Методические рекомендации к уроку русского языка в 5-м классе по теме "Повелительное наклонение"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • познакомить детей с повелительным наклонением глагола через его характеристику;
  • развивать навыки логического мышления средствами русского языка, развивать коммуникативные навыки учащихся в ситуации учебного диалога;
  • воспитывать уважительное отношение к иной точке зрения.

Оборудование: напечатанный для каждого ученика отрывок из рассказа В.Драгунского ":Бы" и лист самооценки, дидактические материалы для магнитной доски, "Толковый словарь русского языка" С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой, учебник для 5 класса по русскому языку.

Время проведения: 45 минут

Организационный момент

Дидактическая задача: выявить уровень психологической готовности к уроку, создать положительный эмоциональный настрой.

Языковая разминка

Дидактические задачи: создать условия для совершенствования орфографического навыка, определить объект исследовательской деятельности (глагол как часть речи) учащихся на уроке.

- Какая часть речи является предметом разговора на последних уроках русского языка? (Глагол)

- Прочитайте предложенный текст (1 человек читает текст вслух, остальные - про себя), во время чтения выделите глаголы.

Предложенный для работы текст предлагается ниже.

Один раз я сидел и ни с того ни с сего вдруг такое надумал, что даже сам удивился. Я надумал, чтобы взрослые были как дети, а дети как взрослые.

:Например, мама сидела бы за обедом, а я бы ей сказал:

"Ты почему это завела моду без хлеба есть? Вот ещё новость! Ты погляди на себя в зеркало, на кого ты похожа? Вылитый Кощей! Ешь сейчас же, тебе говорят!.. Жуй как следует! И не раскачивайся на стуле!"

И тут вошёл бы папа после работы, и не успел бы он даже раздеться, а я бы уже закричал:

"Ага, явился! Вечно тебя надо ждать! Мой руки сейчас же! Как следует, как следует мой, нечего грязь размазывать! Щёткой три и не жалей мыла. Ну-ка, покажи ногти! Это ужас, а не ногти! Это просто когти! Где ножницы? Не дёргайся! Ни с каким мясом я не режу, а стригу очень осторожно. Не хлюпай носом, ты не девчонка: Вот так. Теперь садись к столу.

- Выпишите найденные глаголы в тетрадь, графически обозначьте орфограмму. (Предварительно напечатанные глаголы закрепляются на магнитной доске, 1 ребёнок работает у доски по предложенному заданию, остальные - самостоятельно у себя в тетрадях. Проверка работы осуществляется на уровне самоконтроля и взаимоконтроля.)

Актуализация знаний

Дидактическая задача: актуализировать известный материал.

- Назовите морфологические признаки глагола. (Наклонение, время, лицо, число, род.)

- Как их можно классифицировать? (Постоянные и непостоянные морфологические признаки.)

- О каком морфологическом признаке говорили на последних уроках? (Наклонении как непостоянном морфологическом признаке глагола.)

- Какие наклонения знаете? (Изъявительное наклонение, условное наклонение.)

- Определите наклонения выписанных из текста глаголов. В случае сомнений поставьте вопросительный знак. (1 ребёнок работает у доски, остальные - самостоятельно у себя в тетрадях. Проверка работы осуществляется на уровне самоконтроля и взаимоконтроля.)

Определение проблемы урока. Этап целеполагания.

Дидактическая задача: создать условия для совместного целеполагания.

- С какой проблемой столкнулись? (Ряд глаголов - погляди, не жалей, покажи, садись - затруднились отнести к известным наклонениям.)

- Можете ли вы предположить, в каком наклонении употреблены эти глаголы?

- Определите тему урока. (Возможно, ученики уже на этом этапе урока назовут повелительное наклонение глагола, в противном случае тему урока может сформулировать сам учитель, скорректировав или уточнив ответы детей.)

- Определите задачи урока. (Определить значение глаголов в повелительном наклонении, исследовать их возможность изменяться, выявить способы образования глаголов указанного наклонения.)

Исследовательская деятельность

Дидактическая задача: провести в режиме проблемного диалога исследование по сформулированным выше направлениям.

- Какие действия обозначают глаголы нового для нас наклонения? (Действия, которые кто-то приказывает выполнить.)

- Как вам кажется, почему это наклонение имеет именно такое название? (Работа ученика с лексическим значением слова "повелительный" из "Толкового словаря русского языка" [2].)

- Как изменится значение глаголов, если рядом будет находиться слово "пожалуйста"? (Глаголы будут обозначать действия, которые кто-то просит выполнить.)

- Каким будет ответ к первой задаче урока? (Глаголы в повелительном наклонении обозначают действия, которые кто-то приказывает или просит выполнить.)

- Попробуем узнать, в какой форме употребляются глаголы в повелительном наклонении. Вспомним, как изменяются глаголы уже известных наклонений. (В изъявительном наклонении - по временам, лицам, числам, родам, в условном наклонении - по числам, родам. Предварительно напечатанные морфологические признаки глагола ранжируются и фиксируются на доске.)

- Попробуйте изменить форму времени, лица, числа, рода у глаголов в повелительном наклонении. Сформулируйте вывод о том, как изменяются глаголы в повелительном наклонении, выделите ключевые слова в выводе. (Предварительно напечатанные морфологические признаки глагола в повелительном наклонении - лицо, число - также по результатам деятельности учащихся фиксируются на доске.)

- Каким будет ответ на вторую задачу урока? (Глаголы в повелительном наклонении изменяются по лицам и числам.)

- Сверьте с определениями в учебнике на странице 144 [1]. Совпадает ли формулировка?

- Попробуем решить третью задачу урока через зрительное наблюдение языкового материала в упражнении 604 на странице 144 [1].

- Рассмотрите таблицу образования форм повелительного наклонения глагола. Сформулируйте ответ к третьей задаче урока.

- Образуйте все возможные формы глагола в повелительном наклонении (глаголы с этапа актуализации). Представление результатов самостоятельной работы (возможна работа в паре).

Обобщение

Дидактическая задача: обобщить промежуточные выводы урока и соотнести их с поставленными задачами.

- Соотнесите задачи урока с конечным результатом. К каким выводам мы пришли?

- Определите ключевые слова урока. (Непостоянный морфологический признак, повелительное наклонение)

Рефлексия

Дидактическая задача: создать условия для самостоятельного оценивания каждым учеником своей деятельности.

- Оцените свою деятельность на уроке по предложенным критериям.

"+" - хорошо получается, доволен (довольна) собой

"-" - недостаточно хорошо получается выполнить работу

Критерии самооценки

Я понял(а) учебный материал.

Я могу применить знания при выполнении заданий, упражнений.

Я замечал(а) ошибки, неточности в ответах товарищей.

Я давал(а) обоснованные ответы.

Я дополнял(а), уточнял(а), поправлял(а) ответы товарищей.

"5" - 4-5 "+"

"4" - 3 "+"

"3" - 2 "+"

"нужно ещё работать" - 1 "+"

По желанию детей можно огласить результаты работы, но в любом случае результаты этапа рефлексии отслеживаются учителем и являются частью мониторинга качества обученности учащихся.

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Дидактическая задача: определить содержание и форму домашнего задания, снять возможные затруднения.

Для домашней работы учащимся предлагается выучить теоретический материал урока (страница 144) и выполнить упражнение 605 по предложенным заданиям [1]. Через вопрос-ответную систему необходимо выяснить возможные затруднения.

Список литературы.

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык. Учебник для 5-го класса основной школы. В 2 кн. Кн. 2 ? Под науч. ред. акад. РАО А.А.Леонтьева. - Изд. 3-е, испр. - М.: Баллас, 2008.
  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: АЗЪ, 1995.