Продолжительность: 1 урок (40 мин).
Тип урока: обобщающий.
Цели урока:
- Образовательные: Обобщить имеющиеся знания о глаголе; формировать умение находить глаголы в тексте, употреблять их в речи; умение подбирать глаголы-синонимы, глаголы-антонимы; умение определять у глаголов число; учить наблюдать за ролью глаголов в предложении.
- Воспитательные: Формировать навыки коммуникативного характера, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
- Развивающие: Продолжить развивать умение работать в сотрудничестве, развивать речь, умение наблюдать.
Оборудование, материалы: карточки с заданиями; разноцветные карточки-полоски с глаголами-синонимами и антонимами; шкатулка с полосками бумаги; учебник «Литературное чтение 3 класс», автор О.В. Кубасова; компьютер, экран, мультимедиапроектор.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Сообщение темы и цели.
– Какую часть речи изучаем?
– Что мы уже знаем о глаголах на сегодняшний день?
– Итак, сегодня мы:
- понаблюдаем за употреблением глаголов в речи, за их связью с другими частями речи, поупражняемся в образовании глаголов;
- поупражняемся в подборе глаголов-синонимов и антонимов;
- потренируемся в определении у глаголов числа.
III. Основная часть.
Вступительное слово учителя.
– Предлагаю нашу работу построить на основе сотрудничества.
– Что такое сотрудничество?
– Из каких умений складывается умение сотрудничать?
(Учитель открывает на доске схему)
– Чтобы наше сотрудничество было плодотворным, качественным и успешным, нужно себя подготовить к работе.
– Какое на дворе время года? (весна)
– А что для вас означает весна? (ответы детей)
– Представьте, что нам светит яркое весеннее солнышко.
– А что дарит вам солнышко? (свет, жизнь, радость, добро, тепло и т.д.).
– Посмотрите на свои ладошки.
– Они как маленькие солнышки, а ваши пальчики как лучики.
Пальчиковая гимнастика:
(Дети массажируют каждый пальчик под голос учителя)
- 1-ый. Солнышко нам дарит тепло. И вы дарите тепло своих сердец друг другу.
- 2-ой. Солнышко несет нам добро. Несите доброту друг другу.
- 3-ий. Солнышко нам дарит хорошее настроение. Радуйте друг друга хорошим настроением.
- 4-ый. Солнышко нам дарит уют. Пусть окружающим будет уютно рядом с вами.
- 5-ый. Солнышко нам дарит энергию. Заряжайте положительной энергией друг друга.
– Разогрейте ладошки.
– Упражнение «Шапочка» (дети руками поглаживают голову ото лба к затылку).
– Вспомните все, о чем мы сейчас говорили и «наденьте» это на голову. (три раза).
– Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.
– Сегодня нас ждут интересные задания, но вы должны угадать смысл каждого задания.
В конце урока каждый оценит свою работу сам, учитывая то, какой вклад он внес в сотрудничество с другими ребятами.
Задание 1.
На экране рисунок 1.
– Что бы это значило? (Глагол связан с именем существительным)
На доске запись: свет, качка, крик, цвет, бег.
– Какая часть речи? Докажите.
– Образуйте родственные глаголы, отвечающие на разные вопросы. Сначала вспомним, что такое глагол? (дети рассказывают правило)
Дети придумывают слова, разбор орфограмм, запись самостоятельно.
Задание 2.
На экране демонстрируется рисунок 2, детям раздается подобное задание на карточках.
– Что будем делать в этом задании? (соединять слова с картинками)
– Назовите одним словом тех, кто нарисован. (Животные).
– Кто лишний? (Лошадь, так как все птицы, а лошадь – зверь).
– В центре записаны слова. Что общего? (Глаголы).
– Будете сотрудничать в парах. Соедините предметы с их действиями. (Проверка).
– Распределите глаголы в две группы по числам. Договоритесь между собой, кто возьмет глаголы единственного числа, а кто глаголы множественного.
– Запишите слова в столбик. (Взаимопроверка).
Физминутка.
Задание 3.
На экране демонстрируется рисунок 3.
– А сейчас нас ждет игра «Угадай, что делали?».
(Выбирается ведущий, он выходит из класса, а ребята выходят к доске. Дети выбирают действие, которое будут показывать ведущему, чтобы тот угадал.)
Ведущий:
– Здравствуйте, ребята!
– Где вы были? Что видели?
Дети хором:
– Что мы видели не скажем, а что делали покажем (показывают, а ведущий угадывает).
Гимнастика для глаз:
- Йога для глаз:
- перемещение взгляда (вверх-вниз, влево-вправо);
- вращение глазами (по часовой, против часовой);
- взгляд на кончик носа.
- Моргание.
- Тренировка аккомодации:
- упражнение на фокусировку глаз (доска - парта);
- упражнение на ступенчатую фокусировку (потолок – доска - парта).
- Массаж:
- Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальцев (указательным и средним) в течение 1 минуты.
Задание 4.
На экране демонстрируется рисунок 4.
– Что означает это задание? (будем работать с глаголами-синонимами и антонимами).
– У некоторых из вас лежат желтые карточки. Выходите к доске с карточками.
– У других ребят есть карточки с глаголами-синонимами. Подойдите к стоящим у доски детям и образуйте нужные пары. (выходят дети с красными карточками и встают к детям с желтыми карточками)
– А у остальных ребят карточки с глаголами-антонимами. Встаньте в нужную группу.
– Что общего между вашими словами? (Глаголы, отвечают на одни и те же вопросы, стоят в одном и том же числе).
– Каждая «тройка» обсуждает на какой вопрос отвечают глаголы и определяет в каком числе стоят глаголы. Отвечать будет кто-то один из «тройки». Договоритесь между собой. (проверка через 1 минуту)
Задание 5.
На экране демонстрируется рисунок 5.
– Что бы это значило? (взаимосвязь слов, предложений и текста).
Дети берут в руки карточку со следующими предложениями:
Его теплые лучи разбудили лес. Вылез тощий ежик. Выглянуло яркое солнышко. Он стал искать себе пищу. Пришла долгожданная весна. |
– Перед вами предложения. Пронумеруйте их так, чтобы получился связанный текст. Работаете в парах.
– Как понимаете выражение «лучи разбудили лес»?
– Почему ежик тощий?
Задание для детей I варианта:
– Найдите предложение под цифрой 1. Разберите по членам предложения и частям речи.
Задание для детей II варианта:
– Сделайте тоже самое, но с предложением под цифрой 2. (Один разбирает, второй слушает и проверяет).
Задание 6.
На экране демонстрируется рисунок 6.
– Чтобы это значило? (Это образы весны и зимы. Образ зимы – это злая ведьма, а образ весны – это молодая красивая девушка.)
– Мы изучали стихотворение поэта–лирика Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится».
– Откройте учебник «Литературное чтение» на странице 112.
– Договоритесь между собой, кто возьмет образ зимы, а кто образ весны.
– Нужно выписать любые три действия выбранного времени года. (Проверка по карточкам на экране: рисунки 7-8).
IV Итог.
– Как выдумаете, удалось ли нам сотрудничество?
– Какая часть речи помогала нам сотрудничать? (глагол)
– Соберем наши действия в шкатулочку. (Учитель подходит к детям со шкатулкой, дети опускают в шкатулку полоски бумаги, называя действие).
Самооценка. (Дети ставят карандашом оценки в тетради. Работы каждой пары сдаются совместно).