Доминантное занятие по развитию ритмического слуха в старшей группе "Зимний день из жизни медвежонка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: развитие метроритмического и ритмического слуха через различные виды музыкальной деятельности.

Обучающие задачи:

  • учить детей эмоционально откликаться и передавать в движении знакомые музыкально-игровые образы;
  • подводить детей к разучиванию переменного шага;
  • закреплять знания детей о времени суток (утро, день, вечер, ночь), о приметах зимы.

Развивающие задачи:

  • развивать умение самостоятельно подбирать музыкальные инструменты и соотносить их звучание с характером звучания музыки;
  • инсценировать движения в соответствии с музыкой, текстом песен.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать культуру общения со сверстниками в проделанных совместных действиях;
  • воспитывать бережное отношение к животным (к медвежонку), сопереживать ему.

Пособия и материалы:

  • медвежонок (большая кукла);
  • стулья, поставленные по кругу (по количеству детей);
  • стулья по количеству детей;
  • бумажные “петушки”;
  • карточки с ритмами песен и картинки-отгадки (музыкально-дидактическая игра “Узнай песенку по ритму”);
  • музыкальные инструменты: бубен, треугольники, колокольчики, металлофон;
  • “сугроб”, елочки;
  • Магнитная доска-мольберт;
  • диск, разделенный на четыре сектора – утро, день, вечер, ночь.

Ход занятия

В зале стоит бутафорский сугроб, за которым лежит кукла-медвежонок.

К магнитной доске прикреплен макет времени суток, стрелка указывает на утро.

Дети под музыку входят в зал.

Музыкальный руководитель (пропевает). Здравствуйте, ребята!

Дети (пропевают). Здравствуйте! (нисходящее мажорное трезвучие)

Музыкальный руководитель. Сегодня мы с вами попали в зимний лес. Сейчас в нашем лесу наступило утро (обратить внимание детей на диск с изображением макета суток, он указывает на утро), но солнышко еще не взошло. Ребята, как вы думаете, кто поможет нам разбудить солнце?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель. Правильно, Петушок. Но в лесу петушки не живут, поэтому сейчас мы с вами поиграем в игру: мальчики будут большими петушками, они поют низкими голосами, девочки маленькими, молодыми – они поют высокими голосами.

Дети поют раздельно и все вместе “Ку-ка-ре-ку”.

Раздать детям бумажных петушков (нарисованные или сделанные с помощью аппликации: голова, туловище, крылья, вместо ног – дырочки для пальцев).

Музыкальный руководитель. Ребята, давайте научим наших петушков танцевать. А поможет нам песенка про петушка (“Петушок”, русская народная песня).

Дети надевают бумажных петушков на пальцы, присаживаются на корточки около стульев, поют песню и простукивают по стулу ритмический рисунок песни.

Пе-ту-шок, пе-ту-шок,
Зо-ло-той гре-бе-шок.

Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята, как хорошо вы научили ваших петушков двигаться. А сейчас мы сами превратимся в петушков и покажем, как они важно шагают. (Сложить петушков в корзинку.) В этом нам поможет волшебная считалка:

Раз, два, три, повернись –
В петушков все превратись!

Дети хлопают в ладоши, говорят считалку, поворачиваются вокруг себя и “превращаются” в петушков.

Упражнение “Петушок”, (русская народная мелодия)

Музыкальный руководитель. Какие замечательные петушки! А теперь превратимся опять в ребят.

Дети говорят считалку и превращаются в детей.

Из-за сугроба появляется Медвежонок Мишутка.

Мишутка. Кто так звонко здесь поет? Спать Мишутке не дает?

Музыкальный руководитель. Здравствуй, Мишутка. Мы с тебя разбудили? Что же мы, ребята, с вами сделали? Ведь медведи зимой…(дети: спят) Извини нас, Мишутка, пожалуйста. А хочешь с нами поиграть?

Мишутка. Хочу, да только как я буду с вами играть, если я с вами не знаком?

Музыкальный руководитель. Мы сейчас это исправим, а поможет нам вот этот веселый бубен. Мишутка передавай бубен ребятам, а они будут пропевать свое имя и простукивать его ритм на бубне.

Ритмическая игра “Пропой свое имя и простучи его на бубне”

Мишутка. Как здорово, я тоже хочу научиться прохлопывать свое имя на бубне. Да только я не умею.

Музыкальный руководитель. Ребята, давайте поможем Мишутке. Все вместе прохлопаем его имя.

Ребята прохлопывают “Ми-шут-ка”, а он повторяет на бубне.

Музыкальный руководитель. Мишутка, какой ты хороший ученик, оставайся с нами и узнаешь еще много интересного. Ребята, Мишутка, присаживайтесь, пожалуйста.

Дети и Мишутка садятся на стулья.

Музыкальный руководитель. Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру “Узнай песенку по ритму”.

На магнитной доске прикреплены карточки с предполагаемыми ответами (“Небо синее”, “Петушок”, “Маленькой елочке холодно зимой”, “Буду летчиком” и другие)

Музыкальный руководитель прикрепляет на доску первую карточку с ритмом песни

“Небо синее” Е. Тиличеевой.

Музыкальный руководитель. Ребята, посмотрите внимательно на эту карточку. Что здесь изображено? (Ответы детей: длинные и короткие полоски) Что они обозначают? (ответы детей: короткие и долгие звуки) Правильно. Давайте прохлопаем этот ритм. (Дети прохлопывают ритм песни.) Вы уже догадались, какая это песенка?

(Если дети не догадались, то можно предложить детям “протатировать” ритм.)

Дети. “Небо синее”

Музыкальный руководитель. Молодцы, давайте, исполним эту песенку.

Певческая установка:

Если хочешь сидя петь,
Не садись ты как медведь.
Спину выпрями скорей,
Ноги в пол упри смелей.

Дети исполняют песню “Небо синее”, музыка Е. Тиличеевой, слова М. Долинова

Музыкальный руководитель. А сейчас посмотрим на следующую карточку. Ребята, кто из вас сможет прохлопать этот ритм? (“Петушок”, р.н.п.)

Один ребенок прохлопывает ритм, затем все вместе “татируют” ритм песни.

Музыкальный руководитель. Вы уже догадались, какая это песня?

Дети. “Петушок”

Музыкальный руководитель. Правильно, мы эту песенку сегодня уже пели. А сейчас посмотрите еще на одну карточку (прикрепляет карточку с ритмом песни “Маленькой елочке холодно зимой”).

Дети прохлопывают ритм, “татируют” и узнают песню.

Музыкальный руководитель. Ребята, кто из вас хочет спеть эту песенку?

Выходит один ребенок и исполняет 1 куплет песни “Маленькой елочке холодно зимой”, музыка М. Красева, слова З. Александровой

Мишутка. Какая нарядная елочка! Я такую елку никогда не видел.

Музыкальный руководитель. Ребята, как вы думаете, почему Мишутка никогда не видел нарядной елочки?

Ответы детей: “Новый год приходит зимой, а медведи зимой спят”.

Мишутка. А что такое зима? Расскажите мне, пожалуйста.

Музыкальный руководитель. Хорошо, Мишутка, мы тебе не просто расскажем, а еще и споем. Наши волшебные часы показывают, что на нашей полянке уже наступил день и можно пойти погулять. (Перевести часы) Ребята, выходите и вставайте, пожалуйста, в хоровод. Споем для Мишутки песню “Зимушка-зима”

Хоровод “Зимушка – зима”, музыка и слова Л. Вахрушевой.

Музыкальный руководитель. Мишутка, а ты хочешь с ребятами поиграть в игру “Будь ловким”?

Мишутка. Очень хочу. А как?

Музыкальный руководитель. А мы тебя сейчас научим – ребята будут “прятаться” от тебя под музыку, а ты искать их. А потом наоборот: ты будешь прятаться, а они тебя искать. Дальше под веселую, быструю мелодию все бегают вокруг стульев. Когда музыка закончиться, надо быстро занять свободный стул. Кому стула не хватило, тот становится водящим.

Дети садятся на корточки за стульчиками, которые стоят в кругу, а Мишутка (воспитатель) стоит в середине круга. Начинается игра, которая повторяется 2-3 раза.

Игра “Будь ловким”, музыка Н. Ладухина

Мишутка. Как интересно с вами играть! А еще какую-нибудь игру вы знаете?

Музыкальный руководитель. Конечно, знаем. (Советуется с детьми.) мы знаем игру “У оленя дом большой”.

Дети. Ты на нас посмотри
И за нами повтори!

Песня-игра “У оленя дом большой”, финская народная песня

(С движениями и с ускорением темпа.)

У оленя дом большой,
Он глядит в свое окошко:
Заяц по лесу бежит,
В дверь к нему стучит.
- Стук, стук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой!
- Заяц, заяц, забегай,
Лапу мне давай!
Быстро дверь олень открыл,
Зайца в дом к себе пустил.
- Заяц, друг, не трусь теперь,
Мы закроем дверь!
- Ой, ой, страшно мне,
Как-то мне не по себе,
Сердце в пятки все ушло
И не отошло!
– Не дрожи, зайчишка мой,
Я смотрел в свое окошко:
Убежал охотник злой –
Посиди немножко!
- Да, да, посижу,
Больше я уж не дрожу,
У меня прошел испуг,
Ты хороший друг!

Музыкальный руководитель. Наигрались, напелись от души. Пришла пора подкрепиться. Ребята, берите ложки, вставайте в пары, напечем блинчиков да угостим Мишутку.

Под стульчиками лежат деревянные ложки. Дети их берут в руки и становятся в пары.

Речевая игра “Блины”

Вы блинов давно не ели?
Вы блиночков захотели?
Напечем для вас поесть
Сотен пять, а может шесть!
Угощение на славу,
Всем ребятам на забаву!

Дети стоят друг против друга, стучат ложками, чередуясь: первый раз ударяют ложкой об ложку, второй – ударяют ложками об ложки партнера. После игры дети убирают ложки под стулья и садятся.

Музыкальный руководитель. Так незаметно за песнями и играми наступил вечер. Вот уже и ночь близка. (Перевести часы на вечер.) Ребята, посмотрите на Мишутку – он совсем устал и хочет спать. Как вы думаете, что можно сделать для того, чтобы Мишутка поскорее заснул? (дети отвечают.) Давайте исполним для Мишутки “Колыбельную”, чтобы он заснул очень крепко и проснулся только весной.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на стол и выберите подходящий к характеру музыки музыкальный инструмент, которым вы сегодня будете зажигать звездочки на небе.

Дети выбирают музыкальные инструменты и исполняют

“Колыбельную”, музыка Р. Паульса, слова И. Резника

Музыкальный руководитель. Вот и наступила ночь для нашего Мишутки. Пусть он крепко спит. Возможно, когда он проснется весной, то будет вспоминать это приключение как сладкий, волшебный сон. Ребята, а вам понравилось путешествие в зимний лес? (ответы детей) А что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

А теперь мы должны вернуться в детский сад.

Дети пропевают “До сви-да-ни-я” (нисходящее мажорное трезвучие) и уходят.