Состояние здоровья детей и подростков определяется множеством факторов, среди которых решающее значение имеют социально-экономические условия, образ жизни, экологическая обстановка, организация учебно-педагогической деятельности в школе, внутришкольная и домашняя обстановка.
Статистические данные о физическом состоянии показывают, что число школьников с функционально-органическими нарушениями постоянно растёт и приобретает катастрофический характер. Неблагоприятные изменения в состоянии здоровья у многих детей школьного возраста связаны отчасти с интенсификацией образовательного процесса, усложнением учебных программ, нервно-психическими перегрузками.
Все эти факторы ведут к переутомлению, снижению работоспособности и ослаблению иммунной системы. А ослабленный организм легко подвергается различным заболеваниям.
На организм человека в условиях Крайнего Севера влияют следующие факторы:
- необычная для высоких широт фотопериодичность (полярная ночь и полярный день).
- Воздействие низких температур в сочетании с высокой скоростью ветра.
- Гипокинезия, обусловленная неблагоприятными метеорологическими факторами.
- Несбалансированное питание.
- Загрязнение внешней среды.
В связи со сложившейся сложной проблемой к уроку физической культуры предъявляются самые объективные педагогические требования.
Средствами физической культуры являются физические упражнения, естественно – средовые силы природы и гигиенические факторы. Упражнения позволяют воздействовать на различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы, вегетативные системы, корректировать недостатки физического развития, психики и поведения. При подборе упражнений можно избирательно воздействовать преимущественно на психоэмоциональную сферу, на моторно-сосудистые, моторно-пульмональные и другие рефлексы, что позволяет повышать тонус преимущественно тех систем и органов, у которых он угнетён или повышен.
Адаптивными средствами физического воспитания являются:
- ритмическая гимнастика (обладает психоэмоциональной и культурологической ценностью, музыкально-волевых и пластических воздействий;
- аутотренинг (повышение интеллектуальных способностей, улучшение памяти, улучшение памяти, профилактика общих функциональных расстройств;
- релаксационная гимнастика (расслабление мышц);
- оздоровительная аэробика;
- самомассаж общего воздействия (снижение утомления после нагрузки);
- глазодвигательная гимнастика (коррекция нарушения зрения);
- дыхательная гимнастика (развитие дыхательной функции.
Все приведённые выше оздоровительные средства направлены на развитие двигательных функций, укрепление дыхания, сердечно – сосудистой и нейроэндокринной систем, повышение активности, сознательности, самоконтролю и самообучению, а так же целиком направлен на регуляцию состояния организма при выполнении физических упражнений.
Цель урока: Формировать устойчивый интерес к урокам физической культуры.
Задачи.
I. Образовательные.
1. Учить выполнять упражнения в равновесии по скамейке.
2. Повторить перелезание через бревно, гимнастического коня, “козла”.
3. Закрепить навыки выполнения ОРУ в ходьбе.
II. Оздоровительные.
1. Способствовать общему физическому развитию.
III. Воспитательные.
1. Воспитывать дисциплинированность.
2. Воспитывать уважение к товарищу во время игры.
IV. Коррекционные.
1. Коррекция двигательных нарушений.
Место проведения: зал.
Инвентарь: гимнастическое бревно, 4 мата, конь, “козёл”, скамейка, 2 стойки.
См. таблицу.