УМК "Сферы" по географии как средство формирования базовых компетенций учащихся

Разделы: География


УМК «Сферы» - это проект по разработке и внедрению новой технологии организации учебного процесса с использованием комплекса современных учебно-методических материалов, созданных в единой методологии. Концепция проекта исходит из задач модернизации отечественного школьного образования, которые определены: - законом «Об образовании» РФ; национальной доктриной образования; программой модернизации образования; образовательными стандартами основного и среднего (полного) общего образования.

В основу проекта положена идея, которая позволяет эффективно реализовывать потребности современных школьников в формировании жизненно важных компетенций: личностной, социальной, коммуникативной, информационной. Она осуществляется через решение следующего: - применения информационных технологий в научно-методической работе учителей географии; создание и развитие единого информационного пространства; создание условий для снижения учебных перегрузок учащихся; повышение мотивации к обучению географии.

Содержание УМК «Сферы» дает целый ряд преимуществ для преподавания с позиции современных взглядов и научных достижений, основываясь на активизации познавательной деятельности учащихся и реализации воспитательного потенциала, заключающийся в следующем:

  • соответствие всем компонентам образовательного стандарта;
  • наличие полного комплекта пособий на бумажных и электронных носителях, обеспечивающего комплексность и преемственность всех уровней школьного географического образования, исчерпывающего потребности как ученика, так и учителя;
  • единый методический, информационный и дизайнерский подход к представлению учебного материала, учитывающий возрастные психофизиологические особенности школьников;
  • наличие навигационной системы, позволяющей осуществить единую технологию обучения в соответствии с психологическими особенностями современных школьников (навигационная система функционирует на дизайнерском и содержательном уровнях, обеспечивая преемственность обучения);
  • практическая направленность, способствующая использованию полученных знаний и умений в реальной повседневной жизни;
  • подача материала с использованием современных информационных технологий multimedia и internet.

Информационно-образовательная среда проекта «Сферы» проста в использовании, интерактивна, ориентирована на практическую деятельность , позволяет максимально учитывать индивидуальные запросы и способности каждого участника образовательного процесса на современном уровне.

УМК «Сферы» является средством обучения комплексного характера, так как до недавнего времени внедрение новых технологий в учебном книгоиздании не вело к переходу на новый уровень качества образования. «Сферы»- качественно новый образовательно-издательский проект, который создает принципиально иную, комплексную информационно-образовательную среду, предоставляющую возможность изучать предмет на основе работы в едином информационном поле, реализованном через взаимосвязь всех компонентов комплекта, облегчают поиск, освоение и интерпретацию информации, изменяют роль и функцию учителя от носителя и транслятора информации к организатору учебной деятельности.

В УМК «Сферы» по географии включены восемь учебно-методических изданий: учебник, электронное приложение, тетрадь-тренажер, тетрадь-экзаменатор, учебный атлас, контурные карты с заданиями, методический гид учителя и географический навигатор.

Учебник- ядро комплекта. В нем наиболее полно использованы традиционные законы создания учебной книги и новые подходы к процессу обучения. Содержательная, методическая и наглядно-иллюстративная составляющие учебника являются единым целым. Учебник имеет фиксированный формат, при котором ритмично повторяются структурные элементы каждой темы и урока, а ритмичность подкрепляется дизайнерским решением.

Каждая тема открывается «Визитной карточкой», которая содержит информацию об уникальных объектах и явлениях в сфере данной темы, а заканчивается рубриками «Подведем итоги» (конкретизация основных положений темы), «Информация к размышлению» (проблемные вопросы, которые могут быть использованы учителем для проведения дискуссий или стать основой для подготовки учащимися своих проектов) и «Подробнее» (ссылки на дополнительные ресурсы, учебники, пособия, источники в Интернете).

Каждый из структурных элементов (карты, схемы, статистические данные , рисунки и т. д.) имеет определенное место в поле разворота, жестко привязанное к тем фрагментам основного текста, к которым он относится содержательно.

Отличительной особенностью текста учебника является его лаконичность и жесткая структурированность, что в полной мере соответствует психологическим особенностям школьников, а также позволяет оптимизировать визуализацию взаимосвязи информационных элементов каждого урока. Работа в замкнутом (но не закрытом) информационном поле разворота способствует формированию комплексного представления об изучаемом предмете.

Тетрадь – тренажер предназначена для самостоятельной работы дома и в классе. Она содержит задания разных типов, сгруппированные по видам работ, и позволяет отрабатывать предметные умения и навыки: решение тестовых заданий, работу с текстом, картографическим и иллюстративным материалом, статистической информацией. Главное отличие этого издания от других рабочих тетрадей – его функция организатора самостоятельной работы ученика, создателя основы для формирования базовых компетенций.

Учебный атлас – непременная составляющая любого учебного комплекта по географии. Учебные атласы серии «Сферы» иллюстрированные, их отличительная особенность – возможность использования в качестве полноценных учебно-методических пособий, позволяющих рационально организовать процесс обучения.

Структура и содержание учебного атласа базируется на соблюдении баланса двух его составляющих: информативной и учебно-методической. Каждая из них обеспечивает формирование базового уровня компетенций, вариативность и личностную ориентированность обучения. Поэтому серию новых атласов можно считать в полной мере обучающей системой, формирующейся на:

  • преемственности в содержании, методическом аппарате, способах картографического изображения и дизайна;
  • адаптации к возрастным психологическим особенностям учащихся;
  • высокой степени генерализации и обобщения материала на основе его жесткого отбора;
  • разгрузке карт при сохранении общей информативной ценности атласа за счет применения метода поэлементного отображения географических показателей;
  • системности и комплексности подачи учебного материала, позволяющих создавать яркие образы отдельных территорий;
  • максимальной наглядности;

Контурные карты с заданиями выполнены в технике объемного изображения рельефа. К каждой карте прилагается система разноуровневых заданий, ориентированных на закрепление основных географических знаний и картографических навыков, а также на развитие аналитических способностей школьников. Контурные карты линии «Сферы» достаточно универсальны и могут использоваться с любым из действующих атласов.

Электронное приложение к учебнику (ЭП), содержащее огромный объем информации, обеспечивает возможность достижения высокой степени индивидуализации обучения на основе повышения уровня самостоятельности учебной деятельности школьников. ЭП создает познавательное и развивающее поле, позволяющее ученику самому выбирать траекторию учебной деятельности – как в рамках освоения материала в соответствии с программой, так и в исследовательской и проектной работе.

Являясь носителем информационных справочных, иллюстративных, методических ресурсов, ЭП обеспечивает привлекательность и технологичность процесса обучения. Использование ЭП предполагает два основных варианта. Первый рассчитан на творчество учителя и ученика, когда из всех предлагаемых в ЭП ресурсов можно выбрать материалы, необходимые для изучения конкретной темы или разработки школьного проекта, и скомпоновать их в нужной последовательности, дополнив из других источников. Второй вариант предполагает использование ЭП на каждом уроке в достаточно полном объеме или при домашнем обучении, когда электронное приложение становится организатором учебной деятельности.

Экзаменатор предназначен для проведения тематического и итогового контроля знаний. Он представляет собой тетрадь, в которой приведены варианты контрольных работ в тестовой и традиционной форме по каждой теме.

Методический гид учителя и географический навигатор предназначены для рациональной организации работы учителя с использованием всех видов пособий УМК и дополнительных информационных ресурсов. «Методический гид» содержит календарное, тематическое и поурочное планирование, составленное в соответствии с программой курса на основе общеобразовательных стандартов и учебных планов, а также варианты технологических карт уроков. В «Географическом навигаторе» собраны основные нормативные документы по преподаванию географии и программы географических курсов, а также подробно описаны концептуальные подходы и принципы с УМК «Сферы».

Значительное место в предоставлении дополнительной информации по каждой конкретно изучаемой теме занимают компоненты , расположенные вне основного текста параграфа. Например, достаточно разнообразный и содержательный иллюстративный материал, в котором заложен большой объем информации, не требующий дополнительного описания в основном тексте.

Внетекстовые компоненты позволяют системно и комплексно дополнять учебный материал, создавать яркие образы отдельных территорий (на примере фрагментов карт), максимально наглядны и эстетически привлекательны. Данные информационные источники образуют познавательное и развивающее поле, позволяющее ученику самостоятельно выбирать траекторию учебной деятельности - как в рамках освоения материала в соответствии с программой, так и в исследовательской и проектной работе.

Основные функции методического аппарата УМК «Сферы» сориентированы на усвоение школьниками базовых географических знаний и в большей степени на формирование и отработку навыков самостоятельного получения учащимися информации, ее анализа и интерпретации. УМК «Сферы» предоставляют возможность изучать предмет на основе работы в едином информационном поле, реализованном через взаимосвязь всех компонентов комплекса, облегчают поиск информации, изменяют роль и функцию учителя от носителя и транслятора информации к организатору учебной деятельности.

УМК «Сферы» предполагает необходимость рациональной организации учебного процесса в соответствии с современными тенденциями в содержании географического образования и методике преподавания географии в современной школе.

Тема урока: Озера. 6 класс.

Урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • формирование знаний об озерах, их видах, особенностях, питании и охране, образовании озерных котловин, их типах;
  • формирование умения выделять существенные признаки и свойства; продолжение формирования навыка работы с физической картой Мира и России, с контурными картами.

Оборудование: Физическая карта Мира; РФ; стенд «Красивейшие озера Мира»; индивидуальные рабочие листы для учащихся; атласы, контурные карты, тетради-тренажеры; учебный диск (география 6 класс).

Ход урока:

1.Оргмомент.

2. Изучение нового материала:

Мы изучаем тему: «Воды суши».

С какими объектами гидросферы, расположенными на суше мы уже познакомились?

(обращение к кластеру).

О них говорят: «Голубые глаза Планеты». В мире их очень много, только в России больше двух млн.

Конечно это озера.

На уроке вы работаете индивидуально и в парах; в ходе урока вам предстоит оформить рабочий лист.

Озеро! Какое оно? Перед вами стенд с изображениями озер. Назовите признаки озера.

(водоем, замкнутый, в углублении…).

Выполнение задания №1. Проверка (сопоставление с определением в учебнике, стр. 80, 1-й абзац).

Озеро – природное углубление (котловина), заполненное водой.

Какие природные процессы и явления могли привести к образованию котловин?

Ответ вы найдете в учебнике на стр. 80.

Прочтите текст и выполните задание №2.

Заполнить пропуски в таблице, используя зад .№10, стр.47 тетради-тренажера и рис.20, стр.80 учебника.

Проверка. Вывод: В природе встречаются озера тектонические, вулканические, карстовые, запрудные, ледниковые, озера-старицы (остаточные).

Вопрос: Какие из озер могут быть самыми глубокими, самыми большими?

Озеро – не только котловина, но и углубление заполненное водой.

- Как озеро пополняется водой? Слайд 24.

- Как различаются озера по водному режиму и солености вод? Слайд 26.

Учебник, стр. 81;

- Реки выносят в озера не только растворенные минеральные вещества, но и большое количество твердых частиц. Что же происходит с озерами?

Слайд 36 (первое знакомство с озерами состоялось).

- Чем озеро отличается от моря? Реки?

А теперь познакомимся с географией озер. Как и все объекты гидросферы, озера обозначены голубым цветом на карте.

Задание №3. (с использованием карт атласа)

Работа с картой полушарий атласа. (стр.12-13).

  1. Виктория – самое большое по площади озеро в Африке.
  2. Чад – мелководное, пересыхающее, с сильно заболоченными берегами.
  3. Великие Северо-Американские озера (5). Оз. Верхнее – самое большое пресноводное озеро.
  4. оз. Эйр – пересыхающее; в сухой период распадается на мелкие водоемы; на карте береговая линия обозначена пунктиром (Австралия).
  5. оз. Титикака – самое высокогорное озеро (на высоте 3812 м. ).

Работа с физической картой РФ атласа. (стр.16-17).

  1. Каспийское – остаток моря Тетис. Море – озеро, населено животными морского происхождения.
  2. Аральское – синие глаза среди желтых песков в пустыне (геофокус, стр.81 учебника).
  3. Байкал – самое древнее (30 млн.лет); вода самая прозрачная (рис.5.19.,стр.80 учебника).
  4. Балхаш – западная часть озера пресная; восточная – солоноватая.(сиреневый цвет).
  5. Ладожское – В годы ВОВ по льду озера проходила «дорога жизни», которая осуществляла связь блокадного Ленинграда со страной.

Релаксация. Закройте глаза, представьте, что вы на берегу озера; дует легкий ветерок, слышится плеск воды. Откиньтесь назад, потянитесь; вернитесь в исходное положение. Откройте глаза, посмотрите вдаль, на кончик носа, на экран……

Знакомство с выдающимися озерами – все они расположены на территории РФ (вопрос №1, стр. 81 учебника).

Слайд 5 , 6, 11.

Выполнение задания №4. Проверка

Задание №5. Проверка.

Задание №6. 1-в; 2-д; 3-в; 4-а; 5-г;

Подведение итогов урока:

Оценка деятельности учащихся: отмечаю работу на уроке - …

Остальных благодарю за внимание, работоспособность.

Домашнее задание: параграф 26.

Сообщения об удивительных (красивейших) озерах Мира (по желанию) можно из представленных на стенде (диске).

Индивидуальный рабочий лист