Восстановление деформированного предложения

Разделы: Начальная школа, Логопедия


Цели и задачи:

  1. уточнение представлений о понятии «слово», «словосочетание», «предложение», «текст»;
  2. совершенствование умения распространения простого предложения;
  3. совершенствование умения работы с деформированным предложением;
  4. подготовка к работе с текстом-повествованием;
  5. развитие лексической стороны речи через сравнение;
  6. расширение словарного запаса, развитие внимания, памяти, мышления;
  7. развитие межполушарного взаимодействия;
  8. воспитание интереса и любви к русскому языку.

Оборудование: осенние листья, инд. карточки, текст «Зима».

Ход занятия:

I.

1) – Ребята, сегодня у нас на занятии гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их. Пожелайте друг другу успехов на занятии.

(игра – пожелание «Удачи тебе!»).

Учащиеся улыбкой и кивком головы приветствуют гостей. Поочередно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

  • Желаю (соприкасаются большими пальцами)
  • успеха (указательными)
  • большого (средними)
  • во всём (безымянными)
  • и везде (мизинцами),
  • удачи тебе на занятии! (прикосновение всей ладонью руки).

2) А сейчас за парту сядет тот, кто ответит на вопрос.

- ОСЕНЬ, ЗИМА, ПОЗДНЯЯ, ПРИБЛИЖАЕТСЯ.

- Что я назвала? (СЛОВА)

- Какими частями речи может быть выражено слово? (СУЩ., ПРИЛ., ГЛ,)

(Другие части речи вы изучите позже).

- ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ, ЛИСТЬЯ НА ЗЕМЛЕ, РАСТЁТ ПОД ДЕРЕВОМ

- Что я сейчас назвала? (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ)

 - определение.

- Какие типы словосочетаний вы знаете? (СУЩ.+СУЩ., ПРИЛ.+СУЩ., ГЛ.+СУЩ.).

(Другие типы словосочетаний вы узнаете в старших классах).

- Определите тип словосочетания:

осенний лес прогулка в лес  идти лесом
удивительный наряд     лиса с лисятами     дарить подарки

Отгадайте тему нашего урока

- ЛО ПРЕД НИ ЖЕ Е (ПРЕДЛОЖЕНИЕ). Или АПАРАЕАДАЛАОАЖАЕАНАИАЕА

На доске: СЛОВО
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим учиться составлять предложения из отдельных слов.

II.

1) – Ребята, отгадайте загадку:

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я … (ОСЕНЬ).

- Какие осенние месяцы вы знаете? (СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ).

- Про какой месяц можно сказать?

- Холоден, да сыт.

- Покроет землю, где снежком, где листком.

- Ворота зимы.

- Почему говорят:

- Осень – припасиха, зима – подбериха.

- Какие дары приносит нам осень? (ФРУКТЫ, ОВОЩИ, ЯГОДЫ, ГРИБЫ).

- Ребята, посмотрите направо, налево, прямо.

- Что необычного вы заметили? (Осенние листья)

- Листья, с каких деревьев залетели к нам в класс? (с берёзы, клена, ивы, дуба, осины).

Осенние листья никак не могут дождаться, когда же наступит зима. Они очень хотят, чтобы она укрыла их снежным одеялом, но для этого необходимо выполнить задания.

 Аня, возьми лист с осины. Руслан – с берёзы (и т.д.)

- Что принесли с собой листья? (СЛОВА)

- Можем ли мы объединить эти слова в предложения?

- Что для этого необходимо сделать?

 -Выделить подлежащее и сказуемое;

 -задать вопросы от подлежащего и сказуемого;

 -из получившихся словосочетаний составить предложения.

(Дети по-одному составляют предложения на партах, комментируя свои действия вслух).

- Ребята, правильно оформлены наши предложения? (НЕ ЗАБЫТЬ ТОЧКИ)

 4 2 3 1
 Скоро наступит  долгожданная      зима.
 По-разному    готовятся зимовать     лесные  животные.
 В берлогу забрался  бурый  медведь.
 Под корой  спрятались  крохотные  насекомые.
 На юг  улетели  перелётные  птицы

- Объединим все получившиеся предложения. Что у нас получилось? (ТЕКСТ)

- Почему это текст? (Все предложения связаны по смыслу).

- Как мы его можем озаглавить? (СКОРО ЗИМА)

2) Пересказ текста с опорой на главные члены предложения и вопросы, заданные от них.

3) Ребята, вспомните, пожалуйста, листья с каких деревьев залетели к нам в класс?

С БЕРЁЗЫ  БЕРЁЗОВЫЙ
С ИВЫ  ИВОВЫЙ
С КЛЁНА  КЛЕНОВЫЙ
С ОСИНЫ     ОСИНОВЫЙ
С ДУБА  ДУБОВЫЙ

 - Какие они? (Произнесите получившиеся прилагательные, выполняя упражнение «колечки»).

4) Физминутка

5) Ребята, какой месяц наступит после ноября? (Декабрь)

- К какому времени года он относится? (Зима)

Об этом времени года мы с вами сейчас прочитаем.

Зима.

 Зима. Лесная поляна покрыта пушистым снегом. Теперь на ней тихо и пусто, не то, что летом. Кажется – на полянке никто не живёт. Но это только так кажется.

 Возле куста из-под снега торчит старый трухлявый пень. Это не просто пень, а настоящий терем-теремок. Немало в нём уютных зимних квартир для разных лесных обитателей. Каждый занял уютную спаленку, да заснул в ней на всю долгую зиму.

 Тихо и пусто зимой на лесной поляне.

- Какой секрет русского языка использовал автор, чтобы помочь нам лучше представить себе зимнюю лесную поляну? (СРАВНЕНИЕ)

- Что такое СРАВНЕНИЕ? (Это когда один предмет или явление сравнивается с

другим предметом или явлением ).

- С чем сравнивается старый трухлявый пень? (ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК)

- С чем сравниваются жилища лесных обитателей? (УЮТНЫЕ ЗИМНИЕ КВАРТИРЫ)

- А что значит слово ТРУХЛЯВЫЙ?

Словарь: трухлявый – рассыпающийся от гнили, превращающийся в труху (мелкие остатки).

6) А сейчас продолжим тренироваться составлять предложения из отдельных слов и узнаем, какие именно лесные обитатели устроились зимовать в старом трухлявом пне. (Работа в тетради).

  1. ящерица, место, проворная, укромное, нашла.
  2. букашки, запрятались, корой, мелкие, под.
  3. рядом, жук, зимовать, усатый, устроился.
  4. корней, уж, между, улёгся, молодой.
  5. старый, все, в, забрались, пень.

Давайте вспомним, что нужно сделать, чтобы правильно составить рассыпавшееся предложение?

-Выделить подлежащее и сказуемое;

 -задать вопросы от подлежащего и сказуемого;

 -из получившихся словосочетаний составить предложения.

- Прочитайте предложения, которые у вас получились.

- Что значит слово ПРОВОРНАЯ?

Словарь: проворная – быстрая, ловкая, торопливая.

- Вспомните, какие лесные жители устроились зимовать в старом пне.

III. Подведение итогов.

- Что мы сегодня делали на уроке?

- Давайте вспомним, что нужно сделать, чтобы составить предложения из отдельных слов?