Цели урока: обобщить и систематизировать знания о составе и классификации веществ, повторить, как определяется степень окисления в бинарном соединении и в соединении, состоящем из более 2-х элементов, повторить, как составляются формулы соединений по степени окисления элементов, установить генетическую связь между классами неорганических соединений, повторить физические свойства отдельных представителей неорганических соединений.
Тип урока: повторение пройденного материала
Оборудование и реактивы: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, растворы , , , вода, индикаторы (фенолфталеин, лакмус).
Программное обеспечение: компьютерная презентация к уроку
Ход урока
Вопросы для повторения: (слайд 2)
- на какие две группы делятся неорганические вещества (простые и сложные)
- на какие группы делятся простые вещества (металлы и неметаллы)
- на какие классы делятся сложные веществ (оксиды, основания, кислоты, соли)
Вопрос: Какие вещества называются оксидами?
Задание: Составить формулы всех возможных оксидов, комбинируя нижеприведенные части по горизонтали и вертикали ( слева на право и сверху вниз), при условии, что оксидообразующие составные части должны стоять рядом. Сумма всех оксидов равна относительной массе углерода. (Слайд 3)
(к доске вызываются 3 ученика о очереди)
Вопрос: На какие две группы можно разделить эти оксиды? (оксиды металлов и оксиды неметаллов)
Задание: Распределить данные оксиды по названным группам (пока выполняется задание у доски, учащиеся класса отвечают на вопросы)
Вопросы для класса:
- О каком оксиде поэт С.Щипачев сказал следующие слова?
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана,
И все это только - ……(вода) (Слайд 4)
Действительно:
Есть просто газ – легчайший водород,
Есть просто кислород, а вместе это-
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассвете. (Слайд 5)
Проверить выполненное задание у доски (проверяют учащиеся)
Вопросы:
- Какие вещества называются основаниями?
- Оксидам, каких элементов соответствуют основания?
- По какому признаку определяем, что данное основание соответствует этому оксиду?
- Чему равно число групп – ОН?
- На какие три группы разделяются?
- Какие общее название имеют растворимые основания и как необходимо с ними обращаться и почему? (Слайд 6)
Задание: Записать формулы оснований, соответствующих оксидам металлов и распределить на три группы.
Вопросы:
- Как называются вещества, с помощью которых можно распознать основания и кислоты?
- О каком индикаторе идет речь в стихотворении? (Слайд 7)
Попасть в кислоту для него неудача,
Но он перетерпит без вздоха, без плача.
Зато в щелочах у такого блондина
Начнется не жизнь, а сплошная малина.
Практическое задание: Из предложенных веществ, (и) определить какой пробирке находится основание?
Вопросы:
- Какие вещества называются кислотами? (Слайд 8)
- Оксидам, каких элементов, будут соответствовать кислоты?
Задание: Заполните пустые графы таблицы. (на каждую строчку выходит ученик)
Формула оксида | Название оксида | Формула кислоты, соответствующей оксиду | Название кислоты |
Оксид серы (IV) | |||
Фосфорная кислота |
Дополнительные вопросы:
- О какой кислоте идет речь в стихотворении и из чего она образуется в организме?
- Где в организме выделяется? (Слайд 9)
Приветствую тебя, мой друг,
Раздался тихий голос вдруг.
Да ты не бойся, это я,
Твой друг, твой брат. Я – кислота.
Я для тебя почти безвредна, и в большей степени полезна,
Ты кашу съел, я помогу,
Я кашу быстро растворю.
Но, брат, случилась беда:
Не знаю, как назвать себя.Жила-была кислотка, и серной звалась. (Слайд 10)
Пошла она в лесочек, цветочки собирать.
И в полдень было жарко,
И не было тени.
И вдруг она увидела, то дерево вдали.
Под ним она присела, почувствовала дым,
И громко закричала: «По-моему горим!»
Вопросы:
- О каком свойстве серной кислоты говорится в стихотворении?
- Что еще может обугливать серная кислота?
- Какие свойства серной кислоты вам известны?
- Какой индикатор можно использовать для обнаружения кислоты и основания?
Практическое задание: Даны вещества ,,. Опытным путем определить данные вещества с помощью одного индикатора.
Вопрос: Какие вещества называются солями? На какие группы разделяются?
Задание: Составить формулы следующих солей.
- фосфат натрия, карбонат кальция, нитрат алюминия
- нитрат меди (II), силикат калия, сульфат бария
- сульфат алюминия, сульфид магния, хлорид железа (III) (Слайд 11)
(задание выполняется по рядам и у доски)
Итоговое задание: Для первых формул солей написать формулы оснований и кислот, которые образуют данную соль, и составить генетический ряд металла и неметалла
Задание выполняется по рядам. После выполнения работы самопроверка. (Слайд 12)
Итог урока. Повторили основные классы неорганических соединений, составление формул соединений и их названия, свойства отдельных веществ, распознавание кислот и оснований, установили генетическую связь между классами неорганических соединений.
Работа учеников оценивалась жетонами (жетоны подписать и сдать)
Квадраты (за работу у доски):
- красный – 5
- синий – 4
- желтый - 3
Треугольники (за работу с места):
- красный – 5
- синий - 4
- желтый - 3
(из двух треугольников один квадрат)