Интеграция предметов: технология, «Две недели в лагере здоровья».
Цели занятия:
- Вылепить работу из пластилина с использованием изученных способов изготовления «расписного» пластилина.
- Учить учащихся проектировать свою деятельность.
- Развивать творческое воображение, образное и логическое мышление, речь, внимание.
- Формирование представления о хлебе, как об обязательном компоненте ежедневного рациона питания.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
1. Организация рабочего места.
Вспомните правила подготовки рабочего места.
- Положи на парту клеенку, рабочую доску.
- Приготовь необходимые материалы и инструменты.
- Салфетку для рук держи на столе.
2. Вводная часть. Эмоциональный настрой на работу.
Учитель. Вспомните, ребята, какую песню поют обычно имениннику? Давайте вспомним слова этой песенки.
Как на Машины именины
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины.
Вот такой ширины.
Каравай. Каравай.
Кого хочешь, выбирай.
Слово каравай вышло теперь из употребления. Знают его только те пекари, которые пекут свадебные караваи. Толковые словари обычно поясняют: «Каравай - большой круглый хлеб». Действительно; иногда караваем называют большой круглый хлеб. Однако наиболее правильное представление о каравае можно получить из следующего описания
(конец 18 века): «Сделать тесто тем же образом, как для красных блинов, налить оного в черепни, вымазанные маслом. Черепни надо заполнить только до половины, для того, что тесто это поднимается. Когда тесто поднимается, ставят в печь.»
«Караваи яцкие» - из очень сдобного блинного опарного теста, выпекались также в высоких черепнях.
« Караваи с изюмом»- в блинное тесто добавляли изюм.
Вот что такое настоящий каравай - пышное, высокое изделие из жидкого дрожжевого теста. Потом стали называть караваем и высокие, выпеченные в черепнях или формах запеканки из лапши с яйцом, капусты и даже тыквы. Одно условие - они должны были быть пышными и высокими.
Послушайте стихотворение Я. Дягутите «Каравай».
Вот лежит каравай
У меня на столе.
Черный хлеб на столе-
Нет вкусней на земле!
Будет плакать мой хлеб,
Каравай мой румяный,
Если я разленюсь,
Если лодырем стану.
Плачет хлеб,
Что лентяй его в руки берет.
Плачет хлеб,
Если к лодырю в рот попадет.
Но ведь я не лентяй.
Я в работе проворный,
Улыбнись, каравай,
Улыбнись, хлеб мой черный!
Почему самым ценным на земле люди считают хлеб? Ты знаешь, откуда берется хлеб и что такое хлебные зерна? Чей труд необходим, для того чтобы вырастить хороший урожай? Каким должен быть труд человека?
Послушайте латышскую сказку «Каравай».
У одного человека был такой сын, что на седьмом году жизни еще не ходил; до того ленив, что ни в какую!
Смех, да и только. Но что поделаешь? Отец смастерил тележку, посадил в нее сына, как мешок какой- нибудь, и начал возить его по дворам, побираться.
Вот в одной избе положил хозяин на стол каравай хлеба и говорит: «Тебе, отец, не позволено брать хлеб. А ты, сынок, если можешь, бери. Если не можешь или не хочешь, то оставайся не евши.
Сынок в тот день был очень голоден. Долго он возился в тележке, пока не вытащил одну ногу, а потом и другую.
-Ну, слава богу, уже из тележки вылез,- прошептал отец.
-Отдохни, отдохни, сынок, а то как бы тебе не надорваться!- смеются кругом.
Глядь, а сынок-то уже возле стола!
Но каравай ему в руки не дается. Он вдруг упал со стола да и покатился, а сынок за ним. И вот они оба уже за дверью!..
На дворе сынок уже бегом бежит, хочет схватить каравай. Но удалой каравай не дается и так замучил беднягу, что у того вся спина мокрая. А под конец каравай и вовсе пропал, как в воду канул.
Каравай-то пропал, зато сынок бегать научился.
Отец радуется:
-Это хлебушек твою лень вылечил.
С того дня сын стал много ходить, ловко работать. И в конце концов вырос хорошим работящим человеком.
О чем эта сказка? Чему тебя научила эта сказка?
3. Постановка целей и задач урока.
Вспомните правила работы с пластилином.
- Выбери для работы нужный цвет пластилина.
- Отрежь стекой нужное количество пластилина.
- Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
- По окончанию работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.
4. Планирование работы.
Вспомним приемы работы с пластилином: круги, колечки, линии, расписной пластилин, слоеный пластилин.
2. Работа над темой урока
1. Гимнастика для пальчиков.
Работать палец наш большой умеет хорошо.
Как этот палец гнется ловко! Как хороша его сноровка!
2. Самостоятельная работа обучающихся.
3. Физкультминутка.
Птичка в воздухе летала,
Птичка крыльями махала,
Полетела вправо, влево.
И на ветку тихо села.
3. Итог урока
1. Беседа о работе.
2. Самооценивание работы.
3. Уборка рабочего места. Повторим правила уборки рабочего места.
- Собери со стола обрезки материала, мусор.
- После работы с пластилином почисти стекой рабочую доску, клеенку. Чистый пластилин убери в коробку.
- Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.
- Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.
- Все принадлежности убери.
Литература.
- Полная хрестоматия для дошкольников. Автор- составитель С.Д.Томилова. Екатеринбург, У-Фактория. 2006.