Урок-игра "Звездный час" на тему "Природные зоны"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Природные зоны нашей страны»

Цели:

  • Проверить знания учащихся о природных зонах, о растениях и животных, произрастаемых и проживающих в этих зонах.
  • Развивать кругозор, интерес к предмету.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, любовь и гордость за свой край.

Оборудование и материалы: у каждого ученика карточки от 1 до 7, иллюстративный материал, презентация (Приложение).

ХОД УРОКА

Учитель: Ребята, сегодня урок у нас будет необычный. Мы с вами проведём игру «Звёздный час». Каждый из вас примет в ней участие. Но только тот, кто лучше знает природные зоны нашей страны, растения и животные, обитающие в разных зонах, будет победителем. Может быть, кто-то из вас на этом уроке узнает что-то новое, а кто-то будет относиться бережнее к природе.

I тур – Природные зоны

На экране появляется запись:

1. Крайний Север
2. Тундра
3. Лесная полоса
4. Пустыня
5. Степь
6. Черноморское побережье Кавказа

Учитель: Перед вами природные зоны. Посмотрите внимательно и ответьте, так ли они расположены на карте, если смотреть с севера на юг. Нашли ошибку, поднимайте карточки с этими номерами. (4 – пустыня и 5 – степь; За правильный ответ дети получают звезду.)
Вопрос второй. В какой из указанных зон проживают олень, белая куропатка, волк, соболь? (2 – тундра)
В какой из зон постоянное лето, очень редки дожди и часты песочные бури? (4 – пустыня)
В какой из зон проживаем мы? (3 – лесная полоса)

Обратите внимание на экран. (Запись сменилась.)

1. Скорпион
2. Гагарка
3. Лось
4. Волк
5. Олень
6. Суслик

– Кто из животных проживает в степи? (6 – суслик)
– Кто из животных питается ягелем? (5 – олень)
– Кто из животных откладывает яйца на скалах? (2 – гагарка)
– Кто из животных является санитаром леса? (4 – волк)
– Какое животное ядовитое? (1 – скорпион)

Идём далее. (Запись сменилась.)

1. Ягель
2. Клюква
3. Мох
4. Кактус
5. Бамбук
6. Водоросли

– Плоды какого растения человек употребляет в пищу? (2 – клюква)
– Какое из названных растений растёт только в воде? (6 – водоросли)
– Какое растение применяют в строительстве деревянных домов в нашей зоне? (3 – мох)
– У какого растения листья в виде колючек? (4 – кактус)
– Назовите самое высокое растение, которое за одни сутки вырастает на 1метр? (5 – бамбук)
– Сосчитайте свои звёзды. У кого 13 и более звёзд, те ребята выходят во второй тур. Все остальные становятся зрителями.(Звёзды забирает учитель, а во втором туре выдаёт снова.)
А сейчас музыкальная пауза. (1 вариант: номер художественной самодеятельности; 2 вариант: дети, откинувшись на спинки сидений, закрыв глаза, слушают музыку;)

II тур – Природа нашего края

На экране запись:

1. Ель
2. Ольха
3. Липа
4. Берёза
5. Кедр
6. Осина
7. Сосна

– Из какого дерева делают спички? (6 – осина)
– Из какого дерева в старину делали лапти? (3 – липа)
– Древесина какого дерева идёт на строительство жилья? (7 – сосна)
– Из какого дерева делают лыжи? (4 – берёза)

Запись сменилась.

1. Ласточка
2. Воробей
3. Снегирь
4. Дятел
5. Синица
6. Скворец

– Какая птица живёт постоянно с человеком? (2 – воробей)
– Какая птица зимой живёт в городе, а летом – в лесу? (5 – синица)
– Какая птица является первым вестником весны? (6 – скворец)
– Какая птица прилетает к нам на зиму? (3 – снегирь)
– Какую птицу называют доктором леса? (4 – дятел)

Запись сменилась.

1. Заяц
2. Медведь
3. Змея
4. Бобр
5. Лиса
6. Суслик

– Кто из животных является вредителем наших садов? (1 – заяц)
– Кто строит жильё (хатки) под водой? (4 – бобр)
– Кого летом можно встретить в малиннике? (2 – медведь)
– Кого из животных надо бояться больше всего? (3 – змея)
– Кто подчищает урожай на полях? (6 – суслик)

Запись сменилась.

1. Пшеница
2. Подснежник
3. Капуста
4. Кукуруза
5. Роза
6. Василёк
7. Малина

– Из семян какого растения делают муку? (1 – пшеница)
– Назовите лекарственное растение. (7 – малина)
– Назовите царицу растений. (5 – роза)
– Назовите сорное растение. (6 – василёк)
– Какое из данных растений зацветает первым? (2 – подснежник)

– II тур закончился. Сосчитайте свои звёзды. У кого 18 – 19 звёзд, те ребята выходят в финал (примерно 2 – 3 человека). Остальные – зрители.
– А сейчас музыкальная пауза. (1 вариант: номер художественной самодеятельности; 2 вариант: дети, откинувшись на спинки сидений, закрыв глаза, слушают музыку; под тихую музыку можно сообщить данные: в старину люди носили лапти. Их делали из липы. А также из липы делают посуду, мочало. Из берёзы – лыжи. Из осины – спички и бумагу. Сосна является строительным материалом. А карандаши делают из сосны кедровой.)

III тур – Финал

На экране появляется слово – МЕТЕОРОЛОГИЯ – наука о погоде. Финалисты стараются составить как можно больше слов. В это время зрители составляют самое большое слово из букв данного слова, за что получают приз.

Учитель: Для победителя наступает звёздный час. Сейчас со сцены он может сказать то, о чём он думает, какие чувства его переполняют.

В конце проходит награждение.

Учитель: Ребята, вам понравился урок? Я желаю вам, чтобы после каждого урока у вас было хорошее настроение.