Ребенок счастлив в движении, поиске новых “узоров” жизни, стремлении к самовыражению и в свершении ежедневных “подвигов” познания окружающей действительности.
И чтобы сохранить и приумножить счастье школьника в образовательном учреждении – первостепенно педагог, а также и все остальные участники образовательного процесса, должны разработать и создать такие условия познания учебного предмета, чтобы учащиеся находились в динамичном созерцании и созидании учебной программы и могли и хотели бы свою активную учебно-познавательную позицию пронести через всю линию жизни. А для этого необходимо готовить к творчеству каждого маленького гражданина. И именно на это должны быть направлены все силы учителей, преподавателей.
Стремление к творчеству – результат воспитания и, поэтому, может служить средством педагогического воздействия на формирование познавательных интересов, активности у школьников в учебной деятельности. Отражение человеком мира, есть активный, творческий процесс. Это означает, что воспринимаемые предметы, объекты и явления, пережитые чувства не только отражаются в сознании человека, но и перестраиваются в новые комбинации. Воображение тесно взаимосвязано с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание новых образов воспринимаемых предметов, делая их более продуктивными.
Креативность взгляда, познавательная активность значительно расширяют и углубляют процесс познания – это важнейшие составляющие творческого процесса. С деятельностью по развитию творческих способностей и познавательной активности связано формирование ряда нравственно-психологических качеств личности учащихся, таких, как чувство ответственности, патриотизм, толерантность, коммуникабельность. Развитие творческих способностей на уроках связано со всей общественной жизнью ученика. Особое значение в создании образов имеет мировоззрение, мировосприятие и мироощущение ребенка. Процесс творческого становления личности ученика неразрывно связан с эмоционально-волевой линией его жизни и познавательной активности.
Процесс обучения должен быть так организован, чтобы у учащихся пробуждался мотивационный интерес к знаниям, шло не только формально-штамповочное овладение умениями и навыками, а был стимул для инициативности, самостоятельности в учебной деятельности. Учащиеся могли бы демонстрировать, развивать и совершенствовать познавательные способности. Изучение учебного материала необходимо заполнить творческой, индивидуальной доминантой ученика, которая, в свою очередь, не ограничивала бы познавательную деятельность учащихся в таких составляющих, как самостоятельная работа. А по мере перехода школьника на более высокую и качественную ступень обучения,- творческие способности и познавательная активность побудили бы к проявлению новизны в исследовательской, научной и практической деятельности учащихся.
И тогда, образовательный процесс приобретет статус мобильности, эффективности, эмоциональности и сможет открыть “дорогу” счастья каждому участнику образовательного процесса, но и в первую очередь, ученикам, которые получат чувство удовлетворения и созерцания от своей деятельности и всего образовательного процесса в целом.
География – это один из тех предметов, где процесс развития творческих способностей и познавательной активности у воспитанников ОУ приобретает наиболее яркие смысловые оттенки. Безусловно, самый сильный акцент для становления творческого потенциала учащихся и развития познавательной активности необходимо формировать на начальной стадии изучения предмета (5-6-е классы),т.к. восприятие учебного материала идет через “оживление” слов, понятий, определений данной темы урока, включается создание образов воспринимаемых предметов урока, происходит обогащение и усовершенствование новых образов, делая учебный процесс более продуктивным от темы к теме.
Для развития творческих способностей и познавательной активности на уроках географии 5-6 классы являются наиболее сложно структурированной звеном образовательного процесса, где главной целью успешной реализации данного проекта служит развитие первичного творческого потенциала школьника по средствам включения их в интеллектуально-познавательную деятельность для самореализации и самовыражения в межличностном и социальном общении. На данном этапе важно выявить (исходя из возрастных особенностей учащихся),- степень его адаптивности с окружающим миром. Если его миросозерцание уравновешенно, не побуждает к эмоциональному восприятию, тогда нет никакой платформы для возникновения творчества. Ученик, который является вполне приспособленным к окружающей действительности, такой ученик не может ничего желать, ни к чему стремиться и, конечно, ничего не может созидать. Поэтому в основе творческой деятельности на уроке всегда будет лежать неприспособленность души ребенка к миру, из которой возникают потребности, стремления. Следовательно, на этих знаниях необходимо строить концепцию урока.
Примерные формы, методы, приемы, технологии для работы в 5-м классе.
Предмет “Естествознание”, раздел “Вселенная”
- Создание портфолио.
- Компьютерная презентация.
- Сказка “Планета моей мечты”. Используется не только текстовая часть, но и иллюстративная составляющая.
- Мифология в планетах Солнечной системы.
- Планеты в стихах.
- Кулинарные явства для знаков Зодиака.
- Музыкальная шкатулка знаков Зодиака.
- Урок-игра “Я-Козерог, а мой сосед по парте - ?”. Ученики объединяются в группы по знакам Зодиака, создают образы, внешнюю атрибутику и презентуют свой знак.
- Галактические загадки. Используются шарады, ребусы, загадки, кроссворды, анаграммы, перевертыши и т.д.
- Песни из Космоса.
6-й класс. Предмет “Физическая география”.
1. Создание портфолио по выбранной тематике.
2. Я – топограф. Создание своей системы условных знаков и отображение ее на собственно придуманной карте с текстовым описанием.
3. Флаг, герб и гимн предмету “Физическая география”.
4. Поиск географического объекта – Невидимки. Учащиеся сами выбирают для определения географических координат те или иные географические объекты, которых нет в учебном атласе. После определения учащиеся наносят географические объекты на контурные карты.
5. Вулканический коллаж.
6. Облака моего любимого города.
7. Погода в доме. Хроника событий семьи с описанием погоды в данный период жизни, с использованием фото- и видео - материалов.
8. “Если б я был Гидросферой…”.
9. Музыка рек. Учащиеся выбирают 2-3 реки России или мира и ассоциативно предлагают прослушать классическую композицию.
10. “Гляжу в озера синие…”. Ассоциативное изображение озер России или мира с помощью различных художественных приемов.
Методические разработки требуют активной и целенаправленной работы с учащимися, чтобы воспитать всесторонне развитую и современную личность. Интеллектуально-познавательные мероприятия необходимо сочетать с разнообразными формами работы и обязаны решать воспитательные, обучающие, развивающие и здоровьесберегающие задачи.
Звено (7-9-е классы) строится на сформированных положительных эмоциях, благоприятном психологическом климате в процессе учебной деятельности и межличностном общении. Главная цель успешного развития творческих способностей и познавательной активности на уроках географии в 7-9-х классах состоит в реализации условий для самовыражения личности на основе индивидуальных наклонностей и дифференцированного подхода через адаптацию в активную социально-учебную деятельность. Создание содружественной и сотруднической атмосферы познавательной деятельности учащихся – важное условие формирования познавательной активности и творческого развития личности ученика в образовательном процессе. Формируется важное условие в детском коллективе, обеспечивающее созидательное влияние на познавательную активность и творческие способности личности в целом – безопасное и доверительное общение в процессе учебной деятельности.
Мотивом для укрепления и развития творческой активности на уроках географии может стать личностное общение с учителем, учениками класса. Тогда школьник сможет оценить свой потенциал и, по-новому, скорректировать и скоординировать действия.
Доброжелательность, объективность, поощрение, лояльность, целенаправленность взглядов педагога, обязательно систематизируют и оптимально усовершенствуют творческий подход к обучению, что обеспечит высокий уровень образованности у учащихся и позволит укрепить сформированную творческую самодостаточность.
Примерные методические технологии, используемые в 7-9 классах
- Творческая мастерская. “Эндемики Австралии”.
- Интеллектуальная мастерская. “Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки”.
- Урок-собеседование. “Вклад М.В.Ломоносова в географическую науку”.
- Посиделки у географической карты.
- Эпоха Возрождения и география.
- Создание музея: “ Африка”.
- Музыкальная энциклопедия по природным зонам России.
- Поэтический калейдоскоп. “Федеративное устройство Российской Федерации”.
- География материков и океанов в кинофильмах отечественных и зарубежных.
- Сказочные герои Америки.
Организация творчества на уроках географии в 10-11-х классах базируется на сформированном алгоритме действий. Для зрелой творческой работы необходимо овладеть способностью самостоятельно и критично мыслить, понимать сущность явлений и процессов, быть пытливым, что в значительной мере обеспечивает продуктивность учебной деятельности.
Умение использовать накопленный опыт, собственные мысли, способность анализировать, обобщать, сравнивать, находить качественные пути решения, - все это является значимым показателем аналитико-синтетической деятельности учащихся на основе ранее сформированных систем развития творческих способностей и познавательной активности. Использование творческих заданий требует углубления поисковых, проектных методов преподавания. От учителя потребуется большая подготовительная научно-методическая работа. Различные виды деятельности способствуют психофизическому, нравственно-личностному развитию ученика. Диалоговые, интеллектуальные, развлекательные, развивающие задания дают путь воображению и способствуют творчеству учащихся.
Тематика методических приемов для 10-11 классов
- Портфолио, компьютерная презентация или слайд-шоу по выбранной стране. С использованием пунктов: - герб, гимн, флаг страны; - культурное наследие страны; - этногеографические особенности страны; - фольклор; - национальная кухня страны.
- Рождество Христово – путешествие по странам.
- Культурное и природное наследие, охраняемое ЮНЕСКО.
- ЭССЭ. Решение проблемы использования полезных ископаемых.
- Вечер поэзии. Азиатские страны.
- Создание энциклопедии Международных организаций и сообществ.
- Туристический круиз по странам Европы.
- Инсталляция. Экономика и современное искусство Южной Америки.
- Международные новости. Обзор социально-экономической и политической обстановки в мире.
- Экология Земли.
Особое внимание, при использовании творческих заданий, следует уделить личностному опыту учащихся и сориентировать их деятельность на достижение успеха. Каждый урок должен стать стимулом, чтоб ребята проверили свой творческий потенциал, и у них возникла бы внутренняя потребность формировать в себе творческую личность. Развитие познавательного интереса даст возможность учащимся демонстрировать свои творческие достижения на уровне самооценки и самореализации личности.
Работоспособность, расширение кругозора, соблюдение этнокультурных традиций, тренировка воли, характера, уважительное отношение к окружающей действительности будет вести к проекции будущей взрослой жизни.
Содействие педагога в творческом становлении личности ученика, является приоритетной составляющей и основной педагогической единицей учебного процесса, в частности, предмета географии.
Литература
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд.- Москва, 1991.
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. Информационно-методическое пособие по курсу. Психология человека.3-е изд., доп. и испр. - Москва, 1999.
- Миронова М.М. Психология. Разработка занятий с детьми. 9 класс. I часть.- Волгоград, 2005.
- Молчанова З.М., Тимченко А.А., Черникова Т.В. Личностное портфолио старшеклассника. Учебно-методическое пособие. 3-е изд., стереотипное. – Москва, 2008.
- Ципляева Е.А. Модель организации досуга и творчества детей 5-11 классы. Программа интеллектуального клуба, рекомендации. – Волгоград, 2009.
- Яковлева Н.В. География. 10-11 классы: уроки с использованием информационных технологий. – Волгоград, 2009.