Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Свойства воды" (система общего развития школьника Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа


Дидактическая цель:

  1. создать условия для усвоения и первичного закрепления знаний по теме «Свойства воды».

Задачи урока:

  1. познакомить учащихся с некоторыми свойствами воды в процессе опытов и практической работы;
  2. формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений;
  3. создать условия для развития мышления, речи учащихся, умения сравнивать и делать выводы, развивать потребности и навыки совместного поиска ответа на поставленную задачу;
  4. создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других.

Тип урока: изучение нового материала.

Основной методический приём: НИЛ.

Ход урока

Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке вас ждёт много открытий, хотя говорить мы будем с вами о том, что вам очень хорошо знакомо. А что же это, вы скажете мне, посмотрев этот видеофрагмент.

Слайд 1 (Видеофрагмент «Льющаяся вода».) Приложение 1

Назовите одним словом то, что вы сейчас увидели на экране? А, как, по-вашему, есть ли вода на других планетах? Не знаете? Тогда послушайте вот эту историю.

Автор: Прибыли как-то на нашу планету инопланетяне, прилетели издалека, из другой солнечной системы. Не просто так прилетели, а с особым заданием. Им необходимо было выяснить, что такое вода. Вот отправились они бродить по городу, спрашивая прохожих: «Что такое вода?»

Инопланетянин: Здравствуйте, сударь!

Человек: Здравствуйте!

Инопланетянин: Скажите, что такое вода?

Человек: Вода? Это очень просто, открой кран – вот тебе и вода. Налей в стакан и выпей.

Автор: Человек вновь пошёл своей дорогой, а инопланетяне – своей. Встречают инопланетяне школьницу лет 12.

Инопланетянин: Девочка, ты знаешь, что такое вода?

Девочка: Да кто ж этого не знает. Вода в реках, морях, океанах. Вода на нашей планете составляет большую часть поверхности. Вода – это дом для растений и животных.

Автор: Остановились инопланетяне, задумались. Что же это за чудо природы, которое можно и пить, и жить в ней одновременно. Тут мимо учёный идёт, размышляет о чём-то.

Учёный: Тоже мировые проблемы решаете?

Инопланетянин: Да нет, пытаемся выяснить, что такое вода.

Учёный: Вода – это, действительно, самое удивительное вещество на Земле. А, чтобы вы в этом убедились, сходите в школу на урок, который будет посвящён воде и её свойствам.

– Уважаемые инопланетяне, оставайтесь на нашем уроке, а мы с ребятами постараемся вам помочь ответить на вопрос: что такое вода, ведь тема нашего урока «Вода и её свойства»

Слайд 2

Вода – самое известное и самое загадочное вещество на нашей планете.

– А много ли воды на Земле? Посмотрите на глобус – модель Земли. Какого цвета на нём больше всего? (Синий и голубой) Почему? На Земле большую часть занимает вода, это – океаны, моря, озёра, реки. Если поверхность Земли разделить на 4 равные части, то 3 из них будет занимать вода и только одну – суша.

– Посмотрите снова на экран. Эти капельки воды помогут вам узнать, кем вы сегодня будете на уроке.

Слайд 3

Составьте из букв на капельках слово. (Исследователь) А кто такой исследователь?

– Исследователь – это человек, занимающийся научными исследованиями, то есть изучением каких-либо предметов или веществ.

– (Исследовательская лаборатория). Сегодня наш класс на один урок превратится в исследовательскую лабораторию, т.е. место, в котором проводятся научные опыты, а проводить эти опыты будете вы.

Слайд 4

Постановка проблемы.

Как в любую исследовательскую лабораторию, в нашу лабораторию попадают на экспертизу разные вещества. Вот и сегодня я принесла на экспертизу вот это вещество. Как вы думаете, что это? Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.

(Это вода)

– По виду похоже на воду. Можно ли наверняка сейчас сказать, что это жидкое вещество - вода? (Нет, можно точно сказать только, что оно жидкое) Как вы думаете, а можно ли пить эту жидкость?

– А что нужно знать, чтобы точно утверждать, что в стакане вода? (Свойства воды, которыми она отличается от других жидкостей)

– Знаем ли мы сейчас свойства воды? (Нет)

– Итак, предмет нашего исследования – вода.

– Так какие же цели поставим перед собой на уроке? (Узнать свойства воды, дать точный ответ на вопрос: что находится в сосуде и можно ли пить эту жидкость)

«Открытие» детьми новых знаний.

Знакомство с правилами т/б при проведении опытов.

Раз мы будем исследователями, то нужно обязательно соблюдать правила исследователей. Внимание на экран!

Слайд 5 (Презентация – видео «Правила безопасности»)

Настоящие исследователи часто работают с неизвестными веществами, и поэтому для безопасности соблюдают определённые правила, которые мы тоже должны знать.

  1. Проводя опыт, быть аккуратными и осторожными. При необходимости работать в перчатках.
  2. Не пробовать на вкус незнакомые вещества.
  3. При определении запаха не подносить вещество близко к носу, не вдыхать резко, направлять воздух над веществом к себе с помощью руки.

– Итак, какие же правила безопасности будем соблюдать во время исследований? (Повторить)

– Использовать для опытов мы будем только известные нам вещества, поэтому перчатки нам не понадобятся, а вот аккуратность при проведении опытов не помешает.

– Для работы мы с вами разделимся на 3 группы. Каждая будет исследовать отдельное свойство воды. У каждой группы имеется «Карта заданий», в которой подробно написано, что нужно будет делать в каждом опыте. Все результаты опыта вы будете записывать в «Лист исследований», и затем старший в группе с помощником представят эти результаты всему классу.

1 группа будет исследовать прозрачность воды, 2 группа - цвет, 3 группа - форму воды.

Приложение 2

Дети проводят опыты.

Выступления детей.

Слайд 7

Физминутка

Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травку и листы.
А как сумерки настали,
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придет
И польет наш огород.

Слайд 8

«Пусть падают капли»

Демонстрационные опыты.

Запах.

Оборудование: 3 сосуда, в сосудах – кофе, вода, томатный сок, подписаны.

– Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что находится в них? (Понюхать)

– Да. Сейчас мы будем узнавать вещества по запаху. Вспомните о т/б при определении запаха. Как нужно нюхать неизвестные вещества?

– Мне нужен для этого опыта 1 помощник. Глаза ученику мы завяжем, и я буду подносить ему для определения запаха разные вещества, а он постарается их угадать. И, если мой помощник угадает вещество правильно, то вы дружно хлопните в ладоши 1 раз, но если вещество не угадано, ваша задача - сидеть тихо, не подсказывая.

– Почему ……. не смог (было трудно) определить вещество по запаху? (Нет запаха) Давайте посмотрим, какое же вещество не имеет запаха. Это вода. Вода не имеет запаха. Это ещё одно свойство воды.

Вкус.

– А теперь мы с вами поиграем в игру «Дегустатор».

– Ко мне выходит 2 ученика, я завязываю им глаза и даю через соломинку попробовать вещества из 3 пакетов (сок, молоко, вода). Эти вещества всем нам хорошо известны, и пить их можно без опаски. Побеждает в этом соревновании тот из дегустаторов, кто быстрее других узнает вещества по вкусу.

– Имеет ли вода вкус? (Нет) Сделаем вывод о вкусе воды. Вода не имеет вкуса. Запомним и это свойство воды.

– А может ли вода приобрести какой-нибудь вкус? А как? (посолить, посластить и т.д.) Текучесть.

– А о каком свойстве воды говорится в этой загадке?

Бежит, бежит – не выбежит,
Течёт, течёт – не вытечет.

– Вода течёт. Это свойство у воды называется текучесть. А чтобы увидеть это свойство, достаточно просто подойти к крану и открыть его. И мы увидим, что вода прекрасно течёт. (Наливаю в свой стакан воды из кувшина)

Рефлексия.

Ну, а теперь давайте подведём итог нашей работе и запишем все полученные результаты в таблицу. Мы исследовали сегодня воду в жидком состоянии. Какими же свойствами она обладает? (Заполнение таблицы)

Слайд 10

Как вы думаете, много ли теперь инопланетяне знают о воде и смогут ли они объяснить. Что такое вода, когда вернутся на свою планету?

– А давайте сделаем инопланетянам подарок. Это будет сказка про капельку воды. Эту сказку сочинили такие же ученики, как и вы. Но для того, чтобы рассказать сказку, мне понадобится ваша помощь. А помогать мне вы будете своими ответами и правильными отгадками на мои загадки.

Путешествия Капельки.

Слайды 11-24

В одной тучке жила-была маленькая Капелька. Вот однажды тучке стало грустно, и она заплакала. Наша Капелька упала на цветок, посмотрела вверх и увидела разноцветный чудо-мост. Как, по-вашему, что это был за мост?

Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнца свет –
Рухнул мост, и щепок нет. ( Радуга)

Солнце стало клониться к закату. С капельками, подружками нашей героини, начали происходить удивительные изменения. От них стали отделяться мелкие частицы и подниматься вверх. Вскоре весь воздух был заполнен ими.

Во что превратились капельки воды? Отгадайте эту загадку.

Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок. (Туман)

Солнце спряталось за горизонтом. Наступила ночь. А наутро, когда солнце проснулось и разбудило всю округу, капелька не узнала себя и своих подруг. Они превратились в сказочных принцесс.

Как зовут этих принцесс? Попробуй, отгадай.

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем. (Роса)

Решила Капелька, что уже достаточно взрослая и отправилась в путешествие. Перебиралась она с травинки на травинку, пока на ее пути не показался поющий поток. "Что это такое?" – удивилась наша героиня.

Помоги капельке, отгадай загадку.

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море. (Река)

Река оказалась потоком бегущей и звучащей воды. Кроме огромного числа капелек в реке было множество обитателей – растений и животных. Наша Капелька летела и катилась вместе с новыми подружками. Вдруг река стала шире, а вода в реке по вкусу солёной. «Это вовсе не река», – подумала Капелька.

Как ты думаешь, куда попал речной поток?

Кругом вода,
А с питьем беда. (Море)

После долгого путешествия Капелька решила вернуться в родные места. Она превратилась в пар, присоединилась к тучке и поплыла вместе с ней. Пролетая над знакомым лугом, она решила опуститься на землю и проведать знакомый цветок. Но только Капелька отделилась от тучки, как её сковал мороз. Мягко упала она на белую землю. И через некоторое время земля покрылась точно белым одеялом.

Почему земля стала белой? Что за одеяло её укрыло?

Лежало одеяло
Мягкое, белое.
Солнце припекло –
Одеяло потекло. (Снег)

Лёгким мотыльком запорхала Капелька-снежинка к поющей речке. Но речка молчала и была покрыта толстым прозрачным стеклом. Странное превращение произошло с водой.

Во что она превратилась вода в реке?

Рыбам жить зимой тепло:
Крыша – толстое стекло. (Лёд)

Речка была подо льдом, знакомый цветок под снегом. "Не поселиться ли мне на сосне?"- подумала Капелька и взлетела на ветку, где увидела ещё одно чудо. Её летние подруги поселились в стеклянных домиках. Домики эти звались...

Растет она вниз головою
Не летом растет, а зимою.
На солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька)

ЭПИЛОГ. Я думаю, вы догадались, что дождинки и росинки, снежинки и льдинки – все это разные состояния воды, с которыми вы будете подробнее знакомиться на следующих уроках.

Вода – это чудо природы, без которого невозможна жизнь!

– Вот теперь уж наши гости с другой планеты наверняка смогут рассказать о воде на своей планете. А диск со сказкой пусть останется вам в подарок.

Возвращение к началу урока, к проблемному вопросу.

– А мы с вами снова возвращаемся в лабораторию, чтобы всё-таки ответить на вопрос: является ли жидкость в кувшине водой и можно ли её пить. В начале урока мы не могли с вами точно сказать, является ли вещество в сосуде водой, так как не знали свойств воды. Сможем ли сделать это сейчас?

– Сравним её свойства со свойствами воды, которые мы сегодня исследовали. (Делаю это сама) Внешние свойства данной жидкости вам хорошо видны: она прозрачна, не имеет цвета. Она ничем не пахнет. Текуча (наливаю в стакан), изменяет свою форму в зависимости от формы сосуда. Осталось только определить, какая она на вкус.

– А можно пробовать незнакомые вещества? Конечно, нет. Но, я всё же попробую, ведь воду в этот кувшин наливала я сама вот из этой бутылки с чистой питьевой водой. А вы, ребята, запомните: воду нужно пить только чистую, а лучше родниковую.

У воды нет вкуса. Почему же есть такое выражение: вкусная вода?

(Приятная на вкус, чистая, хорошо утоляет жажду)

Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться!
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.

– Весь урок мы говорили сегодня о воде, узнали её свойства, а теперь пришло время её попробовать. Я благодарю вас за хорошую работу на уроке и угощаю вас этой замечательной вкусной водой.