Урок обучения грамоте (технология А.М. Кушнира) "В гости к зимушке-зиме". Чтение слов, предложений, текстов с изученными буквами

Разделы: Начальная школа


Цели: формировать навыки правильного, слогового, сознательного, выразительного, беглого чтения; учить определять черты характера героя по его поступкам; умение объяснять смысл пословиц; способствовать развитию фонематического слуха; воспитывать наблюдательность, сознательное отношение к поведению.

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютерная презентация по теме урока.

Ход урока

I. Позитивный настрой на рабочий лад.

- Мы начнём наш день с добрых пожеланий друг другу.

 Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!

- Я вижу, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что на уроке вы будете внимательными и активными учениками. Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок?

II.  Актуализация знаний учащихся.

1. Артикуляционная гимнастика.

- Ребята, скажите, что необходимо делать каждое утро, проснувшись.

- На нашем уроке мы тоже сделаем зарядку для язычка.

Дети берут зеркальца.

- Посмотрели, улыбнулись. Покажем, как скачут лошадки.

- Мама сварила вкусное варенье, оближем губки.

- Время для зарядки закончилось, покажем язычком "часики".

2. Разминка.

- Чтобы красиво говорить, давайте, выполним следующее упражнение. Прочитайте предложение. /Дети читают по слайду/.

У ёлки иголки остры и колки.

- Что это? (Скороговорка).

- Что такое скороговорка? (Короткое шуточное стихотворение, в котором часто повторяются какие - то трудные для произношения звуки)

- Какие звуки повторяются? Прочитайте не спеша, выделяя эти звуки.

- Прочитаем под счёт, прохлопывая ритм.

- Прочитаем тихо (по секрету), громко, очень громко.

- Прочитаем, выделяя голосом подчёркнутые слова?

Учитель: У ёлки иголки остры и колки?

Ученики: У ёлки иголки остры и колки.

Учитель: У ёлки иголки остры и колки?

Ученики: У ёлки иголки остры и колки.

Учитель: У ёлки иголки остры и колки?

Ученики: У ёлки иголки остры и колки.

3. Понятие о многозначности.

- О каких иголках говорится в скороговорке? (О листьях ёлки)

- Какие ещё иголки вы знаете? (колючки у ёжика, инструмент для шитья)

- Сколько слов? (1)

- Сколько значений у слова иголки? (3)

- Чем похожи все эти иголки?

- Как называются слова, которые имеют несколько (2 и более) значений?

Микроитог: Какое слово многозначно? (Иголки) Почему? (У него 3 значения).

III. Сообщение темы урока.

- Для чего мы с вами изучаем буквы?

Кому из вас хочется научиться читать для того, чтобы прочитать много-много интересных книг?

- Сегодня мы будем читать слова и предложения с изученными буквами.

IV. Работа по теме урока.

1. Упражнение в соотношении слов и схем.

- Мы хорошо подготовили свой речевой аппарат к работе. Сейчас будем читать слова, и выполнять следующее задание: узнать задуманное слово по его определениям. /Дети читают по слайду/.

Белый, пушистый, искрящийся : снег

Снег, снежок, снега, снеговик, снежинка.

- Прочитайте слова. Назовите лишнее слово. Почему?

Колючая, мохнатая, зелёная : ель

- На какой вопрос отвечает слово "ель"? Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос "что"? (неодушевлённые предметы)

Ледяная, тающая, остроконечная : сосулька

- Установите соответствие между количеством букв и звуков.

Хрупкий, прозрачный, бесцветный : лёд

- Какая орфограмма встречается в этом слове? Подберите проверочное слово

- С каким временем года связаны эти слова? (Время года - зима)

- Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл и вот сама
Пришла волшебница - зима!

Какой месяц зиму начинает, а год заканчивает? (декабрь)

Ученик: В народе о нём говорят, что декабрь хвостик года.

- У декабря есть родные братья. Отгадайте, какой месяц году начало, а зиме середина? (Январь)

Ученик: Много у него народных названий: Январь - носик года, январь - первенец года, январь - сечень, т. е. сечёт, рассекает зиму ровно пополам.

- А вот у третьего брата хоть и капризный характер, но он добрее, мягче своих братьев. Так какой же месяц зиму кончает? (Февраль)

Ученик: О феврале в народе говорят ласково, что он хвостик зимы. А ещё говорят, что февраль зиму замыкает, весне дорогу показывает.

-Прочитайте пословицы, объясните их значение.

Декабрь год кончает - зиму начинает.

Январь году начало, зиме середина.

Вьюги да метели под февраль налетели.

- Ребята, а вы любите зиму? Почему?

Физминутка "Кабы не было зимы" (дети поют песню под караоке и выполняют танцевальные движения).

- Снеговик перемешал схемы слов и слова. Давайте поможем ему подобрать к каждому слову нужную схему. /Дети выполняют задание на карточке/. Проверка по слайду. Оценивание (смайлики).

2. Чтение рассказа (с диктором).

- Любит русский народ зимушку-зиму. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинным, зимним вечером под завывание метели можно и сказки послушать. Сейчас, мы прочитаем сказку "Угощение для Медведя" (с диктором).

Угощение для Медведя.

Зимним утром вышел Волк на охоту. Спустился к реке и увидел на берегу Кота. Сидит Кот на берегу, рыбу ловит. Целое ведёрко наловил. Только хотел Волк у Кота рыбу отнять, а тут, откуда ни возьмись Лиса:

- Ты что, Волк? От голода совесть потерял? Кот и так с нами рыбкой поделится.

- Да берите хоть всю, - сказал Кот и закинул удочку в прорубь.

- Вот спасибо, - обрадовалась Лиса. - Тогда мы ещё и Медведя угостим.

- Верно, Лиса, - почесал за ухом Волк. Как Потапыча не уважить:

Разделила Лиса рыбу на три кучки. Одну, что поменьше, Волку оставила, а две других побольше, в мешок сложила. Подхватила мешок, вильнула хвостом и убежала в лес.

Подошёл тогда к Волку Кот и говорит:

- Эх ты, простофиля! Лисе поверил : Медведь-то зимой в берлоге спит, не до рыбки ему сейчас.

Бросился Волк за лисой и до сих пор поймать не может.

Вот что значит чужим умом жить.

3. Тестирование.

- Если высказывание верное, вы зажигаете зелёный фонарик, если нет - красный фонарик.

Действие в сказке происходит зимой.

  1. На берегу Лиса ловила рыбу.
  2. Кот поделился рыбкой с Волком и Лисой.
  3. Волк предложил угостить рыбкой Медведя.
  4. Лиса разделила рыбу на две кучки.
  5. Лиса обманула Волка.

Проверка (по слайду). Оценивание - смайлики.

Физминутка "Лови снежинку" (гимнастика для глаз - по слайду).

4. Повторное чтение (по цепочке).

5. Беседа по содержанию.

- Назовите главных героев сказки? (Лиса и Волк)

- Что можно сказать о характере Лисы? (Лиса хитрая, лживая, коварная).

- А что можно сказать о Волке? (Волк глупый, доверчивый)

- Объясните, что "значит чужим умом жить"? (Слушать других и выполнять то, что они хотят, не иметь своего мнения)

- Чему учит эта сказка?

V. Итог урока.

- Что узнали нового?

- Что понравилось?

- Что было трудно?

Я вам, ребята, желаю успехов,
Побольше весёлого, звонкого смеха!
Побольше хороших друзей и подруг,
Отметок отличных и знаний сундук.

Оценивание учащихся.

Приложение.