Цели: формировать навыки правильного, слогового, сознательного, выразительного, беглого чтения; учить определять черты характера героя по его поступкам; умение объяснять смысл пословиц; способствовать развитию фонематического слуха; воспитывать наблюдательность, сознательное отношение к поведению.
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютерная презентация по теме урока.
Ход урока
I. Позитивный настрой на рабочий лад.
- Мы начнём наш день с добрых пожеланий друг другу.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
- Я вижу, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что на уроке вы будете внимательными и активными учениками. Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок?
II. Актуализация знаний учащихся.
1. Артикуляционная гимнастика.
- Ребята, скажите, что необходимо делать каждое утро, проснувшись.
- На нашем уроке мы тоже сделаем зарядку для язычка.
Дети берут зеркальца.
- Посмотрели, улыбнулись. Покажем, как скачут лошадки.
- Мама сварила вкусное варенье, оближем губки.
- Время для зарядки закончилось, покажем язычком "часики".
2. Разминка.
- Чтобы красиво говорить, давайте, выполним следующее упражнение. Прочитайте предложение. /Дети читают по слайду/.
У ёлки иголки остры и колки.
- Что это? (Скороговорка).
- Что такое скороговорка? (Короткое шуточное стихотворение, в котором часто повторяются какие - то трудные для произношения звуки)
- Какие звуки повторяются? Прочитайте не спеша, выделяя эти звуки.
- Прочитаем под счёт, прохлопывая ритм.
- Прочитаем тихо (по секрету), громко, очень громко.
- Прочитаем, выделяя голосом подчёркнутые слова?
Учитель: У ёлки иголки остры и колки?
Ученики: У ёлки иголки остры и колки.
Учитель: У ёлки иголки остры и колки?
Ученики: У ёлки иголки остры и колки.
Учитель: У ёлки иголки остры и колки?
Ученики: У ёлки иголки остры и колки.
3. Понятие о многозначности.
- О каких иголках говорится в скороговорке? (О листьях ёлки)
- Какие ещё иголки вы знаете? (колючки у ёжика, инструмент для шитья)
- Сколько слов? (1)
- Сколько значений у слова иголки? (3)
- Чем похожи все эти иголки?
- Как называются слова, которые имеют несколько (2 и более) значений?
Микроитог: Какое слово многозначно? (Иголки) Почему? (У него 3 значения).
III. Сообщение темы урока.
- Для чего мы с вами изучаем буквы?
Кому из вас хочется научиться читать для того, чтобы прочитать много-много интересных книг?
- Сегодня мы будем читать слова и предложения с изученными буквами.
IV. Работа по теме урока.
1. Упражнение в соотношении слов и схем.
- Мы хорошо подготовили свой речевой аппарат к работе. Сейчас будем читать слова, и выполнять следующее задание: узнать задуманное слово по его определениям. /Дети читают по слайду/.
Белый, пушистый, искрящийся : снег
Снег, снежок, снега, снеговик, снежинка.
- Прочитайте слова. Назовите лишнее слово. Почему?
Колючая, мохнатая, зелёная : ель
- На какой вопрос отвечает слово "ель"? Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос "что"? (неодушевлённые предметы)
Ледяная, тающая, остроконечная : сосулька
- Установите соответствие между количеством букв и звуков.
Хрупкий, прозрачный, бесцветный : лёд
- Какая орфограмма встречается в этом слове? Подберите проверочное слово
- С каким временем года связаны эти слова? (Время года - зима)
- Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл и вот сама
Пришла волшебница - зима!
Какой месяц зиму начинает, а год заканчивает? (декабрь)
Ученик: В народе о нём говорят, что декабрь хвостик года.
- У декабря есть родные братья. Отгадайте, какой месяц году начало, а зиме середина? (Январь)
Ученик: Много у него народных названий: Январь - носик года, январь - первенец года, январь - сечень, т. е. сечёт, рассекает зиму ровно пополам.
- А вот у третьего брата хоть и капризный характер, но он добрее, мягче своих братьев. Так какой же месяц зиму кончает? (Февраль)
Ученик: О феврале в народе говорят ласково, что он хвостик зимы. А ещё говорят, что февраль зиму замыкает, весне дорогу показывает.
-Прочитайте пословицы, объясните их значение.
Декабрь год кончает - зиму начинает.
Январь году начало, зиме середина.
Вьюги да метели под февраль налетели.
- Ребята, а вы любите зиму? Почему?
Физминутка "Кабы не было зимы" (дети поют песню под караоке и выполняют танцевальные движения).
- Снеговик перемешал схемы слов и слова. Давайте поможем ему подобрать к каждому слову нужную схему. /Дети выполняют задание на карточке/. Проверка по слайду. Оценивание (смайлики).
2. Чтение рассказа (с диктором).
- Любит русский народ зимушку-зиму. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинным, зимним вечером под завывание метели можно и сказки послушать. Сейчас, мы прочитаем сказку "Угощение для Медведя" (с диктором).
Угощение для Медведя.
Зимним утром вышел Волк на охоту. Спустился к реке и увидел на берегу Кота. Сидит Кот на берегу, рыбу ловит. Целое ведёрко наловил. Только хотел Волк у Кота рыбу отнять, а тут, откуда ни возьмись Лиса:
- Ты что, Волк? От голода совесть потерял? Кот и так с нами рыбкой поделится.
- Да берите хоть всю, - сказал Кот и закинул удочку в прорубь.
- Вот спасибо, - обрадовалась Лиса. - Тогда мы ещё и Медведя угостим.
- Верно, Лиса, - почесал за ухом Волк. Как Потапыча не уважить:
Разделила Лиса рыбу на три кучки. Одну, что поменьше, Волку оставила, а две других побольше, в мешок сложила. Подхватила мешок, вильнула хвостом и убежала в лес.
Подошёл тогда к Волку Кот и говорит:
- Эх ты, простофиля! Лисе поверил : Медведь-то зимой в берлоге спит, не до рыбки ему сейчас.
Бросился Волк за лисой и до сих пор поймать не может.
Вот что значит чужим умом жить.
3. Тестирование.
- Если высказывание верное, вы зажигаете зелёный фонарик, если нет - красный фонарик.
Действие в сказке происходит зимой.
- На берегу Лиса ловила рыбу.
- Кот поделился рыбкой с Волком и Лисой.
- Волк предложил угостить рыбкой Медведя.
- Лиса разделила рыбу на две кучки.
- Лиса обманула Волка.
Проверка (по слайду). Оценивание - смайлики.
Физминутка "Лови снежинку" (гимнастика для глаз - по слайду).
4. Повторное чтение (по цепочке).
5. Беседа по содержанию.
- Назовите главных героев сказки? (Лиса и Волк)
- Что можно сказать о характере Лисы? (Лиса хитрая, лживая, коварная).
- А что можно сказать о Волке? (Волк глупый, доверчивый)
- Объясните, что "значит чужим умом жить"? (Слушать других и выполнять то, что они хотят, не иметь своего мнения)
- Чему учит эта сказка?
V. Итог урока.
- Что узнали нового?
- Что понравилось?
- Что было трудно?
Я вам, ребята, желаю успехов,
Побольше весёлого, звонкого смеха!
Побольше хороших друзей и подруг,
Отметок отличных и знаний сундук.
Оценивание учащихся.