Тема: «Природные зоны нашей страны»
Цели:
- Проверить знания учащихся о природных зонах, о растениях и животных, произрастаемых и проживающих в этих зонах.
- Развивать кругозор, интерес к предмету.
- Воспитывать бережное отношение к природе, любовь и гордость за свой край.
Оборудование и материалы: у каждого ученика карточки от 1 до 7, иллюстративный материал, презентация (Приложение).
ХОД УРОКА
Учитель: Ребята, сегодня урок у нас будет необычный. Мы с вами проведём игру «Звёздный час». Каждый из вас примет в ней участие. Но только тот, кто лучше знает природные зоны нашей страны, растения и животные, обитающие в разных зонах, будет победителем. Может быть, кто-то из вас на этом уроке узнает что-то новое, а кто-то будет относиться бережнее к природе.
I тур – Природные зоны
На экране появляется запись:
1. Крайний Север
2. Тундра
3. Лесная полоса
4. Пустыня
5. Степь
6. Черноморское побережье Кавказа
Учитель: Перед вами природные зоны.
Посмотрите внимательно и ответьте, так ли они
расположены на карте, если смотреть с севера на
юг. Нашли ошибку, поднимайте карточки с этими
номерами. (4 – пустыня и 5 – степь; За правильный
ответ дети получают звезду.)
Вопрос второй. В какой из указанных зон проживают
олень, белая куропатка, волк, соболь? (2 – тундра)
В какой из зон постоянное лето, очень редки дожди
и часты песочные бури? (4 – пустыня)
В какой из зон проживаем мы? (3 – лесная полоса)
Обратите внимание на экран. (Запись сменилась.)
1. Скорпион
2. Гагарка
3. Лось
4. Волк
5. Олень
6. Суслик
– Кто из животных проживает в степи? (6 – суслик)
– Кто из животных питается ягелем? (5 – олень)
– Кто из животных откладывает яйца на скалах? (2 –
гагарка)
– Кто из животных является санитаром леса? (4 –
волк)
– Какое животное ядовитое? (1 – скорпион)
Идём далее. (Запись сменилась.)
1. Ягель
2. Клюква
3. Мох
4. Кактус
5. Бамбук
6. Водоросли
– Плоды какого растения человек употребляет в
пищу? (2 – клюква)
– Какое из названных растений растёт только в
воде? (6 – водоросли)
– Какое растение применяют в строительстве
деревянных домов в нашей зоне? (3 – мох)
– У какого растения листья в виде колючек? (4 –
кактус)
– Назовите самое высокое растение, которое за
одни сутки вырастает на 1метр? (5 – бамбук)
– Сосчитайте свои звёзды. У кого 13 и более звёзд,
те ребята выходят во второй тур. Все остальные
становятся зрителями.(Звёзды забирает учитель, а
во втором туре выдаёт снова.)
А сейчас музыкальная пауза. (1 вариант: номер
художественной самодеятельности; 2 вариант: дети,
откинувшись на спинки сидений, закрыв глаза,
слушают музыку;)
II тур – Природа нашего края
На экране запись:
1. Ель
2. Ольха
3. Липа
4. Берёза
5. Кедр
6. Осина
7. Сосна
– Из какого дерева делают спички? (6 – осина)
– Из какого дерева в старину делали лапти? (3 –
липа)
– Древесина какого дерева идёт на строительство
жилья? (7 – сосна)
– Из какого дерева делают лыжи? (4 – берёза)
Запись сменилась.
1. Ласточка
2. Воробей
3. Снегирь
4. Дятел
5. Синица
6. Скворец
– Какая птица живёт постоянно с человеком? (2 –
воробей)
– Какая птица зимой живёт в городе, а летом – в
лесу? (5 – синица)
– Какая птица является первым вестником весны? (6
– скворец)
– Какая птица прилетает к нам на зиму? (3 –
снегирь)
– Какую птицу называют доктором леса? (4 – дятел)
Запись сменилась.
1. Заяц
2. Медведь
3. Змея
4. Бобр
5. Лиса
6. Суслик
– Кто из животных является вредителем наших
садов? (1 – заяц)
– Кто строит жильё (хатки) под водой? (4 – бобр)
– Кого летом можно встретить в малиннике? (2 –
медведь)
– Кого из животных надо бояться больше всего? (3 –
змея)
– Кто подчищает урожай на полях? (6 – суслик)
Запись сменилась.
1. Пшеница
2. Подснежник
3. Капуста
4. Кукуруза
5. Роза
6. Василёк
7. Малина
– Из семян какого растения делают муку? (1 –
пшеница)
– Назовите лекарственное растение. (7 – малина)
– Назовите царицу растений. (5 – роза)
– Назовите сорное растение. (6 – василёк)
– Какое из данных растений зацветает первым? (2 –
подснежник)
– II тур закончился. Сосчитайте свои звёзды. У
кого 18 – 19 звёзд, те ребята выходят в финал
(примерно 2 – 3 человека). Остальные – зрители.
– А сейчас музыкальная пауза. (1 вариант: номер
художественной самодеятельности; 2 вариант: дети,
откинувшись на спинки сидений, закрыв глаза,
слушают музыку; под тихую музыку можно сообщить
данные: в старину люди носили лапти. Их делали из
липы. А также из липы делают посуду, мочало. Из
берёзы – лыжи. Из осины – спички и бумагу. Сосна
является строительным материалом. А карандаши
делают из сосны кедровой.)
III тур – Финал
На экране появляется слово – МЕТЕОРОЛОГИЯ – наука о погоде. Финалисты стараются составить как можно больше слов. В это время зрители составляют самое большое слово из букв данного слова, за что получают приз.
Учитель: Для победителя наступает звёздный час. Сейчас со сцены он может сказать то, о чём он думает, какие чувства его переполняют.
В конце проходит награждение.
Учитель: Ребята, вам понравился урок? Я желаю вам, чтобы после каждого урока у вас было хорошее настроение.