Цели и задачи:
- уточнение представлений о понятии «слово», «словосочетание», «предложение», «текст»;
- совершенствование умения распространения простого предложения;
- совершенствование умения работы с деформированным предложением;
- подготовка к работе с текстом-повествованием;
- развитие лексической стороны речи через сравнение;
- расширение словарного запаса, развитие внимания, памяти, мышления;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- воспитание интереса и любви к русскому языку.
Оборудование: осенние листья, инд. карточки, текст «Зима».
Ход занятия:
I.
1) – Ребята, сегодня у нас на занятии гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их. Пожелайте друг другу успехов на занятии.
(игра – пожелание «Удачи тебе!»).
Учащиеся улыбкой и кивком головы приветствуют гостей. Поочередно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:
- Желаю (соприкасаются большими пальцами)
- успеха (указательными)
- большого (средними)
- во всём (безымянными)
- и везде (мизинцами),
- удачи тебе на занятии! (прикосновение всей ладонью руки).
2) А сейчас за парту сядет тот, кто ответит на вопрос.
- ОСЕНЬ, ЗИМА, ПОЗДНЯЯ, ПРИБЛИЖАЕТСЯ.
- Что я назвала? (СЛОВА)
- Какими частями речи может быть выражено слово? (СУЩ., ПРИЛ., ГЛ,)
(Другие части речи вы изучите позже).
- ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ, ЛИСТЬЯ НА ЗЕМЛЕ, РАСТЁТ ПОД ДЕРЕВОМ
- Что я сейчас назвала? (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ)
- определение.
- Какие типы словосочетаний вы знаете? (СУЩ.+СУЩ., ПРИЛ.+СУЩ., ГЛ.+СУЩ.).
(Другие типы словосочетаний вы узнаете в старших классах).
- Определите тип словосочетания:
осенний лес | прогулка в лес | идти лесом |
удивительный наряд | лиса с лисятами | дарить подарки |
Отгадайте тему нашего урока
- ЛО ПРЕД НИ ЖЕ Е (ПРЕДЛОЖЕНИЕ). Или АПАРАЕАДАЛАОАЖАЕАНАИАЕА
На доске: СЛОВО
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим учиться составлять предложения из отдельных слов.
II.
1) – Ребята, отгадайте загадку:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я … (ОСЕНЬ).
- Какие осенние месяцы вы знаете? (СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ).
- Про какой месяц можно сказать?
- Холоден, да сыт.
- Покроет землю, где снежком, где листком.
- Ворота зимы.
- Почему говорят:
- Осень – припасиха, зима – подбериха.
- Какие дары приносит нам осень? (ФРУКТЫ, ОВОЩИ, ЯГОДЫ, ГРИБЫ).
- Ребята, посмотрите направо, налево, прямо.
- Что необычного вы заметили? (Осенние листья)
- Листья, с каких деревьев залетели к нам в класс? (с берёзы, клена, ивы, дуба, осины).
Осенние листья никак не могут дождаться, когда же наступит зима. Они очень хотят, чтобы она укрыла их снежным одеялом, но для этого необходимо выполнить задания.
Аня, возьми лист с осины. Руслан – с берёзы (и т.д.)
- Что принесли с собой листья? (СЛОВА)
- Можем ли мы объединить эти слова в предложения?
- Что для этого необходимо сделать?
-Выделить подлежащее и сказуемое;
-задать вопросы от подлежащего и сказуемого;
-из получившихся словосочетаний составить предложения.
(Дети по-одному составляют предложения на партах, комментируя свои действия вслух).
- Ребята, правильно оформлены наши предложения? (НЕ ЗАБЫТЬ ТОЧКИ)
4 | 2 | 3 | 1 |
Скоро | наступит | долгожданная | зима. |
По-разному | готовятся зимовать | лесные | животные. |
В берлогу | забрался | бурый | медведь. |
Под корой | спрятались | крохотные | насекомые. |
На юг | улетели | перелётные | птицы |
- Объединим все получившиеся предложения. Что у нас получилось? (ТЕКСТ)
- Почему это текст? (Все предложения связаны по смыслу).
- Как мы его можем озаглавить? (СКОРО ЗИМА)
2) Пересказ текста с опорой на главные члены предложения и вопросы, заданные от них.
3) Ребята, вспомните, пожалуйста, листья с каких деревьев залетели к нам в класс?
С БЕРЁЗЫ | БЕРЁЗОВЫЙ |
С ИВЫ | ИВОВЫЙ |
С КЛЁНА | КЛЕНОВЫЙ |
С ОСИНЫ | ОСИНОВЫЙ |
С ДУБА | ДУБОВЫЙ |
- Какие они? (Произнесите получившиеся прилагательные, выполняя упражнение «колечки»).
4) Физминутка
5) Ребята, какой месяц наступит после ноября? (Декабрь)
- К какому времени года он относится? (Зима)
Об этом времени года мы с вами сейчас прочитаем.
Зима.
Зима. Лесная поляна покрыта пушистым снегом. Теперь на ней тихо и пусто, не то, что летом. Кажется – на полянке никто не живёт. Но это только так кажется.
Возле куста из-под снега торчит старый трухлявый пень. Это не просто пень, а настоящий терем-теремок. Немало в нём уютных зимних квартир для разных лесных обитателей. Каждый занял уютную спаленку, да заснул в ней на всю долгую зиму.
Тихо и пусто зимой на лесной поляне.
- Какой секрет русского языка использовал автор, чтобы помочь нам лучше представить себе зимнюю лесную поляну? (СРАВНЕНИЕ)
- Что такое СРАВНЕНИЕ? (Это когда один предмет или явление сравнивается с
другим предметом или явлением ).
- С чем сравнивается старый трухлявый пень? (ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК)
- С чем сравниваются жилища лесных обитателей? (УЮТНЫЕ ЗИМНИЕ КВАРТИРЫ)
- А что значит слово ТРУХЛЯВЫЙ?
Словарь: трухлявый – рассыпающийся от гнили, превращающийся в труху (мелкие остатки).
6) А сейчас продолжим тренироваться составлять предложения из отдельных слов и узнаем, какие именно лесные обитатели устроились зимовать в старом трухлявом пне. (Работа в тетради).
- ящерица, место, проворная, укромное, нашла.
- букашки, запрятались, корой, мелкие, под.
- рядом, жук, зимовать, усатый, устроился.
- корней, уж, между, улёгся, молодой.
- старый, все, в, забрались, пень.
Давайте вспомним, что нужно сделать, чтобы правильно составить рассыпавшееся предложение?
-Выделить подлежащее и сказуемое;
-задать вопросы от подлежащего и сказуемого;
-из получившихся словосочетаний составить предложения.
- Прочитайте предложения, которые у вас получились.
- Что значит слово ПРОВОРНАЯ?
Словарь: проворная – быстрая, ловкая, торопливая.
- Вспомните, какие лесные жители устроились зимовать в старом пне.
III. Подведение итогов.
- Что мы сегодня делали на уроке?
- Давайте вспомним, что нужно сделать, чтобы составить предложения из отдельных слов?