Дидактическое обоснование игры
Цели:
-
Образовательные:
– Способствовать активизации правил ведения домашнего хозяйства.
– Способствовать формированию экономических знаний применение их на практике. -
Развивающие:
– Способствовать развитию логического мышления.
– Способствовать развитию познавательного интереса к домашней экономике. -
Воспитательные:
– Воспитывать у школьников самостоятельность в поиске правильных решений.
– Способствовать формированию и развитию нравственных и экономических качеств личности. -
Профориентационные.
– Обобщить у учащихся знания о сфере трудовой деятельности экономиста.
Методическое оснащение игры:
-
Материально-техническая база:
– кабинет трудового обучения;
– компьютеры;
– калькуляторы. -
Дидактическое обеспечение:
– учебник;
– рабочая тетрадь;
– плакат «Доходы и расходы семейного бюджета»;
– карточки-задания;
– тесты.
Методы обучения: эвристический, исследовательский, проблемно-поисковый, метод самостоятельной работы.
Тип занятия: совершенствование знаний, умений и навыков.
Ход деловой игры
Человек серьёзно делает что- нибудь только тогда, когда он делает для себя.
А.И. Герцен
I. Учитель объясняет правила игры.
По окончанию курса изучения «Домашней экономики» мы поиграем в деловую игру под названием «Главный экономист своего дома». Первоначально участие принимают все присутствующие. Вам будут задаваться вопросы, задания и постепенно из игры будут выбывать те из вас, кто затрудняется с ответом или не правильно отвечает. В итоге игры из самых сильных игроков останется один, которого можно будет считать хорошим экономистом домашнего хозяйства.
II. Первый конкурс.
Ведущий (эту роль играет ученик, подготовленный учителем) задаёт вопросы участникам.
– Что вы понимаете под словом семья? (Семья – социальная ячейка общества, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью).
– Что вы понимаете под выражением бюджет семьи? (Бюджет семьи – структура всех её доходов и расходов за определённый период времени).
– Как вы понимаете выражение натуральное хозяйство? (Натуральное хозяйство – образ жизни, при котором семья вынуждена сама производить всё или почти всё, что ей нужно для жизни).
– Что означает выражение – качество жизни? (Качество жизни – характеристика условий, в которых живёт семья, включая уровень потребления материальных благ и услуг, доступность образования, культуры, медицинского обслуживания).
– Что вы понимаете под стоимостью жизни? (Стоимость жизни – сумма денег, которую семья должна заплатить за еду, одежду и другие предметы потребления).
– Как вы можете объяснить понятие конкуренция? (Стремление главенствовать над другими, подавлять их в каких либо сферах).
– Что означает паритет? (Союзнические отношения, основанные на взаимной выгоде членов союза).
III. Второй конкурс
(проводится между учащимися, которые смогли быстро и правильно ответить на вопросы). Вопросы задаются до тех пор, пока не останется два участника.
«Дела людей, как волны океана.
Подвержены приливу и отливу.
Воспользуйся приливом – и успех
С улыбкою откликнется тебе.
С отливом же всё плаванье твоё
В тяжёлую борьбу преобразится –
С мелями и невзгодами. Для нас
Настал прилив. Коль мы его пропустим,
Нас верная погибель ожидает».
В. Шекспир
– Назовите слово, означающее положение в экономике, когда часть способных и желающих трудиться по найму людей не может найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще? (Безработица).
– Как называется денежная сумма, выдаваемая в счёт предстоящих платежей? (Аванс)
– Как называется ссуда в денежной или товарной форме на условиях возврата и обычно с уплатой процентов? (Кредит)
– Как можно назвать товарную сделку, натуральный обмен? (Бартер)
– Договор о предоставлении имущества или земельной площади во временное пользование за плату на срок, определяемый договором. (Аренда)
– Всеобщий товарный эквивалент. (Деньги)
– Смета всех видов расходов и доходов. (Бюджет)
IV. Третий конкурс
(проводится между оставшимися двумя игроками). Остальные учащиеся делятся на две группы «родственников» для поддержки игроков.
Участникам даются задания, заложенные в компьютер. «Родственники» в это время будут зарабатывать дополнительные баллы для своего участника.
«Знать, чтобы предвидеть:
Предвидеть, чтобы управлять».
О. Кант
Задание для двух игроков.
1. Составить сбалансированный бюджет семьи из 4 человек на месяц, если доходы известны и известны некоторые расходы. В семье 2 работающих родителя и 2 ребёнка школьного возраста.
Доходы | Сумма, руб. | Расходы | Сумма, руб. |
1. Заработная плата родителей | 26 000 | 1. На питание | |
2. Доходы от индивидуальной трудовой деятельности | 3 000 | 2. На услуги: – транспорт; – парикмахерская; – ремонт обуви; – кино; – прочее. |
|
3. На коммунальные услуги: кварт. плата, электроэнергия, телефон, газ. | |||
4. На товары длительного пользования: – одежда, обувь; – книги; – игрушки. |
|||
5. На кредит | 2 500 | ||
6. На посещение спортивной секции | 1 500 | ||
7. На покупку медикаментов. | |||
8. На непредвиденные расходы | |||
9. На карманные расходы | |||
Итого: | 29 000 |
Проанализировать расходы семьи за месяц.
Если у вас остались свободные деньги, как вы ими распорядитесь?
2. Тест для двух игроков (тестирование компьютерное).
-
Основные вопросы экономики – это
А. что производится, как производится, кем потребляется;
Б. что потребляется, как производится, кто производит;
В. что потребляется, как производится, кто потребляет. -
Большинство людей, открывающих малый бизнес, используют
А. деньги, полученные от государства;
Б. банковские кредиты;
В. собственные сбережения или деньги, занятые у родственников и друзей;
Г. облигации. -
Налог – это
А. способ денежного обращения в стране;
Б. установленный государством обязательный платёж, взимаемый с физических и юридических лиц;
В. заем, предоставляемый организации или физическому лицу.
3. Вопросы для «родственников». Каждый первый правильный и быстрый ответ засчитывается как дополнительный бал для участника.
- Как называется доходная часть бюджета? (Дебет)
- Лицо, предоставляющее деньги в заем. (Кредитор)
- Посредник между продавцом и покупателем на бирже. (Брокер)
- Запасы средств, где-либо имеющихся. (Ресурсы)
4. «Родственники» соревнуются в знаниях высказываний, пословиц и поговорок об экономике или экономических проблемах.