Пояснительная записка
Программа занятий дополнительного образования “Основы географического краеведения” рассчитана на 17 часов. Содержание её позволяет расширить знания учащихся по физической и экономической географии своего края.
Дополнительное образование по программе “Основы географического краеведения” представляется необходимым, так как исследовательский метод, лежащий в основе данного курса, находит самое широкое применение и во многих других естественных науках: геологии, истории, социологии, экономике и т.д.
Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и может быть рекомендован для изучения учащимися разных профилей.
Содержание занятий дополнительного образования предполагает работу с разными источниками информации: картографическими, текстовыми, профилями, диаграммами, рисунками, схемами и другими. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практический заданий, в том числе на местности. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
№ п/п |
Введение | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |||
Лекция | Практические занятия | Экскурсия | Семинар | ||||
1 | Введение | 1 | 0,5 | 0,5 | Входной контроль | ||
2–3 | Топографическая подготовка географа-краеведа |
2 | 0,5 | 0,5 | 1 | План местности | |
4–5 | Горные породы и минералы своего края | 2 | 1 | 1 | Коллекция | ||
6 | Практическое применение горных пород и минералов своей жизни человека | 1 | 0,5 | 0,5 | Тестирование | ||
7–8 | Метеорологические наблюдения | 2 | 1 | 1 | Тест дневник |
||
9 | Определение | 1 | 1 | Творческая работа | |||
11–12 | Гидрологические наблюдения |
3 | 1 | 1 | 1 | Описание реки | |
13–15 | Охрана природы | 3 | 1 | 2 | |||
16 | С/Х предприятие | 1 | 1 | Рефераты | |||
17 | Итоговое занятие | 1 | Конференция |
Содержание программы
Принимая во внимание краткосрочность курса, представляется целесообразным на первом занятии познакомить учащихся с общей структурой курса, его примерным содержанием с формами, видами и планируемыми объемом самостоятельных и практических работ, которые им предстоит выполнить за данное время. Полезно обсудить с учащимися критерии оценивания самостоятельных работ.
Введение
(1 час)Лекция по содержанию курса (0,5 часа) Обзорная экскурсия (0,5 часа)
Тема 1. “Топографическая подготовка географа-краеведа” (0,5 часа)
- Опрос с целью проверки имеющихся знаний по данной теме.
- Общие сведения о топографической съемке.
- Экскурсия “Топографическая съемка”. с. Алферовка (1ч.)
- Работы по группам
- Практическое занятие
- “Камеральная обработка данных съемки” (1 час)
Тема 2. “Горные породы и минералы своей местности”
Учебная экскурсия “Горные породы и минералы своей местности” (сбор коллекционного материала) (1 час).
Практическое занятие “Камеральная обработка материала” (1 час) (подробно в методических рекомендациях).
Тема 3. “Практическое применение горных пород и минералов своей местности в жизни человека” (1 час).
Лекция “Практическое применение горных пород и минералов своей местности в жизни человека (0,5 часа)
Учебная экскурсия (обзорная) (0,5 часа) (подробности в методических рекомендациях).
Тема 4. “Метеорологические наблюдения” (2 часа)
Учебная экскурсия “Метеорологические наблюдения (1 час).
Цель работы: измерить основные климатические показатели – температуру, давление и влажность воздуха, скорость и направление ветра;
Практическое занятие “Камеральная обработка материала” (1 час).
Тема 5. “Определение погоды по местным признакам. народным приметам” (1 час).
- Семинар
- Работа с различными источниками знаний.
- Защита реферативных работ.
Тема 6. “Гидрологические наблюдения” (3 часа)
Лекция “Теория гидрологических наблюдений” (1 час).
- Гидрология как наука.
- Связь гидрологии с другими естественными науками.
- Значение и примеры использования гидрологических сведений в различных видах деятельности современного человека.
- Основные виды гидрологических наблюдений.
Учебная экскурсия “Гидрологические наблюдения реки (1 час).
- Подготовка к экскурсии
- Гидрологические наблюдения:
– скорость течения;
– извилистость реки;
– расход воды;
– качество воды.
- Подведение итогов.
Практические занятия “Камеральная обработка материала”.
Тема 7 “Охрана природы” (3 часа)
Лекция “Охрана природы Воронежской области”
- Жемчужины природы – заповедные леса.
- История заповедного дела России и своей местности.
- Современное состояние и проблемы заповедного дела в России.
Красная книга.
Учебная экскурсия в музей Хоперского заповедника (1час).
Экскурсия – обзор “Особенности профессий работников Хоперского Государственного природного заповедника”,
Тема 8 “Изучение сельскохозяйственного предприятия”.
Проверка опережающего задания по следующему плану изучения сельскохозяйственного предприятия.
- Время и причины возникновения колхоза (совхоза) на этом месте. Природные условия окружающей местности, особенности географического положения относительно рельефа и гидрографической сети (на водоразделе, в безводной балке, в овраге, на второй террасе реки, на узком перешейке между озерами, на конус выноса горной реки и т.д.) и относительно других населенных пунктов.
- Величина колхоза (совхоза): число дворов, число жителей, плотность населения из расчета на 1 км. в квадрате; изменения в числе жителей и площади в связи с теми или иными событиями в жизни колхоза (совхоза).
- Степень изменения природной среды человеческой деятельностью по сравнению с природной средой окружающей местности; мощностью культурного слоя почвы; характер древесной растительности по сравнению с окружающей местностью; изменения в рельефе, произведенные строительными работами; изменения в гидрографической сети (прокладка осушительных или оросительных каналов, устройства прудов); борьба с неблагоприятными явлениями природы (ростом оврагов, горными селями, наводнениями, песчаными и снежными заносами и т.д.).
- Внутренние различия: историческое ядро селения и его новые части. причины появления новых отделений колхоза (совхоза); различия по планировке, типам застройки. типам строений; различия по характеру использования природной среды (рельефа и других ее элементов).
- Национальный состав населения: время и причины появления в колхозе (совхозе) представителей тех или иных национальностей, трудовые навыки и хозяйственные традиции представителей различных национальностей.
- Территория колхоза (совхоза): ее площадь, конфигурация, состав угодий, природная характеристика и экономическая ценность отдельных угодий (пашни, выгоны, пастбища, сенокосы, леса, кустарники, охотничьи угодья, рыбные тони и др.)
- Календарь работ: запись сроков начала и конца сельскохозяйственных и иных работ в течение всего года.
- Внешние связи населения – транспортные, экономические, рыночные.
- Характеристика и особенности сельскохозяйственных специальностей.
Тема 9. Итоговое занятие
Творческая работа “Комплексное описание села Алфёровка. Прогноз перспектив развития”.
Методические рекомендации
по содержанию и проведению некоторых занятий.
Занятие 1. “Введение”
Цели и задачи:
- Дать представление о структуре, целях и задачах курса.
- Проверить имеющиеся знания учащихся по темам “Гидрологические наблюдения”, “Топографическая съемка”.
- Провести инструктаж по содержанию следующего занятия и по необходимому для него снаряжению.
- Провести работу по атласу Воронежской области.
Ход занятия
1. Введение
Лекция о целевой направленности курса, его структуре, об основных темах, а также формах, видах творческих и самостоятельных работ.
2. Входной контроль
Целесообразно провести анкетирование учащихся на основные темы курса, которое поможет учителю выявить знания детей по данным темам и грамотно организовать дальнейшую работу курса.
3. Организация работы по карте Воронежской области
– Инструктаж о следующем занятии
– Подготовить все необходимое для проведения
следующего занятия.
Тема “Горные породы и минералы своего края”.
Занятие 1. “Учебная экскурсия”
Цели и задачи:
- Опираясь на знания о геологическом прошлом своего края, сформировать представление учащихся о преобладающих горных породах и минералах.
- Показать, как правильно пользоваться снаряжением при проведении полевых работ.
- Научить проводить сбор коллекционного материала вести записи в полевом дневнике наблюдений.
- Развивать любознательность.
- Воспитывать любовь к окружающей живой и неживой природе.
Ход занятия
I. Подготовка к экскурсии
- Проверка готовности учащихся: наличие специальных инструментов, одежды и обуви, пакетов для сбора коллекционного материала.
- Рассказ учителя о ходе экскурсии: инструктаж по технике безопасности, теоретическое содержание экскурсии, разъяснения по ведению полевого дневника наблюдений.
IІ. Учебная экскурсия
Желательно организовать проведение экскурсии на такие участки местности, где будет найдено наибольшее количество образцов горных пород и минералов.
ІIІ. Подведение итогов
Обзорно оценить качество и количество собранного коллекционного материала.
Занятие 2. Камеральная обработка материала (практическое занятие).
Цели и задачи:
- Уточнить знания о классификации горных пород и минералов.
- Научить работать со справочником – определителем горных пород и минералов.
- Конкретизировать знания по определению горных пород и минералов в процессе индивидуальной и групповой работы учащихся.
- Совершенствовать умения устанавливать связи, сравнивать и систематизировать изучаемые объекты при составлении коллекций.
- Развивать творческую активность.
- Воспитывать бережное отношение к объектам природы.
Оборудование: Справочник – определитель горных пород и минералов, слабый раствор соляной кислоты, набор первых семи минералов, образующих шкалу твердости, фарфоровая пластинка.
Ход занятия
І. Подготовительная работа
- Беседа о классификации горных пород и минералов по времени образования и происхождению.
- Рассказ учителя о справочнике – определителе горных пород и минералов как в важном и необходимом источнике информации при опознании горных пород и минералов, найденных на местности.
- Инструктаж учащихся о проведении самостоятельного опознания горных пород и минералов и о правилах составления коллекций и собранного материала.
- Инструктаж по технике безопасности при работе с химическими реактивами.
ІI. Практическая работа
С целью расширения познавательного интереса желательно работу по опознанию горных пород и минералов по справочнику – определителю запланировать как индивидуальную самостоятельную работу. Составление же коллекции можно оставить как для индивидуальной работы, а можно и как для работы в группах. При этом коллекции могут быть составлены либо с учетом разновидностей собранного материала, либо с учетом личностных творческих способностей детей.
IІI. Подведение итогов
Оценивается правильность опознания горных пород и минералов с учетом быстроты и качества выполненной работы, а составление коллекции – с учетом эстетического вкуса и индивидуального подхода к предложенной работе.
Тема: “Практическое применение горных
пород
и минералов своей местности в жизни человека”.
Занятие 1. “Практическое применение горных пород и минералов своей местности”.
Цели и задачи:
- Рассказать о практическом применении горных пород и минералов своей местности.
- Конкретизировать имеющиеся знания в процессе экскурсии.
- Развивать познавательную активность учащихся.
- Приобщать к “миру прекрасного”,
Оборудование: коллекция горных пород и минералов в практической деятельности человека, поделки кружка “Прикладное творчество”.
Ход занятия
I. Рассказ учителя
- Опираясь на знания учащихся о свойствах горных пород и минералов, учитель рассказывает об их использовании в народном хозяйстве. Учащиеся же делают вывод, о применении горных пород и минералов своей местности в жизни своего населенного пункта и своего края.
- Выставка поделок из глины поможет учителю заинтересовать учащихся и подчеркнуть творческую направленность занятий населения.
IІ. Экскурсия
- Посетить строительную площадку, где дети смогут конкретизировать знания о применении горных пород своей местности в хозяйственной деятельности человека.
- В кружке “Прикладное творчество”, можно будет проследить превращение глины в произведения искусства.
ІІІ. Подведение итогов
Список литературы
- Атлас Воронежской области.
- Белякова Г.С. Славянская мифология. – М., 1995.
- География Воронежской области. Под редакцией В.В. Подколзина, 1994.
- Коринфский А.А. Народная Русь. – М., 1908.
- “Круглый год”. Составитель А.Ф. Некрылова. – М., 1991.
- Реки Воронежской области. Курдов А.Г. – Воронеж: Изд. ВГУ, 1984.
- “Славянская мифология”. Энциклопедический словарь. – М., 1995.
- Умей читать топографическую карту. – Кишинев, 1979.
- Окско-Донское плоскоместье. Под редакцией Ф.И. Милькова. Воронеж, 1976.
- Природные ресурсы заповедных территорий, перспективы их охрана в условиях ускоренного НТП. Воронеж 1986.
- Проблемы изучения и охраны заповедных природных комплексов. Воронеж, 1995.