Тип урока: урок закрепления.
Вид урока: урок-обзор.
Цель урока: систематизировать знания и умения учащихся применять правила сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей.
Задачи урока:
- общеобразовательная: отработка навыков и умений по сложению, вычитанию, умножению и делению посредством решения письменных и устных упражнений;
- развивающая: развивать познавательный интерес, продолжать формирование математической речи, вырабатывать умение анализировать и сравнивать;
- воспитательная: воспитывать умение выслушивать других и умение общаться.
Мотивационная задача: создать ситуацию успеха на уроке через похвалу, стимулирование сильных и слабых ответов.
Организационные формы общения: коллективная, групповая и индивидуальная.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя:
– Ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами совершим путешествие в подводное царство. Нам предстоит преодолеть 2000 лье под водой, как некогда капитан Немо на своем легендарном «Наутилусе». Вы встречались с произведением Жюли Верна «Капитан Немо»? Лье – это единица измерения морской длины.
Отправляясь в путешествие, я хочу, чтобы вы помнили слова Лобачевского: «Человек… родился быть господином, повелителем, царем природы, но мудрость, с которой он должен править, не дана ему от рождения: она приобретается учением». (слайд) И сегодня, путешествуя, вы тоже будете учиться!
А чтобы почувствовать себя моряками, я предлагаю вам надеть морские атрибуты.
3. Включение в систему знаний. Сопровождение урока – презентация.
– Итак, представьте себе, что наш «Наутилус» находится вблизи мыса Горн. С этого места мы отправляемся в плавание. (слайд)
ВСЕМ ВНИМАНИЕ! ПРИГОТОВИТЬСЯ К ПОГРУЖЕНИЮ!
– Наш корабль за минуту погружается на – 20 м. Что значит – 20м? (На 20 м ниже уровня моря).
– На какой глубине будем через мы через час? (60мин*20м/мин = 1200м или 60 мин*(-20м/мин)=-1200м)
– Ребята, вам не кажется, что опускаемся мы слишком медленно? Нельзя ли побыстрей? (ответы)
– Итак, мы погружаемся. Перед нашими глазами открывается совсем иной мир, великолепное подводное царство.
– Кто мне назовет обитателей вод Индийского океана? (ответы учащихся)
– Пока мы с вами рассматривали обитателей подводного царства, мы опустились уже на достаточную глубину. Как бы нам не удариться о дно. Давайте рассчитаем, сколько времени нам потребуется, чтобы достичь морского дна, если скорость наша – 20 м/мин, а глубина здешних мест – 5400м. (ответ: -5400/(-20) = 270 мин = 4,5 часа)
– Продолжим наше путешествие. Мы направляемся к берегам Австралии. По пути нас сопровождают наши друзья – дельфины. (слайды). Это удивительные животные. Наверное, единственные из дикой природы, которые не боятся, а дружат с человеком. Ученые считают, что дельфины способны издавать и улавливать ультразвуки. Кроме того, они очень веселые и умные существа. Вот и сейчас они резвятся вокруг нашего Наутилуса, то обгоняя его, то отставая. Давайте обозначим положение нашего корабля на числовой прямой точкой нуль. То есть, мы двигаемся, и числовая прямая двигается вместе с нами. Если дельфин обгоняет корабль, то скорость его считается положительной, если отстает, то отрицательной.
– Нам предстоит выяснить, на каком расстоянии от корабля находится или будет находиться дельфин, если:
- v =10м/с, t = 4с На сколько метров дельфин обгоняет корабль? (10*4=40 м)
- v = -20м/с, t = 2,5с Что происходит с дельфином? На сколько метров отстал дельфин? (-20*2,5=-50 м )
- А теперь дельфин оказался на отметке -30м. Сколько метров до нашего корабля? (20м). А какое расстояние проплыл дельфин с отметки 50м до отметки -50 м ? (100м)
– Мы благополучно обогнули Австралийский континент и оказались в Тихом океане. Ребята, а кто из вас знает самую глубокую точку земной поверхности? (Марианский желоб)
– А где он находится? (В Тихом океане)
– Итак, следующая цель нашего путешествия – Марианский желоб. Перед нами стоит задача: измерить его глубину. Мы не можем с вами опуститься на его дно. Почему? (Из-за большого давления)
– А как же нам быть? (Выход – эхолот)
– Итак, у нас есть замечательный прибор – эхолот. С его помощью мы и измерим глубину Марианского желоба. Известно, что скорость звука в воде – 1480 м/с. А отражение звуковой волны вернулось на борт нашего корабля через 14,8 с. Посчитайте самостоятельно глубину Марианского желоба. (1480*14,8=21904 м = 21, 904 км) (слайд)
– Мы бороздим бескрайние просторы Тихого океана. (слайд) А вот на нашем пути подводные скалы. А в скалах, конечно же, есть ущелья и пещеры. Вот и у нас на пути странная пещера. Вокруг нее нет ни одного морского обитателя. Даже акулы оплывают ее стороной. Давайте посмотрим поближе. Вот впереди два каких – то огонька. Как вы думаете, что это такое? (Варианты ответов)
– Да это же морское чудовище! Представьте, оно выползает из своей пещеры. Что нам делать? (Варианты ответов)
А я думаю, надо удирать. Тем более, что оно начинает агрессивно себя вести. О, Боже! Оно повредило нам левый двигатель. Уплываем! Но это будет не так – то просто. Ребята, вам необходимо быстро и правильно решить ряд заданий, и тогда вы образуете цепь не прерывного питания двигателя.
4. Самостоятельная работа по карточкам.
– Вы получаете таблицу, которую нужно заполнить. Правило заполнения состоит в том, что ответ предыдущего действия ставится в первую клетку следующего.
Вариант 1. Фамилия ... |
Вариант 2. Фамилия ... |
|
|
Проверка по слайду.
Вариант 1 | Вариант 2 |
|
|
20 | 3 |
– Ох, еле ноги унесли. Чего только нет в морских глубинах.
Даже вот такие ужасные чудовища. А вот прямо по курсу затонувший корабль (слайд.) Интересно, сколько лет он здесь пролежал? Давайте, его исследуем. Что можно найти на старинном затонувшем корабле? (Различные варианты.)
Группа водолазов в составе Довыденко Алексея и Ивличева Кирилла отправляются на исследование корабля. Для этого им нужно решить задачу. Остальная команда расшифровывает карту, работая устно.
5. Индивидуальная и групповая работа
Задача (на карточке)
Масса драгоценных камней измеряется в каратах, причем 1 карат равен 0,2 г. Водолазы нашли на затонувшем корабле два алмаза. Первый – массой 51 карат, а второй – массой 10,1 г. Какой алмаз ценнее?
Решение.
- 1 карат – 0,2г или 51 карат∙0,2 г = 10,2г
- х карат – 10,1г, х = 1∙10,1 : 0,2 = 50,5 карата
Ответ: первый алмаз ценнее второго. (слайд)
Карта. Задание: числа в первой строке карты умножить100; числа во второй строке перемножить; числа в третьей строке разделить на 100. (слайд)
– Ребята, давайте узнаем, как обстоят дела у наших водолазов.
Проверим решение их задачи. (слайд)
Возвращение домой.
– Ребята, мы увидели много интересного, узнали много нового, но пора всплывать. Нас ждут родные берега. Но чтобы всплыть, вам снова необходимо потрудиться. С каждым правильно решенным примером, мы будем ближе к поверхности (слайд).
На какое число можно умножить дробь, чтобы произведение оказалось натуральным числом?
9,1; 0,4; 7,5; 0,01; 84; 1,111; 5,123456.
Сравните дроби:
- 3,5 и 4,1
- 2,4 и 2,72
- 3,29 и 3,92
- 4,11 и 4,5
- 76 и 67,3
- 0,001 и 0,0011
- 2009,1 и 2009,11
6. Итоги урока.
– Итак, дорогие моряки-подводники! Наше путешествие подошло к концу. Вы справились с заданиями, я надеюсь, вам было интересно. Так же мы с вами вспомнили такие действия над десятичными дробями, как сложение, вычитание, умножение, деление и сравнение. А впереди нас ждут еще и отрицательные десятичные дроби. Но это будет уже другая история.
Оценивание работы учащихся.
Домашнее задание: повторить правила сложения и вычитания, умножения и деления рациональных чисел