Цель:
- Расширить представления детей о правилах поведения на улице.
- Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.
Предварительная работа: Инсценировка сказки «Муха-Цокотуха на новый лад», чтение рассказов М. Пляцковского «Светофор», М. Ильин и Е. Сигал «Машины на нашей улице», изготовление с детьми макета «Улица города», рисование «Перекрёсток с потоком машин».
Материалы к занятию: Костюм светофора, рули, коляски, плакаты с изображением ситуаций на дорогах, шапочка Мухи-Цокотухи, картон, цветная бумага, клей, ножницы, макет «Улицы города», аудиозапись «Шум улицы», песня «Если с другом вышел в путь» автор В. Шаинский.
Ход занятия
I часть.
Воспитатель одет в костюм светофора (звучит аудиозапись «Шум улицы»).
Воспитатель:
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак
Все время будь внимателен
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Ребята, сегодня мы погуляем по улицам города. Представьте, что мы вышли из детского сада и пошли пешком. (Дети перемещаются по группе)
– Как мы с вами называемся?
Дети: Пешеходы.
– Как появилось это слово?
Дети: Ходить пешком.
(Дети и Светофор подходят к макету)
II часть.
Воспитатель: Сколько на улице пешеходов?
Дети: вот один пешеход вышел из дома, ещё один из магазина, а всего – много.
Воспитатель: посмотрите на поток машин (воспитатель выкладывает на макет разные виды транспорта).
– Перечислите пассажирский транспорт.
Дети: велосипед, мопед, автобус.
– Грузовой.
Дети: транспорт для перевозки любых грузов.
– Специальный.
Дети: Легковой или грузовой автомобиль, оборудованный для выполнения специальных задач. Пожарная, скорая помощь, дорожный патруль.
Инсценировка сказки «Муха – Цокотуха на новый лад»
Чтец (ребёнок):
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по шоссе пошла,
Муха денежку нашла
Пошла Муха в «Спорттовары»,
Чтоб не тратить время даром,
И купила там предмет,
Что зовут велосипед.
Муха (девочка):
Приходите, тараканы,
Всех, Всех, Всех вас прокачу!
Тараканы все сбегались
И на велике катались,
А букашки по три раза,
По шоссе, за раз втроем!
Нынче Мухе – Цокотухе все дозволено.
Чтец (ребёнок):
Нет, не дозволено!
Автомобиль педальный
Не для прогулки дальней,
Внутри двора его пути,
А на дорогу не кати.
Воспитатель:
Слушайте внимательно и отгадайте.
С тремя глазами живет,
По очереди мигнет – порядок наведет,
Что это?
(Светофор)
Нужно слушаться без спора
Указанья светофора
Нужно правила движенья
Выполнять без возраженья.
Воспитатель: Бывают в городах улицы, по которым машины едут и едут. Можно стоять с утра и до вечера. Но здесь помогает светофор. Загорелся красный – и машины остановились. Зелёный – для нас. Можно идти через дорогу.
Физкультминутка. Игра «Дальнобойщики»
Теперь вы уже не пешеходы, а автомобили. По два человека будете изображать грузовик с прицепом. У «прицепа» завязаны глаза, он крепко держится за «водителя». Задание – объехать препятствие и вернуться обратно. Я буду выполнять роль светофора. Будьте внимательны, соблюдайте правила дорожного движения. Вспомните, что обозначает каждый цвет светофора.
Воспитатель: Сейчас я буду показывать плакаты, а вы должны будете дать оценку действиям героев.
– Почему опасно перебегать проезжую часть?
Дети: Когда человек бежит, ему трудно наблюдать за тем, что происходит вокруг. А при переходе проезжей части главное – внимательно смотреть по сторонам, потому что дорога обманчива.
– Из каких основных элементов состоит дорога?
Дети: Из проезжей части, тротуаров, обочин; на проезжей части есть полоса, полосы для движения транспорта, перекрёсток, пешеходный переход, линия тротуаров.
– Чем опасны кусты и деревья перед проезжей частью дорог?
Дети: Опасность деревьев и кустов в том, что они мешают осмотреть дорогу и из-за них не видно движущихся автомобилей.
– Почему надо переходить дорогу только по пешеходному переходу?
Дети: водитель знает, что в этих местах разрешается движение пешеходов, он едет внимательно, снижает скорость. Пешеход, который переходит не там, где положено, мешает водителю и может сам пострадать.
(звучит аудиозапись песни В. Шаинского «Если с другом вышел в путь»).
Дети изготавливают макет светофора из бросового материала.
Воспитатель: эти макеты мы сохраним, так как они пригодятся нам на следующих занятиях и играх.
III часть.
Воспитатель: Молодцы, вы сегодня хорошо потрудились. Вы ещё маленькие, одни по улицам не ходите. Но выходя на улицу с кем-то из взрослых, проверяйте себя: хорошо ли вы знаете правила. И если что-то забыли, не стесняйтесь, спрашивайте у старших.
Литература:
- «Праздники в детском саду» Корчаловская И.В., Посевина Г.Д.
- Журнал «Старший воспитатель» №6, 2009.
- Журнал «Дошкольная педагогика» №3, 2009.
- Рассказ М. Пляцковский «Светофор».
- Рассказ М. Ильин и Е. Сигал «Машины на нашей улице».
- «Три сигнала светофора» Т.Ф. Саулина, 1989.
- «Правила дорожного движения» Н.А. Извекова, 1983.