Кодирование информации

Разделы: Информатика


Возраст учащихся: VIII класс.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока:

  • изучение нового материала по теме «Кодирование информации» с использованием презентации, - повторением знаний учащихся по теме «Информация. Знаки и знаковые системы»
  • показать учащимся способы кодирования информации
  • формирование навыков эффективной работы с информацией.

Задачи урока:

образовательная:

  • формировать у учащихся представления о кодировании информации;
  •  познакомить со способами кодирования;
  •  формировать умения и навыки работы с таблицами кодов;

развивающая:

  • развить умения анализировать, обобщать знания, выделять главное;
  • развивать творческую активность учащихся;

воспитательная:

  • воспитать интерес к знаниям;
  • воспитать у учащихся самостоятельность.

Средства обучения:

  • технические средства: мультимедийный проектор;
  • программные средства: презентация, подготовленная в PowerPoint (Приложение 1);
  • раздаточный материал: кодировочные таблицы, карточки с заданием (Приложение 2, Приложение 3).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся , проверяет их готовность к уроку .

слайд 1

– Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы узнаем, что такое кодирование информации, какие виды кодирования бывают, сами будет кодировать.

А для начала мы повторим, что такое информация, какие существуют виды информации и какие знаки используются человеком для передачи информации.

2. Актуализация знаний

Работа в парах /на листочках/. Ребята отвечают на вопрос, представленные на слайдах .

2 слайд

С помощью каких знаков люди и животные получают информацию об объектах (названия объектов выделены жирным шрифтом и подчеркнуты) в приведённых ниже примерах:

3 слайд

Классифицируйте знаки по способу связи между их формой и их значением:

  1. иконические
  2. символы

Проверка выполнения работы в парах

3. Объяснение нового материала.

Мы повторили с вами, что информация представляется с помощью знаков: с помощью нот зашифровывают, или кодируют, музыку, с помощью букв зашифровывают какой-либо текст, с помощью звукового звонка кодируют начало и окончание урока

слайд 4

Очень часто бывает так, что информацию в ее первоначальном виде передать невозможно. Тогда ее надо представить с помощью какого-нибудь специального набора символов. Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.

В процессе представления информации с помощью знаковой системы производится ее кодирование.

Результатом кодирования является последовательность знаков, т.е. информационный код.

А какие же виды кодов бывают? Давайте посмотрим видеофрагмент.

слайд 4 /ссылка Примеры кодов/

Запишите в тетрадь примеры кодов, которые вы увидели.

Давайте сделаем вывод:

Кодирование – это перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода. /Запись в тетрадь/

слайд 5

Когда мы представляем информацию с помощью кода, то она имеет определенную длину, т.е. количество знаков в коде, которая называется длиной кода /Запись в тетрадь/

Демонстрационный слайд 6

В процессе обмена информацией между людьми часто приходиться переходить от одной формы представления информации к другой. Посмотрим пример такого перехода /Переход по ссылке Например/

слайд 7

Как же называется процесс перехода информации от одной формы представления к другой?

Просмотрим видеофрагмент и сделаем вывод /Переход по ссылке Процесс перехода/

Сделайте вывод, что такое перекодирование /ребята предлагают свои версии определения перекодирования/

Молодцы, вы правильно сформулировали определение процесса перекодирования. Давайте запишем его в тетрадь.

слайд 7 /вывод определения по щелчку мыши/

Перекодирование – это преобразование знаков одной знаковой системы в знаки другой знаковой системы.

4. Закрепление материала.

слайд 8

Учитель демонстрирует способы перевода. Демонстрируются слайды с закодированными разными способами слова. Ученики все вместе расшифровывают загаданные слова.

слайд 9

Для того чтобы расшифровать или раскодировать информацию, необходимо применить ключ. Ученики все вместе расшифровывают загаданные слова, используя ключ.

5. Дополнительное задание.

слайд 7

Учащиеся самостоятельно на компьютере изучают дополнительный материал /Переход по ссылке Дополнительно/

Каждому учащемуся раздаются индивидуальные карточки. В течении некоторого времени выполняется работа, с использованием таблиц кодировок. /раздаточный материал/. Затем учащиеся меняются карточками в парах и проверяют работу друг друга.

6. Подведение итогов.

Обобщение материала. Выставление оценок.

7. Домашнее задание.

Загадайте слово и придумайте собственный способ кодирования: графический (с помощью картинок или знаков), числовой (с помощью чисел) или символьный (с помощью букв). Подготовка к проверочному тесту /тест можно использовать и как самопроверку/