Урок "Главный экономист своего дома" (деловая экономическая игра для учащихся 8-го класса)

Разделы: Технология


Дидактическое обоснование игры

Цели:

  1. Образовательные:
    Способствовать активизации правил ведения домашнего хозяйства.
    – Способствовать формированию экономических знаний применение их на практике.

  2. Развивающие:
    – Способствовать развитию логического мышления.
    – Способствовать развитию познавательного интереса к домашней экономике.

  3. Воспитательные:
    – Воспитывать у школьников самостоятельность в поиске правильных решений.
    – Способствовать формированию и развитию нравственных и экономических качеств личности.

  4. Профориентационные.
    Обобщить у учащихся знания о сфере трудовой деятельности экономиста.

Методическое оснащение игры: 

  1. Материально-техническая база:
    кабинет трудового обучения;
    – компьютеры;
    – калькуляторы.

  2. Дидактическое обеспечение:
    учебник;
    – рабочая тетрадь;
    – плакат «Доходы и расходы семейного бюджета»;
    – карточки-задания;
    – тесты.

Методы обучения: эвристический, исследовательский, проблемно-поисковый, метод самостоятельной работы.

Тип занятия: совершенствование знаний, умений и навыков.

Ход деловой игры 

Человек серьёзно делает что- нибудь только тогда, когда он делает для себя.
А.И. Герцен

I. Учитель объясняет правила игры. 

По окончанию курса изучения «Домашней экономики» мы поиграем в деловую игру под названием «Главный экономист своего дома». Первоначально участие принимают все присутствующие. Вам будут задаваться вопросы, задания и постепенно из игры будут выбывать те из вас, кто затрудняется с ответом или не правильно отвечает. В итоге игры из самых сильных игроков останется один, которого можно будет считать хорошим экономистом домашнего хозяйства.

II. Первый конкурс.

Ведущий (эту роль играет ученик, подготовленный учителем) задаёт вопросы участникам.

– Что вы понимаете под словом семья? (Семья – социальная ячейка общества, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью).

– Что вы понимаете под выражением бюджет семьи? (Бюджет семьи – структура всех её доходов и расходов за определённый период времени).

– Как вы понимаете выражение натуральное хозяйство? (Натуральное хозяйство – образ жизни, при котором семья вынуждена сама производить всё или почти всё, что ей нужно для жизни).

– Что означает выражение – качество жизни? (Качество жизни – характеристика условий, в которых живёт семья, включая уровень потребления материальных благ и услуг, доступность образования, культуры, медицинского обслуживания).

– Что вы понимаете под стоимостью жизни? (Стоимость жизни – сумма денег, которую семья должна заплатить за еду, одежду и другие предметы потребления).

– Как вы можете объяснить понятие конкуренция? (Стремление главенствовать над другими, подавлять их в каких либо сферах).

– Что означает паритет? (Союзнические отношения, основанные на взаимной выгоде членов союза).

III. Второй конкурс

(проводится между учащимися, которые смогли быстро и правильно ответить на вопросы). Вопросы задаются до тех пор, пока не останется два участника.

«Дела людей, как волны океана.
Подвержены приливу и отливу.
Воспользуйся приливом – и успех
С улыбкою откликнется тебе.
С отливом же всё плаванье твоё
В тяжёлую борьбу преобразится –
С мелями и невзгодами. Для нас
Настал прилив. Коль мы его пропустим,
Нас верная погибель ожидает».
В. Шекспир

Назовите слово, означающее положение в экономике, когда часть способных и желающих трудиться по найму людей не может найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще? (Безработица).

– Как называется денежная сумма, выдаваемая в счёт предстоящих платежей? (Аванс)

– Как называется ссуда в денежной или товарной форме на условиях возврата и обычно с уплатой процентов? (Кредит)

– Как можно назвать товарную сделку, натуральный обмен? (Бартер)

– Договор о предоставлении имущества или земельной площади во временное пользование за плату на срок, определяемый договором. (Аренда)

– Всеобщий товарный эквивалент. (Деньги)

– Смета всех видов расходов и доходов. (Бюджет)

IV. Третий конкурс

(проводится между оставшимися двумя игроками). Остальные учащиеся делятся на две группы «родственников» для поддержки игроков.

Участникам даются задания, заложенные в компьютер. «Родственники» в это время будут зарабатывать дополнительные баллы для своего участника.

«Знать, чтобы предвидеть:
Предвидеть, чтобы управлять».
О. Кант

Задание для двух игроков.

1. Составить сбалансированный бюджет семьи из 4 человек на месяц, если доходы известны и известны некоторые расходы. В семье 2 работающих родителя и 2 ребёнка школьного возраста.

Доходы Сумма, руб. Расходы Сумма, руб.
1. Заработная плата родителей 26 000 1. На питание  
2. Доходы от индивидуальной трудовой деятельности 3 000 2. На услуги:
– транспорт;
– парикмахерская;
– ремонт обуви;
– кино;
– прочее.
 
    3. На коммунальные услуги: кварт. плата, электроэнергия, телефон, газ.  
    4. На товары длительного пользования:
– одежда, обувь;
– книги;
– игрушки.
 
    5. На кредит 2 500
    6. На посещение спортивной секции 1 500
    7. На покупку медикаментов.  
    8. На непредвиденные расходы  
    9. На карманные расходы  
Итого: 29 000    

Проанализировать расходы семьи за месяц.

Если у вас остались свободные деньги, как вы ими распорядитесь?

2. Тест для двух игроков (тестирование компьютерное).

  • Основные вопросы экономики – это
    А. что производится, как производится, кем потребляется;
    Б. что потребляется, как производится, кто производит;
    В. что потребляется, как производится, кто потребляет.

  • Большинство людей, открывающих малый бизнес, используют
    А. деньги, полученные от государства;
    Б. банковские кредиты;
    В. собственные сбережения или деньги, занятые у родственников и друзей;
    Г. облигации.

  • Налог – это
    А. способ денежного обращения в стране;
    Б. установленный государством обязательный платёж, взимаемый с физических и юридических лиц;
    В. заем, предоставляемый организации или физическому лицу.

3. Вопросы для «родственников». Каждый первый правильный и быстрый ответ засчитывается как дополнительный бал для участника.

  • Как называется доходная часть бюджета? (Дебет)
  • Лицо, предоставляющее деньги в заем. (Кредитор)
  • Посредник между продавцом и покупателем на бирже. (Брокер)
  • Запасы средств, где-либо имеющихся. (Ресурсы)

4. «Родственники» соревнуются в знаниях высказываний, пословиц и поговорок об экономике или экономических проблемах.

V. Проверка компьютерных заданий и тестирования двух участников.

VI. Подведение итога игры и объявление лучшего игрока – главного экономиста своего дома.