в рассеивающей линзе рассеивается и собирается мнимо в мнимом фокусе линзы. <Приложение 1. Сайты 5-8> <Приложения 5–9> <Приложение 1. Сайт 4>. Рассматриваем различное положение предмета относительно линзы, характеризуем полученное изображение <Приложение 1. Сайт 9> При наличии спаренного урока даем вывод формулы тонкой линзы и решаем задачи из “Эстафеты задач”, которую можно проводить в виде эстафеты задач (<Приложение 10>), то есть при наличии компьютера у каждого ребёнка, дети решают задачи последовательно с первой по десятую. Ответ предыдущей задачи является одним из условий последующей. При отсутствии компьютеров текст задач выводится на экран (<Приложение 11>)и задачи решаются либо отдельными учениками у доски и весь класс на месте, либо по вариантам. При отсутствии спаренного урока, разбиваем урок на два урока и даем оставшуюся часть материала на следующем уроке. Выведем формулу тонкой линзы. <Приложение 4> Откроем гиперссылку на <Приложение 1. Сайт 4> ключевое слово “Изображение, даваемое линзой”. Из подобия треугольников, заштрихованных одинаково, следует и , откуда , , , или – формула тонкой линзы где d – расстояние предмета от линзы; f – расстояние от линзы до изображения; F – фокусное расстояние; h – высота предмета; H – высота изображения. Оптичесая сила линзы равна: Единица оптической силы линзы в СИ – диоптрия: 1 дптр =1 м-1.
При расчетах числовые значения действительных величин всегда подставляются со знаком “плюс”, а мнимых – со знаком “минус”. Линейное увеличение Оптическая сила линзы определяется кривизной её поверхности. а также показателем преломления её вещества относительно окружающей среды:
где R1 и R2 – радиусы сферических поверхностей линзы; n оптический показатель преломления линзы. <Приложение 4> Линзы, у которых середины толще чем края, называются собирающими, а у которыхтолще края – рассеивающими. Эти условия выполняются, если показатель стекла, из которого изготовлена линза, больше показателя преломления среды, в которой используется линза. Изображения в линзе (гиперссылка <Приложение 10>)
<Приложение 1. Сайт 9>. |
2. Слушают объяснение нового материала. Анализируя проводимые опыты, делают вывод о свойствах линз. Записывают определения, формулы и построения изображений в тетрадь. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Закрепление материала. Решение задач:
Задачи для эстафеты. На каком расстоянии от собирающей линзы с фокусным расстоянием 20 м получится изображение предмета, если сам предмет находится от линзы на расстоянии 15 м? (f=-0,6 м) Перед двояковыпуклой линзой на расстоянии м находится предмет высотой 2 м. Расстояние от изображения до линзы 0,3 м. Определить линейное увеличение линзы. (Г=0,5) Найти оптическую силу линзы, фокусное расстояние которой равно (0,5) м? (D=2 дптр) Найти оптическую силу линзы, фокусное расстояние которой равно (2) дптр, на расстоянии 30 см находится предмет высотой 15 см. Определить, на каком расстоянии от линзы находится изображение. (f=-0,75 м) Перед собирающей линзой на расстоянии 30 см находится предмет высотой 20 см, изображение предметы находится на расстоянии м. Определите линейное увеличение линзы. (Г=2,5) Определите, на каком расстоянии находится предмет от собирающей линзы с фокусным расстоянием (2,5) м, если расстояние до изображения 0,5 м. (d=0,625 м) Оптическая сила линзы равна (0,625) дптр. Каково фокусное расстояние линзы? (F=1,6м) Предмет высотой 4 м находится на расстоянии 2 м от линзы. Расстояние от изображения предмета до линзы (1,6) м. Найти высоту изображения предмета. (Н=3,2 м) Предмет находится на расстоянии d=(3,2) м от собирающей линзы. Определите фокусное расстояние линзы, если изображение меньше предмета в 4 раза. (F=0,64 м) Изображение сантиметрового деления шкалы, расположенной перед линзой на расстоянии (0,64) м, имеет на экране длину 3,1 см. Каково фокусное расстояние линзы? (F=0,62 м) <Приложение 11> |
Решение задач у доски и на месте в тетрадях. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Итоги урока. Оценка деятельности учащихся. |
Вопросы по уроку. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Домашнее задание: [1] § 63-65, упр.9 (1,5,7), [5] №1064 Ответить на вопросы после параграфа. |
Запись задания. |
Список литературы: (гиперссылка <Приложение 11>)
- “Физика 11 класс” Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, М., “Просвещение”, 2004
- “Опорные конспекты и тестовые задания по физике: 11класс” Г.Д.Луппов, М., “Просвещение”, 1996
- “Физика: Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений” О.Ф.Кабардин, М.,ООО “Изд-во Астрель”, 2001
- “Физика.9-11 классы. В таблицах и схемах” Г.А.Рассказова, М., “Издат-Школа 21 век”, 2003
- “Физика.Задачник. 10-11 классы” А.П.Рымкевич, М.,”Дрофа”, 2001
- “Методические материалы. Физика-10” Л.А.Кирик, Л.Э.Генденштейн, Ю.И.Дик (М., “Илекса”, 2004)