За неделю до турнира участникам (мальчикам 3-го класса) дается задание. 1. Найти информацию о рыцарях VI-XVI веков. Девочкам учитель раздает стихи и тексты для заучивания. 2. Заранее все мальчики и девочки класса по жребию разделились на 2 команды. 3. Выбраны названия команд, например: “Львы”, “Мушкетеры”.
Оборудование:1.Наличие рыцарских костюмов у мальчиков.2.Каждая команда к своему названию придумывает и изображает на листе формата А 4 герб (Рисунок 4). 3.Изображение старинного рыцарского замка (Рисунок 2). 4. Изображение современного замка (Рисунок 1). 3.На листе формата А 4 большими буквами напечатано слово: фехтование. 4.На листе формата А4 напечатаны 14 классических рыцарских доблестей. 5. Две карточки с перечислением 14 рыцарских доблестей. 6. Две карточки с заданиями для 6 тура.
Доска:1.Надпись: “Рыцарский турнир”. 2. Картина “Рыцарский поединок” (Рисунок 3).
Ход мероприятия
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались на рыцарский турнир. Принимать участие в нем будут рыцари - наши мальчики, а помогать им в нелегком труде - наши девочки. Итак, вы готовы, рыцари? В добрый путь! (Стихотворение читает наизусть ученица 1):
Времена теперь другие, как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия от страны, какой была.
Умный сильный наш народ свою землю бережет,
А преданья старины забывать мы не должны.
Слава русской старине! Слава нашей стороне! (Н.Кончаловская)
Учитель: О происхождении рыцарства писали многие. Оно возникло в начале VII века. Рыцарство распространяет вокруг себя волшебную прелесть, которая занимает, привязывает и обольщает. Бог, честь и женщина - вот девиз рыцаря. Блестящие подвиги заслужили рыцарям почетные отличия. Им давали разные титулы: они могли восседать за одним столом с королями; одни они имели право носить копья, броню, шпоры, двойные кольчуги, шлемы, меха, бархат. Чем более рыцарство приобретало славы, тем сложнее делался прием в это благородное звание. Для рыцаря считались обязательными моральные нормы: смелость, верность, долг, благородство по отношению к женщине. До 7 лет рыцари воспитывались в семье. До 14 лет они были пажами при дворе сеньора. До 21 года – оруженосцами. И только после 21 года посвящались в рыцарей.
А что еще вы знаете о рыцарях?!
Итак, приглашаю 2 команды. Команда “Львов” - за 1 стол. Команда “Мушкетеров” - за 2 стол. Поприветствуем их. Конечно же, наше уважаемое жюри…. Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл. Если команда мальчиков затрудняется ответить на вопрос, то им могут помочь с ответом девочки, которые находятся по их сторону. Вся игра состоит из 6 туров.
1-й тур “Исторический”
Учитель: Определим, чья команда начинает первой. Для этого надо ответить на следующий исторический вопрос: “Назовите период, который историки назвали Средними веками?” (6-16 века). Кто первый и более точно ответит на этот вопрос, тому и задается 1 вопрос 1 тура. Вопросы задаются поочередно каждой команде .
1. Что означает слово рыцарь? (“Рыцарь” в переводе с немецкого – “всадник”).
2.Кого называли рыцарями? (Феодалов).
3.Как называлась эпоха, когда жили рыцари? (Эпоха Средневековья).
4.Что такое рыцарский турнир и для чего он устраивался? ( Рыцарский турнир - это игры с оружием. Рыцари демонстрировали смелость и искусство владения оружием).
Учитель вывешивает на доску изображение рыцарского поединка (Рисунок 3)
5. Мог ли рыцарь во время турнира отказаться от некоторых доспехов и почему? ( Да, мог. Чтобы облегчить свои движения в бою).
6.Какую часть доспехов не должен, ни при каких обстоятельствах потерять в бою рыцарь? ( Шпоры. Тот, кто терял шпоры, вызывал общее презрение).
7. Почему летом рыцари надевали поверх доспехов накидку из белой ткани? (Чтобы доспехи меньше раскалялись на палящем солнце) .
8. Старинная верхняя одежда, на которой обычно помещался герб? (Плащ). Жюри подсчитывает итоги 1 тура.
2 тур - “Геральдический”
Учитель: В нашей стране символы России – это флаг, герб, гимн, утвержденные Государственной Думой. Использование символов идет от Средних веков. Тогда каждый рыцарь имел свой герб. Теперь все государства имеют свои отличительные знаки – символы. Вот как выглядит наш герб РФ. Учитель вывешивает изображение герба РФ.
Ученица 2: В геральдике (науке о гербах ) символы нашего герба имеют следующее значение:
а) красный цвет - неустрашимость, великодушие, любовь.
б)золото – сила и богатство.
в)орел – власть , прозорливость , великодушие.
г)двуглавый орел – охрана своих владений на Западе и на Востоке.
Ученица 3: д) короны на гербе являются символами трех ветвей власти : исполнительной, судебной и законодательной.
е) скипетр – символ защиты суверенитета.
ж) держава – символ единства, целостности государства.
з) на груди орла – древнейший герб Москвы , всадник , поражающий змея , - это символ победы добра над злом.
Учитель показывает эти символы на гербе РФ.
Учитель: Сейчас каждая команда должна предоставить свой герб и защитить его. Один из участников команды защищает свой герб (Рисунок 4).
Учитель: Но все же, что, такое герб и зачем он нужен? На мои вопросы поочередно будет отвечать сейчас каждая из команд. Внимание! 1 команде 1 вопрос:
1. Для чего нужны гербы, которые помещались у каждого рыцаря на его одежде и вооружении? (Чтобы во время боя отличить союзника от противника).
2. Что означает слово “герб” в переводе с немецкого? (Наследство).
3. Где в экипировке рыцаря, кроме как на плаще, мог помещаться герб? ( На щите).
4. Разобраться в гербе было трудно, а создавать их – сложно. Этим занимались люди особой профессии. Как назывались эти люди? ( Герольды) Жюри подводит итоги 2 тура. А нас ждет следующий тур.
3 тур - “Кодекс рыцарской чести”
Учитель: Что такое кодекс?
Ученица 4: Кодекс - это свод правил, законов, по которым живут.
Ученица 5: Дворянин, родовой по отцу и матери, достигший 21 года, мог попасть в рыцари. Но одного дворянского происхождения было недостаточно. Необходимость требовала изучения всех рыцарских обязанностей. Тому, кто вступал в рыцарство, следовало доказать, что он знает свод законов и правил, по которым он будет в дальнейшем жить.
Учитель: Внимание! Перед вами список, из которого вы должны выбрать 7 классических рыцарских доблестей. Время 1 минута. Каждой команде дается конверт с карточкой, на которой она отмечает верные ответы. По истечении времени карточки сдаются жюри, и подсчитывается количество баллов. А на доске вывешиватся запись для всех.
1. Верховая езда. (Верно)
2.Фехтование. (Верно)
3.Умение самому приготовить еду.
4.Искусство обращаться с копьем. (Верно)
5.Танцы.
6.Умение красиво одеваться.
7.Плавание. (Верно)
8.Прыжки с парашютом.
9.Охота. (Верно)
10.Игра в шашки. (Верно)
11.Акробатика.
12.Игра на музыкальных инструментах.
13.Метание камней.
14.Сочинение и пение стихов в честь прекрасной дамы. (Верно)
Жюри подводит итоги.
Учитель: Одной из классических рыцарских доблестей является фехтование. А что это такое? ( Ответы детей). Следующий наш тур так и называется.
4 тур – “Фехтование”
Учитель: Составить и записать как можно больше слов из следующих букв: ф е х т о в а н и е.
Каждое слово оценивается в 1 балл. Девочки тоже составляют слова и набирают баллы для своей команды рыцарей.
Жюри подсчитывает количество баллов у команд.
5 тур – “Инженеры-строители”
Ученица 6: Полная опасностей жизнь людей 10-11 веков заставляла искать защиты и убежища. Ее могли дать только рыцари. Они, для защиты от набегов врагов-варваров, стали возводить замки, вокруг которых селились крестьяне. Сейчас, на некоторое время, мы отправимся в средневековье и станем инженерами.
Учитель вывешивает изображение старинного замка (Рисунок 2).
Учитель: Вам предстоит ответить на вопросы, связанные со строительством замков. Вопросы задаются поочередно каждой команде.
1. Где находилась башня, которую называли сторожевой? ( У главных ворот).
2. Все ли жители округи жили в замке? ( Только те, кто мог за это заплатить).
3.Чем можно освещать замок? ( Факелами, свечами).
4.Из чего строились первые замки? ( Из дерева).
5. Для чего копали рвы вокруг замка? ( Для обороны).
6.Почему впоследствии деревянные замки стали заменяться каменными? (Чтобы не сгорали).
7.Замки обычно строились среди густого леса? Это верно? ( Нет. Со всех сторон должно было быть открытое пространство).
8.Иногда при осаде замков за их стены забрасывали катапультой мертвых коров. Зачем? ( Чтобы занести инфекцию).
Учитель: А вот как выглядят современные замки. Учитель вывешивает изображение современного замка (Рисунок 1).
Учитель: Чем отличаются современные замки от замков эпохи Средневековья? (Ответы детей).
Жюри подводит итоги очередного тура. Мы отправляемся в последний – заключительный тур.
6 тур – “Рыцарский поступок”
Учитель: В нашу повседневную жизнь вошли такие выражения из прошлого: “Рыцарский поступок, “Рыцарское отношение”. Рыцари с уважением относились друг к другу, к женам и дочерям других рыцарей. И сейчас нашим мальчикам надо будет поступить по- рыцарски в данных ситуациях. Обеим командам дается 2 задания. На обдумывание 2 минуты. Разыграть сцену и показать, как правильно себя вести.
Задания команде “Мушкетеров”:
1. Вы пришли в столовую, сели за стол на стульчики. Но Маше не хватило стула. Ваши действия.
2.Тебе подарили вещь, которая тебе не нравится. Что ты скажешь тому, кто сделал подарок?
Задания команде “Львов”:
1.Мама разговаривает с кем-то из взрослых, а тебе надо обратиться к ней с вопросом. Как ты это сделаешь?
2.Вы всем классом (девочки и мальчики) пришли в цирк. Ваши места - 1 и 2 ряды. Как правильно нужно поступить мальчикам при рассаживании.
Учитель: Наш рыцарский турнир подходит к концу. Жюри подводит итоги всех туров. А девочки исполняют танец собственного сочинения под музыку “Яблочко”.
Жюри сообщает результаты каждого тура и общее количество баллов у каждой команды. Команда, набравшая большее количество баллов, считается победившей и получает грамоту победителя. Вторая команда тоже удостоена грамотой за активное участие в игре. Можно отметить отдельно лучших игроков турнира следующими грамотами: “За активное участие”, “За хорошее знание истории”, “За умные и правильные ответы”, “За умение правильно излагать свои мысли”, “За лучший костюм рыцаря” и т.д. А также отметить девочек, которые принесли команде дополнительные баллы.