Сцена первая Слайд № 1 (см. презентацию).
Спектакль начинается с появления ученого монаха . Он раскланивается и произносит монолог: “Я небеса благодарю за мысли, за идеи, за вдохновение, ниспосланные мне! Моя мечта, дитя моё – машина времени! Она готова! В путь! Через века, через эпохи! Но нужен мне в пути попутчик, верный друг. Его найду я среди вас! Сначала маленький устрою вам экзамен… Любите ли вы математику? ... Вовлечены ли вы в удивительный мир абстракций и задач, шлифующих разум и логику мышления? Ответившим “да” - общение с великими, посвятившими свою жизнь математике, доставит радость от ощущения как бы сотворчества. Для ответивших “нет” - такое общение ещё нужней. Ведь не исключено, что при более близком знакомстве с жизненными свершениями учёных возникнет чувство восхищения их глубиной, и отношение к математике измениться.
Пусть властно по своей орбите
Нас ритм сегодняшний кружит –
Вернее будущее видит
Лишь тот, кто прошлым дорожит.
(Олег Дмитриев) Слайд № 2.
Я приглашаю вас, о юные друзья мои, отправиться в путешествие в прошлое, на встречу с мыслителями давних веков. Я - ученый монах, русский физик и математик, перенесу вас через века на сконструированной мною машине времени. ”
Двое ребят (девочка и мальчик) выходят на сцену и направляются к монаху: “Мы готовы отправиться с тобой в путешествие!”
Девочка: Мы отправимся в Индию?
Монах: Отчего же в Индию, сударыня?
Девочка: Но ведь именно в Индии изобрели цифры, которыми мы сейчас пользуемся. И называться бы им индийскими, но никто в те времена о выдумке индийцев не знал. Индию покорили арабы , они разорили города, забрали много драгоценностей, а вместе с ними и цифры. Так что узнали мы об индийском изобретении от арабов и стали называть цифры арабскими.
Мальчик: А может полетим в Болдино во времена Пушкина, Александра Сергеевича?
Монах: Милый юноша, Александр Сергеевич – величайший из поэтов! Но математика-то здесь при чём? Слайд №3.
Мальчик: Пушкин был очень разносторонним человеком. Он прилежно изучал историю, любил музыку и интересовался математикой. Эти рисунки взяты из рукописей Александра Сергеевича, Дело в том , что с давних пор люди ломали головы над тем, откуда взялось начертание арабских цифр. Существует много всевозможных догадок, Пушкин тоже предложил свой остроумный домысел. Он решил, что все десять арабских цифр, включая нуль, помещаются в этом магическом квадрате . Чтобы легче разобраться в его рисунке , взгляните сюда Слайд № 4. На каждом из этих десяти рисунков всё тот же квадрат, но всякий раз жирная линия обрисовывает новую фигуру, в которой мы без труда узнаём какую – нибудь из наших цифр. Только пятёрка немного “подгуляла” - у неё не хватает хвостика.
Девочка:А в древние времена у пятёрки и не было хвостика. Он “вырос” несколько позже.
Монах: Друзья мои, как много вы знаете о математике! Вы достойно выдержали мой экзамен! Молодцы!
Это ложь, что в науке поэзии нет.
В отраженьях великого мира
Сотни красок и звуков уловит поэт
И повторит волшебная лира,
Молодой вулканолог, глаза заслоняя,
Замерев от восторга и страха,
Из струящейся лавы, сквозь море огня,
Слышит явственно музыку Баха.
За чертогами формул, забыв о весне,
В мире чисел бродя, как лунатик,
Вдруг гармонию вывода дарит струне,
К звучной скрипке прильнув, математик.
И поэзию силы и вечной борьбы,
Беспощадной и лютой, как молох.
Словно страшную книгу Великой Судьбы,
В жизни тварей читает биолог.
Настоящий учёный, он тоже поэт,
Вечно жаждущий знать и предвидеть.
Кто сказал, что в науке поэзии нет?
Нужно только понять и увидеть! ( известный биохимик М.В.Бромлей )
Пока учёный монах читает стихотворение, дети успевают переодеться в старинную одежду для дальнего путешествия – накидки жителей Древней Греции.
Монах смотрит на детей с нескрываемым удивлением.
Девочка: Отправляемся в Древнюю Грецию!
Монах: А почему не в Египет или Вавилон? Ведь египтяне и вавилоняне знали по математике немало и, к тому же, очень умело пользовались своими знаниями. Слайд № 5.
Девочка: В том-то и дело, что знания были, а настоящей науки ещё не было. Потому, что математика, как и всякая другая наука, прежде всего должна отвечать на вопрос “ почему?”. Такой вопрос, может быть, и не приходил им в голову. Египтяне просто пользовались правилами,которые “ощупью” находили на опыте и запоминали. В решениях их задач часто встречается совет: “Делай как делается!” .( разводит руками )
Мальчик: Настоящей наукой математика стала только у древних греков. Это был маленький, но удивительно талантливый народ, у которого учатся многому даже сейчас, тысячи лет спустя!
Монах: Решено! В Грецию, так в Грецию! ( улетают на машине времени )
Сцена вторая.Слайд № 6 и Приложение №1. Юные гречанки исполняют танец сертаки. Затем они удаляются,а на сцене появляется несколько учёных , одетых в греческие одежды. Они что-то обсуждают друг с другом, собираясь в группы, горячо спорят, что-то доказывая, жестикулируют. От группы греческих учёных отделяются и выходят вперёд двое: у одного в руках большая книга с заглавием “Начала” - это Платон, у другого – линейка и циркуль – это Евклид. Они оживлённо беседуют.
Слайд № 7.
Платон: Математика – есть ключ ко всем наукам! Всё можно измерить и выразить числами. Поэтому я и повесил над дверью дома, в котором я занимаюсь со своими учениками, надпись: “Не обучавшийся геометрии пусть не входит в эту дверь”. А Ваша книга, дорогой Евклид, настоящий учебник по геометрии. В неё вошла вся геометрия нашего времени. Каждое свойство фигур Вы доказываете и делаете это просто замечательно.
Евклид: Благодарю тебя, Платон, за хвалебные речи. Для построения фигур я использую только циркуль и линейку, других инструментов я не допускаю. Но самое важное – это рассуждения, правильные и точные рассуждения, которыми я доказываю всё то, о чём я написал в этой книге (указывает на книгу, которую держит Платон).
Они медленно отходят в глубь сцены, а на передний план выдвигаются ещё два человека. У одного из них в руках решето. Это Эратосфен.
Эратосфен: Давным-давно люди заметили, что есть такие числа, которые никого, кроме самих себя , не признают. Ни на какое число, кроме себя, они не делятся, И делают исключение только для единицы. И то только потому, что это деление на них никак не отражается: после деления на единицу они остаются такими же, какими были прежде. Вот эти числа люди и назвали простыми, хотя не так просто найти их среди других. Я наконец-то придумал очень остроумный способ выискивать простые числа. Я предлагаю применять особое “решето”, сквозь которое все ненужные числа будут “просеиваться”, а все нужные – простые – оставаться.
Собеседник: Совсем как промывают золото: песок уходит, а золото остаётся.
Эратосфен: Прекрасное сравнение! Простые числа – это действительно наше золото. Я назвал этот способ своим именем – “Решето Эратосфена”. Посмотрите как оно действует. Слайд № 8. Запишем все натуральные числа, начиная с двойки. Сначала вычеркнем все числа, делящиеся на 2, то есть чётные. Затем - все числа, делящиеся на 3, на 5, на 7 , … Постепенно отсеются составные числа, и останутся одни простые (указывает на таблицу простых чисел на слайде).
Собеседник: А сколько же всего простых чисел?
Эратосфен: Им нет конца! Ещё мой предшественник Евклид доказал это …
Беседуя, учёные удаляются вглубь сцены.
На сцене появляется монах с детьми.
Мальчик: Мы в Греции? А вот там самые настоящие древние греки? (Показывает пальцем ) Что они делают?
Монах: Не указывай перстом! И не забудь поклониться!
Мальчик и монах вежливо кланяются в сторону греков, а девочка в это время усиленно трёт глаза платком и удивлённо моргает.
На сцену выходит группа гречанок с кувшинами, они весело болтают друг с другом и, смеясь, рассказывают стих “Легенда об Архимеде”: Слайд № 9.
Преданье старинное знает весь свет,
Как тешась горячею ванной,
Открыл свой великий закон Архимед,
Связав его с выходкой странной . . .
Сияющий выскочил вон Архимед
Из ванны горячей, где мылся,
И прямо из бани, как был не одет,
Куда – то бежать он пустился . . .
Картина, достойная кисти богов:
По улице, солнцем нагретой,
Пунктир оставляя из мокрых следов,
Бежит Архимед неодетый.
Толпа сиракузцев несётся вослед,
В восторге от бешеной гонки,
И громко ликует, когда Архимед
Выкрикивал “Эврика!” звонко.
Нашёл! Он нашёл тот желанный ответ,
Который искал так упорно!
“Нашёл!” - в упоеньи кричал Архимед,
“Нашёл!” - повторяли задорно . . .
( отрывок из поэмы Н. И. Кованцева )
От группы греков отделяется один бородатый человек и направляется к монаху, гречанки, смеясь, убегают.
Мальчик ( выкрикивает, снова показывая пальцем ): Это же Архимед!
Девочка:Он умер более двух тысяч лет назад.
Архимед:Вы ошибаетесь, я не умер. Вы говорите о том печальном случае, когда презренный римский воин пронзил меня копьём. Он тоже думал, что Архимед умер, но жестоко ошибся. К сожалению, он помешал мне тогда дорешать одну задачу, которую я вычертил на песке. Я предупредил его: “Не трогайте моих фигур!” Но он был глух к науке. Знаете ли Вы имя этого мерзкого воина?
Мальчик: Понятия не имею . . .
Архимед:Ну, вот видите, я тоже не знаю его имени.
Монах: Зато люди помнят имя Архимеда и хорошо знают законы Архимеда.
Прошла столетий вереница,
Научный подвиг не забыт.
Никто не знает, кто убийца,
Но знают все, кто был убит.
Архимед: Рад слышать, что обо мне помнят. А открытые мною законы не мои, а великие законы природы! Они существовали задолго до меня. Всегда! Я только сумел их подсмотреть.
Монах: Вы заложили основы всех открытий, которыми гордится Ваш век.
Девочка снова трёт глаза платком.
Архимед: Отчего Вы плачете, милая девочка?
Девочка: Мне попала в глаз песчинка.
Мальчик: Подумаешь песчинка! Пустяки!
Архимед ( обиженно ): Пустяки? Молодой человек, никогда не говорите, не подумав. Я несколько лет своей жизни посвятил именно песчинкам. Я задумал посчитать, сколько песчинок может поместиться во Вселенной, если её сплошь заполнить песком – обычным песком, какой бывает на пляже. И написал об этом сочинение “Об исчислении песка в сфере неподвижных звёзд”. Вот оно.
Слайд № 10 .
Девочка: Скажите, уважаемый Архимед, это правда, что Вы изобрели мясорубку?
Архимед: Не совсем так. Я изобрёл водоподъёмный винт, который применялся для перекачивания воды. А уж потом люди использовали моё изобретение для изготовления мясорубки.
Мальчик:А правда, что Вы участвовали в войне с римлянами?
Слайд № 11.
Архимед:В то время я уже был стариком, но мои изобретения очень помогли воинам, защищавшим Сиракузы. ( Архимед показывает рисунок оборонительной - подъёмной машины и зажигательного зеркала, объясняя, как они действуют.)
Мальчик: Вот здорово!
Архимед: А сейчас прошу извинить меня – у меня важное дело. Может сегодня мне удастся найти точку , которую я так долго ищу. Слайд № 12.
Мальчик: Какую точку?
Архимед: Разумеется, точку опоры. Если я найду точку опоры, то смогу перевернуть даже Землю!
Мальчик: Каким образом?
Архимед: С помощью рычага. Когда – то, когда я жил в своём родном городе Сиракузах, я придумал эту очень простую машину . . .( уходит, помахав на прощанье рукой , а следом и все остальные греки ) Слайд № 13.
Монах:
Счастлив в наш век, кому победа
Далась не кровью, а умом,
Счастлив, кто точку АРХИМЕДА
Умел сыскать в себе самом. (Ф . Тютчев ) А сейчас домой , в Россию!
Сцена третья (русская изба) Слайд № 14.
Выходит человек в сюртуке и напудренном парике с гордой осанкой, в руках у него трость.
Ломоносов:Михайло Ломоносов, помор Архангельской губернии. Сугубо счастлив видеть своих соотечественников, побывавших в превеликом царстве чисел. Числа не токмо несметну пользу, но и великую радость несут человеку . . . Колико Вы преуспели в науке арифметика, юноша?
Мальчик:Не очень уж много. Это трудная наука.
Ломоносов:Да, зело трудная! Небось самому приходится ума – разума набираться, книжки штудировать?
Мальчик:Мы в школе учимся. У нас есть учителя.
Ломоносов: Ах, в школе! И всё-таки трудно? Ага, понимаю. Учится охота, только времени нехватка. Я ведь тоже отцу помощником был, тяжёлый невод в море забрасывал да улов вытягивал. Ох, зело трудно было учиться. Да и денег на учение не было.
Мальчик:Нет, Михайло Васильевич, мне не приходится работать, я только учусь и иногда дома помогаю . А обучение в школе бесплатное.
Ломоносов:Сие мне непонятно. И не работаете, и учитесь бесплатно, и всё ещё говорите, что трудно науку постигать.Чудно! Слайд № 15.А мне приходилось самому по книжкам и грамоте, и арифметике учиться, да и то, когда на это свободное время оставалось. “Арифметика” Магницкого – замечательная книжка! Я ведь девятнадцати лет в Москву отправился. Пешим, в лаптях, с мешком за спиной! Вот как в наше время простым – то людям учение доставалось.
Девочка: А я про Вас стихотворение знаю!
Ну, пошёл же, ради бога!
Небо, ельник и песок,
Невесёлая дорога,
Эй, садись ко мне , дружок!
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь . . .
Не стыдися, что за дело –
Это многих славный путь.
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик ,
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Ломоносов слушает, улыбаясь и кивая головой.
Мальчик: А я помню Ваши стихи! Слайд №16.
Открылась бездна звёзд полна,
Звездам числа нет, бездне дна!
Ломоносов: Радостно, что Вы помните и мои стихи! Кто сказал, что наука и искусство – разные вещи? По- моему, чтобы быть хорошим математиком, надо быть в душе поэтом.
У каждого из нас своя Прямая , Слайд №16.
Им пересечься только раз дано.
И в их пересеченьи мы встречаем
Свою беду, судьбу, удачу, но . . .
Архимед:
У каждого из нас своя Окружность,
Непреходящий круг проблем , забот,
Потерянность, утраченность, ненужность,
И новый к потепленью поворот.
Грек:
У каждого из нас свой Треугольник.
И, убегая от страстей своих,
Мы мечемся, настигнутые болью
И счастьем, поделённым на троих.
Монах:
А как нас век кидает и ломает!
Но на губах так мало добрых слов.
У каждого из нас своя Кривая
И Ломаная с множеством Углов.
( “Геометрия удач” Дмитрий Челышев ).Все артисты выходят на поклон.
Список используемых источников
1. Б.А.Кордемский “Великие жизни в математике” 1995 г.
2.С.В.Житомирский “Архимед”, серия Люди науки.
3.В. Левшин и Эм. Александрова “Путешествие по Карликании и Аль-Джебре” 1967 г.
4. И. Депман “Мир чисел” 1966 г.