Урок окружающего мира в 4-м классе. Тема урока: "Красота начинается с правильной осанки"

Разделы: Начальная школа


Форма проведения: урок-путешествие.

Презентация 1.Слайд № 1

Цели урока:

  • дать представление учащимся об осанке;
  • закрепить знания по теме “Скелет человека”;
  • воспитывать у учащихся стремление к красоте человеческого тела;
  • развивать познавательную активность, умение рассуждать, делать выводы.

Задачи:

  • развивать навыки компьютерной грамотности;
  • формировать потребность в сохранении правильной осанки.

Оборудование:

  • интерактивная доска с компьютером;
  • кроссворд;
  • учебник “Мир вокруг нас”, 4 класс (1–4). Автор: А. А. Плешаков;
  • рабочая тетрадь;
  • таблица с изображением позвоночника;
  • видеофильм;
  • презентация об осанке;
  • орфографический словарь Ожегова.

Основные понятия:

  • здоровье;
  • скелет;
  • осанка;
  • сколиоз.

Эпиграф к уроку:

Оно дороже богатства.

Его сгубишь – новое не купишь.

Курить – ему вредить.

Чистота – залог его.

Ход урока

  1. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель: Отгадайте, о чем идет речь:

Оно дороже богатства.

Его сгубишь – новое не купишь.

Курить – ему вредить.

Чистота – залог его. (Здоровье)

Как вы думаете, почему именно с этой загадки я начала урок?

Сейчас предлагаю ученикам выполнить работу по карточкам за компьютером. (5 учеников)

Приложение 1.

Учитель: Пока дети работают, мы вспомним, как можно назвать соединение костей в локте? (подвижное)

В какой части тела есть еще такое соединение? (колене)

Какое значение имеет соединение костей с помощью суставов? ( Благодаря подвижному соединению костей, достигается большая свобода движений. Путем упражнений и тренировок тело человека становится необыкновенно гибким и послушным.)

Какое еще есть соединение суставов? (неподвижное - череп, верхняя челюсть, полуподвижное хрящами – позвоночник). А какое это имеет значение? (После формирования головного мозга кости, образующие череп, прочно срастаются между собой. Голова имеет одинаковую форму.)

Учитель: Сегодня, ребята, к вам в гости пришла балерина. Она хочет проверить ваши знания о строении туловища человека и предлагает кроссворд. Слайд № 2,3. Приложение 2.

III. Изучение нового материала.

а) Подготовительная работа.

  • Чтение стихотворения А. С. Пушкина “У Лукоморья дуб зеленый..”

У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;…

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в этот сказочный мир. Назовите сказки, в которых встречаются слова о красивой и правильной осанке.

- Давайте вспомним название сказки данных отрывков:

…Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор…
…А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит…

(А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)

Учитель: Это мы назвали сказочных героев. Какие они? (Статные, красивые, подтянутые)

А теперь, ребята, приняли соответствующую позу: плечи расправили, подбородок приподняли, глазки открыли.

- А каких героев мы с вами встречаем в повседневной жизни? Мы их видим каждый день: на соревнованиях, праздниках, переменах… Ими гордится школа.

Слайд № 4

- Сегодня, ребята, к нам в гости пришла балерина не просто так. Сейчас вы посмотрите отрывок из балета. Обратите внимание на то, как выглядит балерина.

  • ТСО – просмотр видеофильма.

Учитель: Чем нравится вам балерина? (стройная, изящная, красивая…) Вот сегодня мы с вами и поговорим об осанке. Дети, кто из вас может сказать, что такое осанка? Посмотрим, как даётся толкование этого слова в словаре Ожегова (толкование слова “Осанка” в словаре Ожегова).Обратите внимание, как правильно пишется это слово.

Доска

СКЕЛЕТ

ОСАНКА

СКОЛИОЗ

б) Рассказ учителя.

Слайд № 5

Осанка - это, как мы сидим или стоим. Хорошая осанка, т.е. правильное положение тела при стоянии, сидении, ходьбе, выполнении различных видов работ – необходимое условие для нормального развития и функционирования внутренних органов.

Слайд № 6

Физминутка

У меня спина прямая

У меня спина прямая, (Ходьба на месте, руки за спину.)

Я наклонов не боюсь: (Наклон вперед.)

Выпрямляюсь, прогибаюсь, (Наклон назад, выпрямиться.)

Поворачиваюсь. (Повороты туловища.)

Раз, два, три, четыре.

Раз, два, три, четыре. (Наклон вперед и выпрямиться.)

Я хожу с осанкой гордой. (Повороты туловища.)

Прямо голову держу, (Наклон вперед и выпрямиться.)

Никуда я не спешу. (Ходьба на месте, руки за спину.)

Раз, два, три, четыре, (Повороты туловища.)

Раз, два, три, четыре. (Ходьба на месте, руки за спину.)

Я могу и поклониться. (Поклон и выпрямиться.)

И присесть, и наклониться, (Присесть, наклон вперед.)

Повернусь туда - сюда! (Повороты туловища направо - налево.)

Ох, прямешенька спина! (Наклон вперед и выпрямиться.)

Раз, два, три, четыре (Повороты туловища.).

Учитель: Благодаря чему человек может прямо держаться и передвигаться? (скелет и мышцы). Именно от скелета и мышц зависит осанка человека. А сейчас мы посмотрим, как сидим: спинка прямая, позвоночником касаемся спинки стула, голова приподнята, ноги стоят ровно. Теперь попрошу всех встать.

Слайд № 7

- Хорошая осанка в положении стоя означает, что плечи у нас слегка отведены назад, грудная клетка расправлена, а туловище выпрямлено. И пошли вперед. Идем красиво, прямо, походка от бедра.

- А сейчас попрошу 1 ученика выйти к доске: встань, пожалуйста, у стены. Принять правильную осанку, касаясь спиной стены. При этом лопатки, ягодицы, икры ног и пятки должны касаться стенки, голова приподнята. Если осанка нормальная, то между поясницей и стеной можно просунуть ладонь. Затем на голову кладем книгу и ходим, чтобы она не упала. Посмотрите, какая чудесная осанка у балерины, а также у моих выпускников, которые занимаются бальными танцами.

Слайд № 8

- А знаете ли вы, почему так важно иметь хорошую осанку? ( Ответы учащихся)

- Дело в том, что если человек постоянно сутулится и втягивает голову в плечи, если он сидит, сгорбившись за партой в школе и за обеденным столом, то такая

неправильная осанка с годами у него войдёт в привычку, а из-за этого сформируется не очень красивая фигура и всегда будет какой-то расхлябанный. Кроме того, человек с плохой осанкой всегда будет казаться ниже ростом, чем он есть на самом деле. Когда мы стоим прямо, то выглядим гораздо выше, чем когда сутулимся.

- Ребята, посмотрите на картинку и сравните, насколько выше ростом можно выглядеть, если поддерживать хорошую осанку, и насколько ниже, если стоять, сгорбившись или скособочившись.

Слайд № 9

Учитель: Что ещё можете сказать об осанке?

IV. Сообщения учащихся.

Учитель: У некоторых детей возникает нарушение осанки, называемое сколиозом. Это означает, что позвоночник у них изогнут в форме зигзага. Сколиоз почему-то чаще возникает у девочек и начинается в возрасте 10-12 лет. Многие случаи сколиоза можно исправить, если в течение примерно 2-х лет изо дня в день выполнять специальные гимнастические упражнения. Лечебная гимнастика и правильная осанка в некоторых случаях помогают избавиться от сколиоза без специального лечения.

Слайд № 10,11

Итог (после рассказа)

Учитель: Ну, а сейчас подведём небольшой итог.

  • Как вы поняли, что такое осанка?
  • Какая у вас должна быть осанка, когда стоите?
  • Как надо правильно сидеть?
  • Почему важно иметь хорошую осанку?
  • Чем полезна правильная осанка?
  • К чему может привести нарушение осанки?

V. Проверка знаний.

Учитель: А сейчас попрошу всех занять свои места за компьютером. (Приложение 3, 4)

- Для того чтобы быть здоровыми и иметь красивую осанку, необходимо выполнять соответствующие упражнения.

Слайд № 12,13,14

VI. Итог урока

  • Отчего зависит красота фигуры?
  • К чему может привести неправильная посадка?
  • Как предупредить развитие сколиоза?

Домашнее задание.

Запишите задание на дом:

  1. Я вам предлагаю изготовить из пуговиц такого человечка, который на практике поможет определить искривление позвоночника.
  2. Придумать комплекс упражнений для формирования правильной осанки. Они могут быть и смешными, можно и для игрушек. Это уже ваше творчество.