Форма проведения: урок-путешествие.
Презентация 1.Слайд № 1
Цели урока:
- дать представление учащимся об осанке;
- закрепить знания по теме “Скелет человека”;
- воспитывать у учащихся стремление к красоте человеческого тела;
- развивать познавательную активность, умение рассуждать, делать выводы.
Задачи:
- развивать навыки компьютерной грамотности;
- формировать потребность в сохранении правильной осанки.
Оборудование:
- интерактивная доска с компьютером;
- кроссворд;
- учебник “Мир вокруг нас”, 4 класс (1–4). Автор: А. А. Плешаков;
- рабочая тетрадь;
- таблица с изображением позвоночника;
- видеофильм;
- презентация об осанке;
- орфографический словарь Ожегова.
Основные понятия:
- здоровье;
- скелет;
- осанка;
- сколиоз.
Эпиграф к уроку:
Оно дороже богатства.
Его сгубишь – новое не купишь.
Курить – ему вредить.
Чистота – залог его.
Ход урока
- Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель: Отгадайте, о чем идет речь:
Оно дороже богатства.
Его сгубишь – новое не купишь.
Курить – ему вредить.
Чистота – залог его. (Здоровье)
Как вы думаете, почему именно с этой загадки я начала урок?
Сейчас предлагаю ученикам выполнить работу по карточкам за компьютером. (5 учеников)
Учитель: Пока дети работают, мы вспомним, как можно назвать соединение костей в локте? (подвижное)
В какой части тела есть еще такое соединение? (колене)
Какое значение имеет соединение костей с помощью суставов? ( Благодаря подвижному соединению костей, достигается большая свобода движений. Путем упражнений и тренировок тело человека становится необыкновенно гибким и послушным.)
Какое еще есть соединение суставов? (неподвижное - череп, верхняя челюсть, полуподвижное хрящами – позвоночник). А какое это имеет значение? (После формирования головного мозга кости, образующие череп, прочно срастаются между собой. Голова имеет одинаковую форму.)
Учитель: Сегодня, ребята, к вам в гости пришла балерина. Она хочет проверить ваши знания о строении туловища человека и предлагает кроссворд. Слайд № 2,3. Приложение 2.
III. Изучение нового материала.
а) Подготовительная работа.
- Чтение стихотворения А. С. Пушкина “У Лукоморья дуб зеленый..”
У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;…
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в этот сказочный мир. Назовите сказки, в которых встречаются слова о красивой и правильной осанке.
- Давайте вспомним название сказки данных отрывков:
…Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор…
…А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит…
(А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)
Учитель: Это мы назвали сказочных героев. Какие они? (Статные, красивые, подтянутые)
А теперь, ребята, приняли соответствующую позу: плечи расправили, подбородок приподняли, глазки открыли.
- А каких героев мы с вами встречаем в повседневной жизни? Мы их видим каждый день: на соревнованиях, праздниках, переменах… Ими гордится школа.
Слайд № 4
- Сегодня, ребята, к нам в гости пришла балерина не просто так. Сейчас вы посмотрите отрывок из балета. Обратите внимание на то, как выглядит балерина.
- ТСО – просмотр видеофильма.
Учитель: Чем нравится вам балерина? (стройная, изящная, красивая…) Вот сегодня мы с вами и поговорим об осанке. Дети, кто из вас может сказать, что такое осанка? Посмотрим, как даётся толкование этого слова в словаре Ожегова (толкование слова “Осанка” в словаре Ожегова).Обратите внимание, как правильно пишется это слово.
Доска
СКЕЛЕТ
ОСАНКА
СКОЛИОЗ
б) Рассказ учителя.
Слайд № 5
Осанка - это, как мы сидим или стоим. Хорошая осанка, т.е. правильное положение тела при стоянии, сидении, ходьбе, выполнении различных видов работ – необходимое условие для нормального развития и функционирования внутренних органов.
Слайд № 6
Физминутка
У меня спина прямая
У меня спина прямая, (Ходьба на месте, руки за спину.)
Я наклонов не боюсь: (Наклон вперед.)
Выпрямляюсь, прогибаюсь, (Наклон назад, выпрямиться.)
Поворачиваюсь. (Повороты туловища.)
Раз, два, три, четыре.
Раз, два, три, четыре. (Наклон вперед и выпрямиться.)
Я хожу с осанкой гордой. (Повороты туловища.)
Прямо голову держу, (Наклон вперед и выпрямиться.)
Никуда я не спешу. (Ходьба на месте, руки за спину.)
Раз, два, три, четыре, (Повороты туловища.)
Раз, два, три, четыре. (Ходьба на месте, руки за спину.)
Я могу и поклониться. (Поклон и выпрямиться.)
И присесть, и наклониться, (Присесть, наклон вперед.)
Повернусь туда - сюда! (Повороты туловища направо - налево.)
Ох, прямешенька спина! (Наклон вперед и выпрямиться.)
Раз, два, три, четыре (Повороты туловища.).
Учитель: Благодаря чему человек может прямо держаться и передвигаться? (скелет и мышцы). Именно от скелета и мышц зависит осанка человека. А сейчас мы посмотрим, как сидим: спинка прямая, позвоночником касаемся спинки стула, голова приподнята, ноги стоят ровно. Теперь попрошу всех встать.
Слайд № 7
- Хорошая осанка в положении стоя означает, что плечи у нас слегка отведены назад, грудная клетка расправлена, а туловище выпрямлено. И пошли вперед. Идем красиво, прямо, походка от бедра.
- А сейчас попрошу 1 ученика выйти к доске: встань, пожалуйста, у стены. Принять правильную осанку, касаясь спиной стены. При этом лопатки, ягодицы, икры ног и пятки должны касаться стенки, голова приподнята. Если осанка нормальная, то между поясницей и стеной можно просунуть ладонь. Затем на голову кладем книгу и ходим, чтобы она не упала. Посмотрите, какая чудесная осанка у балерины, а также у моих выпускников, которые занимаются бальными танцами.
Слайд № 8
- А знаете ли вы, почему так важно иметь хорошую осанку? ( Ответы учащихся)
- Дело в том, что если человек постоянно сутулится и втягивает голову в плечи, если он сидит, сгорбившись за партой в школе и за обеденным столом, то такая
неправильная осанка с годами у него войдёт в привычку, а из-за этого сформируется не очень красивая фигура и всегда будет какой-то расхлябанный. Кроме того, человек с плохой осанкой всегда будет казаться ниже ростом, чем он есть на самом деле. Когда мы стоим прямо, то выглядим гораздо выше, чем когда сутулимся.
- Ребята, посмотрите на картинку и сравните, насколько выше ростом можно выглядеть, если поддерживать хорошую осанку, и насколько ниже, если стоять, сгорбившись или скособочившись.
Слайд № 9
Учитель: Что ещё можете сказать об осанке?
IV. Сообщения учащихся.
Учитель: У некоторых детей возникает нарушение осанки, называемое сколиозом. Это означает, что позвоночник у них изогнут в форме зигзага. Сколиоз почему-то чаще возникает у девочек и начинается в возрасте 10-12 лет. Многие случаи сколиоза можно исправить, если в течение примерно 2-х лет изо дня в день выполнять специальные гимнастические упражнения. Лечебная гимнастика и правильная осанка в некоторых случаях помогают избавиться от сколиоза без специального лечения.
Слайд № 10,11
Итог (после рассказа)
Учитель: Ну, а сейчас подведём небольшой итог.
- Как вы поняли, что такое осанка?
- Какая у вас должна быть осанка, когда стоите?
- Как надо правильно сидеть?
- Почему важно иметь хорошую осанку?
- Чем полезна правильная осанка?
- К чему может привести нарушение осанки?
V. Проверка знаний.
Учитель: А сейчас попрошу всех занять свои места за компьютером. (Приложение 3, 4)
- Для того чтобы быть здоровыми и иметь красивую осанку, необходимо выполнять соответствующие упражнения.
Слайд № 12,13,14
VI. Итог урока
- Отчего зависит красота фигуры?
- К чему может привести неправильная посадка?
- Как предупредить развитие сколиоза?
Домашнее задание.
Запишите задание на дом:
- Я вам предлагаю изготовить из пуговиц такого человечка, который на практике поможет определить искривление позвоночника.
- Придумать комплекс упражнений для формирования правильной осанки. Они могут быть и смешными, можно и для игрушек. Это уже ваше творчество.