Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка. Преподавание в начальной школе.
Цели и задачи урока:
- дать общее понятие об имени существительном;
- определять одушевленные и неодушевленные имена существительные;
- познакомить с новым словарным словом;
- учить различать предмет и слово как часть речи;
- формировать у учащихся понимание того, что слово способно назвать все в окружающем мире;
- способствовать развитию любознательности, мышления, воображения,
- развивать устную и письменную речь;
- прививать любовь к родному краю.
Оборудование:
- учебник «Русский язык»2 класс (автор А.М. Зеленина);
- картинки с изображением березы и березовой рощи;
- индивидуальная карточка со словарным словом.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Что помогает людям общаться друг с другом?
– Как вы понимаете пословицу: Доброе слово построит, а злое разрушит.
Постановка темы урока.
– Кто догадался, о чем будем говорить на уроке? (о словах)
– Сегодня будем более подробно изучать только те слова, которые обозначают предметы, узнаем, как называются такие слова, на какие вопросы они отвечают.
II. Чистописание:
прописывание строчной буквы б.
– Поэтому у нас сегодня в гостях слово. Оно начинается на букву б, чтобы оно пришло к нам в гости, надо прописать эту букву.
III. Введение нового словарного слова БЕРЕЗА. Работа по теме урока.
1. Этап первичного восприятия словарного слова. (рисунок)
У нас в гостях слово, обозначающее дерево – символ России. Догадались, что это? (БЕРЕЗА)
2. Работа над звуковым образом слова.
– Давайте произнесем это слово. Сначала послушайте, как я произнесу, а потом вы.
– Береза! (повторение за учителем детьми)
– Давайте запишем это слово в тетради без ошибок, для этого найдите в учебнике это слово. Чтобы вам было всем хорошо видно, как правильно оно пишется, давайте я увеличу его с помощью нашей волшебной палочки и вывешу его на доску.
3. Работа над зрительным образом слова.
– Я прошу каждого друг за другом проговорить это слово вслух медленно, не спеша, заучивая его. Теперь закройте глаза и проговорите его еще раз, но уже про себя. Теперь поиграем в прятки. Я спрячу это слово, а найду его в ваших тетрадях. Главное условие : при письме вы должны его проговаривать орфографически). (Дети пишут в тетрадях по памяти).
4. Фонетическая работа.
Послушаем еще раз, как звучит это слово. (Долго, протяжно, так как в слове 3 слога, слоги одинаковы по структуре сг, поэтому произносим протяжно, нежно. В слове 3 согласных звука и все они звонкие, значит это еще звучное слово, звонкое. В слове 2 мягких звука, значит, оно и звучать должно мягко, нежно.)
5. Работа над составом слова.
– Как называется место, где много березок? (березовая роща)
Показ картинки.
Как нам назвать березу, ласково? (березка, березонька)
– А какой гриб гордится тем, что является близким соседом березки и может каждый день любоваться ее красотой (подберезовики).
– Давайте запишем эти однокоренные слова и выделим корень.
6. Морфологическая работа.
Какие предметы еще изображены на картинке? (Береза, трава, солнце, ворона).
– Поставьте вопросы к этим предметам, не называя их. Почему слово ворона отвечает на вопрос кто?
Вывод:
– О каких словах идет речь сейчас?
– О словах, отвечающих на вопросы кто? или что? и обозначающих предмет.
– Кто-нибудь знает, как называются такие слова?
– Имена существительные.
Физкульт. минутка.
7. Синтаксическая работа.
– Запишем предложения со словом береза,
Береза мила русскому человеку. Она и в песнях, и в загадках, и в сказках.
Любит наш народ. Береза является символом земли русской.
Почему слова: человек и народ отвечают на вопрос кто? Это не животные.
– На вопрос кто? отвечают не только животные, но и люди.
– Дайте более точное понятие имени существительном. (ответы 5-6 учеников)
IV. Работа с учебником.
Упр.5 с. 5
– Найдите в упражнении слова, обозначающие предметы и поставьте к ним вопросы. (Береза, тарелка, чайник, платье.)
– Запишем эти слова в тетрадь с комментированием, выделяя орфограммы.
V. Домашнее задание.
С. 7 Упр. 7. Спишите стихотворение и поставьте вопросы к именам существительным.
VI. Итог урока.
1. Обобщение.
– Что обозначают имена существительные?
– На какие вопросы отвечают?
– С каким новым словарным словом познакомились на уроке?
2. Рефлексия.
– Что больше всего запомнилось с урока?
– Над чем хотелось бы вам поразмыслить после этого урока?