Цели урока:
- познакомить детей с повелительным наклонением глагола через его характеристику;
- развивать навыки логического мышления средствами русского языка, развивать коммуникативные навыки учащихся в ситуации учебного диалога;
- воспитывать уважительное отношение к иной точке зрения.
Оборудование: напечатанный для каждого ученика отрывок из рассказа В.Драгунского ":Бы" и лист самооценки, дидактические материалы для магнитной доски, "Толковый словарь русского языка" С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой, учебник для 5 класса по русскому языку.
Время проведения: 45 минут
Организационный момент
Дидактическая задача: выявить уровень психологической готовности к уроку, создать положительный эмоциональный настрой.
Языковая разминка
Дидактические задачи: создать условия для совершенствования орфографического навыка, определить объект исследовательской деятельности (глагол как часть речи) учащихся на уроке.
- Какая часть речи является предметом разговора на последних уроках русского языка? (Глагол)
- Прочитайте предложенный текст (1 человек читает текст вслух, остальные - про себя), во время чтения выделите глаголы.
Предложенный для работы текст предлагается ниже.
Один раз я сидел и ни с того ни с сего вдруг такое надумал, что даже сам удивился. Я надумал, чтобы взрослые были как дети, а дети как взрослые.
:Например, мама сидела бы за обедом, а я бы ей сказал:
"Ты почему это завела моду без хлеба есть? Вот ещё новость! Ты погляди на себя в зеркало, на кого ты похожа? Вылитый Кощей! Ешь сейчас же, тебе говорят!.. Жуй как следует! И не раскачивайся на стуле!"
И тут вошёл бы папа после работы, и не успел бы он даже раздеться, а я бы уже закричал:
"Ага, явился! Вечно тебя надо ждать! Мой руки сейчас же! Как следует, как следует мой, нечего грязь размазывать! Щёткой три и не жалей мыла. Ну-ка, покажи ногти! Это ужас, а не ногти! Это просто когти! Где ножницы? Не дёргайся! Ни с каким мясом я не режу, а стригу очень осторожно. Не хлюпай носом, ты не девчонка: Вот так. Теперь садись к столу.
- Выпишите найденные глаголы в тетрадь, графически обозначьте орфограмму. (Предварительно напечатанные глаголы закрепляются на магнитной доске, 1 ребёнок работает у доски по предложенному заданию, остальные - самостоятельно у себя в тетрадях. Проверка работы осуществляется на уровне самоконтроля и взаимоконтроля.)
Актуализация знаний
Дидактическая задача: актуализировать известный материал.
- Назовите морфологические признаки глагола. (Наклонение, время, лицо, число, род.)
- Как их можно классифицировать? (Постоянные и непостоянные морфологические признаки.)
- О каком морфологическом признаке говорили на последних уроках? (Наклонении как непостоянном морфологическом признаке глагола.)
- Какие наклонения знаете? (Изъявительное наклонение, условное наклонение.)
- Определите наклонения выписанных из текста глаголов. В случае сомнений поставьте вопросительный знак. (1 ребёнок работает у доски, остальные - самостоятельно у себя в тетрадях. Проверка работы осуществляется на уровне самоконтроля и взаимоконтроля.)
Определение проблемы урока. Этап целеполагания.
Дидактическая задача: создать условия для совместного целеполагания.
- С какой проблемой столкнулись? (Ряд глаголов - погляди, не жалей, покажи, садись - затруднились отнести к известным наклонениям.)
- Можете ли вы предположить, в каком наклонении употреблены эти глаголы?
- Определите тему урока. (Возможно, ученики уже на этом этапе урока назовут повелительное наклонение глагола, в противном случае тему урока может сформулировать сам учитель, скорректировав или уточнив ответы детей.)
- Определите задачи урока. (Определить значение глаголов в повелительном наклонении, исследовать их возможность изменяться, выявить способы образования глаголов указанного наклонения.)
Исследовательская деятельность
Дидактическая задача: провести в режиме проблемного диалога исследование по сформулированным выше направлениям.
- Какие действия обозначают глаголы нового для нас наклонения? (Действия, которые кто-то приказывает выполнить.)
- Как вам кажется, почему это наклонение имеет именно такое название? (Работа ученика с лексическим значением слова "повелительный" из "Толкового словаря русского языка" [2].)
- Как изменится значение глаголов, если рядом будет находиться слово "пожалуйста"? (Глаголы будут обозначать действия, которые кто-то просит выполнить.)
- Каким будет ответ к первой задаче урока? (Глаголы в повелительном наклонении обозначают действия, которые кто-то приказывает или просит выполнить.)
- Попробуем узнать, в какой форме употребляются глаголы в повелительном наклонении. Вспомним, как изменяются глаголы уже известных наклонений. (В изъявительном наклонении - по временам, лицам, числам, родам, в условном наклонении - по числам, родам. Предварительно напечатанные морфологические признаки глагола ранжируются и фиксируются на доске.)
- Попробуйте изменить форму времени, лица, числа, рода у глаголов в повелительном наклонении. Сформулируйте вывод о том, как изменяются глаголы в повелительном наклонении, выделите ключевые слова в выводе. (Предварительно напечатанные морфологические признаки глагола в повелительном наклонении - лицо, число - также по результатам деятельности учащихся фиксируются на доске.)
- Каким будет ответ на вторую задачу урока? (Глаголы в повелительном наклонении изменяются по лицам и числам.)
- Сверьте с определениями в учебнике на странице 144 [1]. Совпадает ли формулировка?
- Попробуем решить третью задачу урока через зрительное наблюдение языкового материала в упражнении 604 на странице 144 [1].
- Рассмотрите таблицу образования форм повелительного наклонения глагола. Сформулируйте ответ к третьей задаче урока.
- Образуйте все возможные формы глагола в повелительном наклонении (глаголы с этапа актуализации). Представление результатов самостоятельной работы (возможна работа в паре).
Обобщение
Дидактическая задача: обобщить промежуточные выводы урока и соотнести их с поставленными задачами.
- Соотнесите задачи урока с конечным результатом. К каким выводам мы пришли?
- Определите ключевые слова урока. (Непостоянный морфологический признак, повелительное наклонение)
Рефлексия
Дидактическая задача: создать условия для самостоятельного оценивания каждым учеником своей деятельности.
- Оцените свою деятельность на уроке по предложенным критериям.
"+" - хорошо получается, доволен (довольна) собой
"-" - недостаточно хорошо получается выполнить работу
Критерии самооценки
Я понял(а) учебный материал.
Я могу применить знания при выполнении заданий, упражнений.
Я замечал(а) ошибки, неточности в ответах товарищей.
Я давал(а) обоснованные ответы.
Я дополнял(а), уточнял(а), поправлял(а) ответы товарищей.
"5" - 4-5 "+"
"4" - 3 "+"
"3" - 2 "+"
"нужно ещё работать" - 1 "+"
По желанию детей можно огласить результаты работы, но в любом случае результаты этапа рефлексии отслеживаются учителем и являются частью мониторинга качества обученности учащихся.
Инструктаж по выполнению домашнего задания
Дидактическая задача: определить содержание и форму домашнего задания, снять возможные затруднения.
Для домашней работы учащимся предлагается выучить теоретический материал урока (страница 144) и выполнить упражнение 605 по предложенным заданиям [1]. Через вопрос-ответную систему необходимо выяснить возможные затруднения.
Список литературы.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык. Учебник для 5-го класса основной школы. В 2 кн. Кн. 2 ? Под науч. ред. акад. РАО А.А.Леонтьева. - Изд. 3-е, испр. - М.: Баллас, 2008.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: АЗЪ, 1995.