Цели урока:
- Формирование умений работать с цифровыми данными в различной форме (табличной, графической) и использовать компьютер как техническое обеспечение информационного процесса.
- отработка умений и навыков для выявления причин изменения годового хода температур воздуха, для разных городов, отработка умений и навыков по построению графиков ЭТ EXCEL.
- развитие умений учащихся составлять и анализировать графики хода температур;
- развитие умений и навыков применения программы EXCEL на практике.
- воспитание интереса к родному краю, умения работать в коллективе;
- развитие эстетического вкуса, гармоничного цветового восприятия.
Тип урока: урок с применением ИКТ.
Методы обучения: Беседа, устный опрос, практическая работа.
Оборудование: Физическая карта России, атласы, презентация Microsoft PowerPoint, мультимедийный проектор, компьютеры (10 шт).
Ход урока
Организационный момент.
Приложение 1. Слайд №1.
Основная часть.
Учитель зачитывает отрывок.
В 1862 году, два англичанина, Глешер и Коксвель, решили подняться на воздушном шаре выше облаков.
Шар полетел вверх очень быстро, и, чем выше он поднимался, тем становилось холоднее. На высоте 3 км англичане достигли облаков.
Когда шар летел сквозь облака, исследователи дрожали от холода и сырости. То, что мы называем облаками, есть густой, холодный туман, в котором ничего не видно.
Кончились облака, стало светло, показалось голубое небо и солнце. Облака казались сверху белым, волнистым полем, словно его покрывал снег. Через разрывы облаков кое-где можно было видеть землю – поля, леса, города, море.
Выше облаков было еще холоднее. На высоте 5 км замерзла вода. Дышать стало трудно, в ушах шумело, сердце сильно билось. Но исследователи решили терпеть до последней возможности и не хотели опускаться. Напротив, они высыпали весь песок из корзинки, так что шар стремительно пошел вверх.
На высоте 8 км один из них почувствовал сильную слабость, он упал без памяти: воздуха стало недостаточно для дыхания.
А шар все поднимался.
Обоим смельчакам угрожала смерть. На высоте 11 км было – 24 градуса мороза, а на земле в это время деревья, были покрыты зеленью и трава, пестрела цветами.
Потерявший сознание весь посинел и лежал, как мертвец. Его товарищ, едва дыша, собрал, наконец, последние силы и хотел поднять руки, чтобы взять шнурок от клапана, но они не действовали. Тогда он зубами схватил и потянул шнурок. Клапан открылся – и шар начал спускаться. Через некоторое время оба англичанина спустились на землю.
Учитель. Слайд №2.
- Почему на такой большой высоте низкие температуры воздуха?
- Почему на высоте людям, находящимся на воздушном шаре, трудно было дышать?
- На сколько изменяется температура воздуха и давления с высотой?
Вывод: Значит не только на поверхности суши, но и в горах происходят изменения температуры.
Учитель. Слайд №3.
Учитывая материал прошлого урока, давайте вспомним:
- Как в течение суток меняются температуры воздуха и почему? Подтвердим эту зависимость практическим домашним заданием.
- Почему разные температуры в разных частях Земли? От чего это зависит?
Рассмотрим годовой ход температур г. Ярославля. Слайд №4.
Самый тёплый месяц в году – июль. А высота солнца над горизонтом в градусах самая большая в июне. Почему? Слайд №5.
- Как меняется температура в течение года и почему?
- Что такое амплитуда температур? Как ее найти?
- Как найти среднегодовую температуру воздуха?
Слайд № 6, 7.
Вывод: Температура воздуха на поверхности Земли зависит от угла падения солнечных лучей. Слайд №8.
Учитель.
Найдем на физической карте России город Сочи и город, в котором мы живем Ярославль. Найдем географические координаты названных городов. В место, где на карте находится город, ставлю флажки.
Учитель.
- Ребята, сколько времени вы потратили на прошлом уроке строя график?
- Почему графическая форма результатов в данном случае предпочтительней?
- Почему на этом уроке мы с вами используем программу EXCEL?
Вывод: Программа EXCEL, позволяет сэкономить время и представить табличные результаты в графической форме.
Учитель.
Сегодня на практической работе, которую вы выполните на компьютере, вам предстоит ответить на вопрос:
Совпадут ли графики хода температур воздуха для разных городов? Объяснить почему? Сделать вывод.
Учитель.
Давайте познакомимся с ходом практической работы “Построение графиков”. У каждого учащегося на столе алгоритм выполнения практической работы.
Слайд №9.
Практическая работа.
Тема: “Построение графиков изменения температур”
Цель:
- Отработка умений и навыков построения графиков с помощью мастера диаграмм в EXCEL
- Использование графиков при анализе и сравнении.
Ход работы
- Откройте папку Мои документы, найдите файл Практ_работа_6 кл.
- Внесите значения температур г. Сочи и г. Ярославль в таблицу.
Месяц | Янв. | Февр. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сент. | Окт. | Ноя. | Дек. |
Т.Сочи | 1 | 5 | 8 | 11 | 16 | 22 | 26 | 24 | 18 | 11 | 8 | 2 |
Т.Ярос | -10 | -9 | -4 | 5 | 10 | 17 | 19 | 16 | 9 | 5 | -4 | -7 |
- Постройте с помощью Мастера диаграмм график для значений диапазона А4:М6 (название графику и осям дайте самостоятельно).
- Увеличить построенный график.
- Ввести в ячейку В29 формулу для расчета амплитуды температуры г. Сочи.
- Ввести в ячейку В30 формулу для расчета амплитуды температуры г. Ярославль
- Ввести в ячейку В31 формулу для расчета средней годовой температуры г. Сочи.
- Ввести в ячейку В32 формулу для расчета средней годовой температуры г. Ярославль
- Сравнить (устно) полученные результаты.
- Сохранить работу под именем ПР1_гео_(фамилия).
- Сделать вывод. Совпадут ли графики хода температур воздуха для разных городов? Объяснить почему?
В ПК хранится файл с готовой таблицей к заполнению, содержащей свободные ячейки для занесения формул, используемых при расчете амплитуды и средней температуры. Далее алгоритм обсуждается, и учащиеся выполняют построение графиков функций на компьютере.
Заключительная часть урока. Слайд №10.
Учитель.
Совпадут ли у вас графики хода температур для города Сочи и Ярославль? Почему?
В каком городе более низкие температуры воздуха? Почему?
Вывод: Чем больше угол падения солнечных лучей и чем ближе город расположен к экватору, тем выше температуры воздуха. Это мы видим по городу Сочи. Город Ярославль расположен дальше от экватора, поэтому угол падения солнечных лучей здесь меньше и соответственно ниже температуры воздуха.
К концу урока учитель подводит итоги, дает задание на дом.