Урок математики в 6-м классе "2000 лье под водой"

Разделы: Математика


Тип урока: урок закрепления.

Вид урока: урок-обзор.

Цель урока: систематизировать знания и умения учащихся применять правила сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей.

Задачи урока:

  • общеобразовательная: отработка навыков и умений по сложению, вычитанию, умножению и делению посредством решения письменных и устных упражнений;
  • развивающая: развивать познавательный интерес, продолжать формирование математической речи, вырабатывать умение анализировать и сравнивать;
  • воспитательная: воспитывать умение выслушивать других и умение общаться.

Мотивационная задача: создать ситуацию успеха на уроке через похвалу, стимулирование сильных и слабых ответов.

Организационные формы общения: коллективная, групповая и индивидуальная.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя:

– Ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами совершим путешествие в подводное царство. Нам предстоит преодолеть 2000 лье под водой, как некогда капитан Немо на своем легендарном «Наутилусе». Вы встречались с произведением Жюли Верна «Капитан Немо»? Лье – это единица измерения морской длины.

Отправляясь в путешествие, я хочу, чтобы вы помнили слова Лобачевского: «Человек… родился быть господином, повелителем, царем природы, но мудрость, с которой он должен править, не дана ему от рождения: она приобретается учением». (слайд) И сегодня, путешествуя, вы тоже будете учиться!

А чтобы почувствовать себя моряками, я предлагаю вам надеть морские атрибуты.

3. Включение в систему знаний. Сопровождение урока – презентация.

– Итак, представьте себе, что наш «Наутилус» находится вблизи мыса Горн. С этого места мы отправляемся в плавание. (слайд)

ВСЕМ ВНИМАНИЕ! ПРИГОТОВИТЬСЯ К ПОГРУЖЕНИЮ!

Наш корабль за минуту погружается на – 20 м. Что значит – 20м? (На 20 м ниже уровня моря).

На какой глубине будем через мы через час? (60мин*20м/мин = 1200м или 60 мин*(-20м/мин)=-1200м)

Ребята, вам не кажется, что опускаемся мы слишком медленно? Нельзя ли побыстрей? (ответы)

Итак, мы погружаемся. Перед нашими глазами открывается совсем иной мир, великолепное подводное царство.

Кто мне назовет обитателей вод Индийского океана? (ответы учащихся)

Пока мы с вами рассматривали обитателей подводного царства, мы опустились уже на достаточную глубину. Как бы нам не удариться о дно. Давайте рассчитаем, сколько времени нам потребуется, чтобы достичь морского дна, если скорость наша – 20 м/мин, а глубина здешних мест – 5400м. (ответ: -5400/(-20) = 270 мин = 4,5 часа)

Продолжим наше путешествие. Мы направляемся к берегам Австралии. По пути нас сопровождают наши друзья – дельфины. (слайды). Это удивительные животные. Наверное, единственные из дикой природы, которые не боятся, а дружат с человеком. Ученые считают, что дельфины способны издавать и улавливать ультразвуки. Кроме того, они очень веселые и умные существа. Вот и сейчас они резвятся вокруг нашего Наутилуса, то обгоняя его, то отставая. Давайте обозначим положение нашего корабля на числовой прямой точкой нуль. То есть, мы двигаемся, и числовая прямая двигается вместе с нами. Если дельфин обгоняет корабль, то скорость его считается положительной, если отстает, то отрицательной.

– Нам предстоит выяснить, на каком расстоянии от корабля находится или будет находиться дельфин, если:

  1. v =10м/с, t = 4с На сколько метров дельфин обгоняет корабль? (10*4=40 м)
  2. v = -20м/с, t = 2,5с Что происходит с дельфином? На сколько метров отстал дельфин? (-20*2,5=-50 м )
  3. А теперь дельфин оказался на отметке -30м. Сколько метров до нашего корабля? (20м). А какое расстояние проплыл дельфин с отметки 50м до отметки -50 м ? (100м)

– Мы благополучно обогнули Австралийский континент и оказались в Тихом океане. Ребята, а кто из вас знает самую глубокую точку земной поверхности? (Марианский желоб)

– А где он находится? (В Тихом океане)

Итак, следующая цель нашего путешествия – Марианский желоб. Перед нами стоит задача: измерить его глубину. Мы не можем с вами опуститься на его дно. Почему? (Из-за большого давления)

– А как же нам быть? (Выход – эхолот)

– Итак, у нас есть замечательный прибор – эхолот. С его помощью мы и измерим глубину Марианского желоба. Известно, что скорость звука в воде – 1480 м/с. А отражение звуковой волны вернулось на борт нашего корабля через 14,8 с. Посчитайте самостоятельно глубину Марианского желоба. (1480*14,8=21904 м = 21, 904 км) (слайд)

– Мы бороздим бескрайние просторы Тихого океана. (слайд) А вот на нашем пути подводные скалы. А в скалах, конечно же, есть ущелья и пещеры. Вот и у нас на пути странная пещера. Вокруг нее нет ни одного морского обитателя. Даже акулы оплывают ее стороной. Давайте посмотрим поближе. Вот впереди два каких – то огонька. Как вы думаете, что это такое? (Варианты ответов)

– Да это же морское чудовище! Представьте, оно выползает из своей пещеры. Что нам делать? (Варианты ответов)

А я думаю, надо удирать. Тем более, что оно начинает агрессивно себя вести. О, Боже! Оно повредило нам левый двигатель. Уплываем! Но это будет не так – то просто. Ребята, вам необходимо быстро и правильно решить ряд заданий, и тогда вы образуете цепь не прерывного питания двигателя.

4. Самостоятельная работа по карточкам.

– Вы получаете таблицу, которую нужно заполнить. Правило заполнения состоит в том, что ответ предыдущего действия ставится в первую клетку следующего.

Вариант 1.
Фамилия

...
Вариант 2.
Фамилия

...
  1. 1,4 + 0,6 = ...
  2. ... – 1,7 = ...
  3. ... ∙ 1,2 = ...
  4. ... : 9 = ...
  5. ... + 0,96 = ...
  6. ... – 0,2 = ...
  7. ... ∙ 0,5 = ...
  8. ... : 0,02 = ...
  1. 2,6 + 0,4 = ...
  2. ... – 28 = ...
  3. ... ∙ 1,8 = ...
  4. ... : 12 = ...
  5. ... + 0,97 = ...
  6. ... – 0,1 = ...
  7. ... ∙ 0,5 = ...
  8. ... : 0,15 = ...

Проверка по слайду.

 Вариант 1 Вариант 2
  1. 1,4 + 0,6 =2
  2. 2 - 1,7 = 0,3
  3. 0,3 ∙ 1,2 =0,36
  4. 0,36 : 9 =0,04
  5. 0,04 +0,96 = 1
  6. 1 - 0,2 =0,8
  7. 0,8 ∙ 0,5 = 0,4
  8. 0,4 : 0,02 =20
  1. 2,6 + 0,4 =3
  2. 3 – 2,8 =0,2
  3. 0,2 ∙ 1,8 =0,36
  4. 0,36 : 12 =0,03
  5. 0,03 + 0,97 =1
  6. 1 - 0,1 =0,9
  7. 0,9 ∙ 0,5 =0,45
  8. 0,45 : 0,15 = 3
20 3

– Ох, еле ноги унесли. Чего только нет в морских глубинах.

Даже вот такие ужасные чудовища. А вот прямо по курсу затонувший корабль (слайд.) Интересно, сколько лет он здесь пролежал? Давайте, его исследуем. Что можно найти на старинном затонувшем корабле? (Различные варианты.)

Группа водолазов в составе Довыденко Алексея и Ивличева Кирилла отправляются на исследование корабля. Для этого им нужно решить задачу. Остальная команда расшифровывает карту, работая устно.

5. Индивидуальная и групповая работа

Задача (на карточке)

Масса драгоценных камней измеряется в каратах, причем 1 карат равен 0,2 г. Водолазы нашли на затонувшем корабле два алмаза. Первый – массой 51 карат, а второй – массой 10,1 г. Какой алмаз ценнее?

Решение.

  1. 1 карат – 0,2г или 51 карат∙0,2 г = 10,2г
  2. х карат – 10,1г, х = 1∙10,1 : 0,2 = 50,5 карата

Ответ: первый алмаз ценнее второго. (слайд)

Карта. Задание: числа в первой строке карты умножить100; числа во второй строке перемножить; числа в третьей строке разделить на 100. (слайд)

– Ребята, давайте узнаем, как обстоят дела у наших водолазов.

Проверим решение их задачи. (слайд)

Возвращение домой.

– Ребята, мы увидели много интересного, узнали много нового, но пора всплывать. Нас ждут родные берега. Но чтобы всплыть, вам снова необходимо потрудиться. С каждым правильно решенным примером, мы будем ближе к поверхности (слайд).

На какое число можно умножить дробь, чтобы произведение оказалось натуральным числом?

9,1; 0,4; 7,5; 0,01; 84; 1,111; 5,123456.

Сравните дроби:

  • 3,5 и 4,1
  • 2,4 и 2,72
  • 3,29 и 3,92
  • 4,11 и 4,5
  • 76 и 67,3
  • 0,001 и 0,0011
  • 2009,1 и 2009,11

6. Итоги урока.

– Итак, дорогие моряки-подводники! Наше путешествие подошло к концу. Вы справились с заданиями, я надеюсь, вам было интересно. Так же мы с вами вспомнили такие действия над десятичными дробями, как сложение, вычитание, умножение, деление и сравнение. А впереди нас ждут еще и отрицательные десятичные дроби. Но это будет уже другая история.

Оценивание работы учащихся.

Домашнее задание: повторить правила сложения и вычитания, умножения и деления рациональных чисел

Презентация