Урок русского языка во 2-м классе, по программе "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: развитие речи.

Цели урока:

образовательные:

  • формирование умения составлять текст, используя опорные слова;
  • совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов с изученными орфограммами;
  • совершенствовать каллиграфические навыки;

развивающие:

  • обогащать и уточнять словарный запас;
  • активизировать словарь фразеологическими оборотами;
  • развивать навыки самостоятельной работы;
  • развивать мышление, внимание, память;

воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, творческую активность;
  • воспитывать интерес к изучению русского языка.

Ход урока

I. Организация класса.

– Сейчас урок русского языка, – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно!
Работаем старательно!

II. Постановка цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжим работу над развитием речи. Будем составлять и записывать текст и, конечно, учиться красиво писать.

– Ну что же, начнём урок с интеллектуальной разминки:

  • Какой сегодня день недели?
  • Что за самоуверенный толстячок жил на крыше?
  • Из чего состоит предложение?
  • Как называются слова противоположные по смыслу?
  • Антоним слова грустный.
  • Что есть у текста?
  • Хорошо того учить, кто … (хочет всё знать).

III. Чистописание.

(Слайд 3)

Дети открывают тетради, число и классная работа записаны в тетрадях заранее. Дети говорят хором:

Я тетрадь свою открою
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Проверьте, сегодня 4 декабря. Какие опасные места встретились вам при письме? Подчеркнём их зелёной ручкой.

Я загадала букву (задавая учителю вопросы, дети отгадывают букву). «З»

Назовите и запишите слоги, в которых буква з обозначает мягкий согласный звук.

(Слайд 4) «Прочитай-ка». Прочитайте по транскрипции фразеологический оборот

[З а р у б и т' н а н а с у] – что он обозначает?

Как правильно записать, проговорите. Запишите, подчеркните опасные места (зарубить на носу).

IV. Словарная работа.

Слайд 5.

Кого так звали: « длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Заяц (записываем в тетрадь) Слайд 6.

Давайте подберём к слову заяц родственные слова.

Заяц, зайчишка, зайка, заинька, зайчик, зайчиха.

Задания у каждого на карточке.

С левой стороны написаны фразеологические обороты со словом заяц, с правой – значения данных оборотов. Соотнесите обороты с их значениями.

Когда так говорят?

  • Заячья душа.
  • Убить двух зайцев.
  • Трусить, дрожать от страха, как заяц.
  • Петлять, запутывать следы, как заяц.
      
  • Многократно и резко менять направление во время бегства.
  • Одновременно выполнять два дела, добиться осуществления двух целей.
  • Очень трусливый человек.
  • Трусить, очень бояться кого-либо или чего-либо.

Слайд 7 (проверка самостоятельной работы)

Выберите один фразеологический оборот, прочитайте глазками, запомните. Напишите по памяти.

Физминутка

Потрудились, отдохнём!

И физминутка у нас несовсем обычная.

Отгадайте, о чём идёт речь?

  • их мозолят, ими хлопают, в них пыль пускают, их закрывают. (Глаза)
    Выполняем упражнения для глаз.
  • Её морочат, ломают, её можно вскружить, от неожиданности на неё падает снег. (Голова)
    Выполняем вращения головой.
  • их можно умывать, по ним можно ударить, её можно подать. Что это? (Руки)
    Махи руками, «замочек» за спиной, хлопки.

V. Закрепление изученного:

(составление текста)

Откройте учебники на стр.64, упражнение 100.

Читаем задание.

Прочитайте заглавие и первое предложение. Можно ли догадаться о чём идёт речь?

Прочитайте слова. Что они вам подсказали?

Составьте из слов 1-го столбика предложение. О чём оно?

Докажите, что слова связаны по смыслу. И т.д.

Запишите предложения.

Что у вас получилось? Докажите, что это текст. Прочитайте.

Работа над предложением (подчеркнуть грамматическую основу предложения, опасные места).

VI. Итог урока.

Чему вы научились сегодня на уроке?

– Что вам понравилось на уроке?

– Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?

– Спасибо всем! Урок кончен.

Дополнительный материал.

Фразеологический зверинец

  • Трусливый как (заяц)
  • неуклюжий как (медведь)
  • хитрый как (лиса)
  • упрямый как (осёл)
  • Голоден как (волк)
  • болтливый как (сорока)
  • Колючий как (ёж)

Физминутка:

Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот таки ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.

Упражнение 100. Составь текст по данному началу. Сначала прочитай заглавие и первое предложение. Затем составь из данных слов следующие предложения этого текста.

Кто он?

Живёт в лесу симпатичный зверь.

глазки хвост    
блестят дрожит ушки шубка
круглые короткий торчат серая
испуганные пушистый длинные тёплая

Запиши свой текст. Докажи, что у тебя получился текст. О ком этот текст?

Литература:

  1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык», 2 класс.
  2. Школьный фразеологический словарь.

Презентация