Пояснительная записка
Предлагаемое Вашему вниманию занятие разработано в соответствии с постановлением № 112 Избирательной комиссии Владимирской области от 14. 09.2006г. о конкурсе среди учителей Владимирской области по теме: “ Избирательное право. Избирательный процесс” в 2006-2007 учебном году.
Целый комплекс мероприятий (в том числе и данный урок) разработан в период подготовки и проведения выборов депутата в Законодательное собрание Владимирской области в марте 2007г., выборов депутатов в Государственную Думу в декабре 2007г., выборы Президента Российской Федерации в марте 2008г. и именно поэтому имеет большую ценность и ряд отличительных особенностей в условиях и методах проведения:
- во-первых, главный акцент во всех мероприятиях необходимо сделать на такие понятия, как “разделение властей” и “система выборов” в РФ по Конституции 1993г.;
- во-вторых, мероприятия проводятся с активным участием глав администрации области, районов, городов, членов Избирательной комиссии Владимирской области;
- в-третьих, приоритеты в иерархии целей на этот раз будут отданы не знаниям, умениям и навыкам, а ценностям гражданско-правовой ответственности молодёжи и подростков;
- в-четвёртых, занятия (или уроки) обязательно должны проводиться в интерактивном режиме, т.е. с применением новейших методов активного обучения, способствующих взаимопониманию, демократизации и самоутверждению учащихся.
Цели:
Обществоведческое образование занимает центральное место в формировании компетентности в сфере гражданско-общественной деятельности. Традиционно цели урока принято планировать с учётом их подразделения на образовательные, развивающие и воспитательные. Однако в соответствии с новыми подходами в образовании, основанными на необходимости формирования компетенций современного человека, гражданина, и, в то же время, не отступая от общепринятой схемы целеполагания, я предлагаю выделить следующие группы целей, формирующих:
1. Когнитивные компетенции (познавательные):
а) определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины (законодательная, исполнительная, судебная власть, президентская власть, мажоритарная и пропорциональная избирательные системы и др.);
б) называть и перечислять социально-политические явления, объекты и их существенные свойства (выборы, партии и их программы, идеологические течения и др.);
в) сравнивать и объяснять политические процессы и явления, приводить собственные примеры (политические позиции лидеров различных партий в России).
2. Операционные компетенции (развивающие):
а) совершенствовать умение самостоятельно добывать знания (работа с документами, СМИ, материалами Интернета);
б) систематизировать и творчески перерабатывать знания (заполнение таблиц, подготовка и презентация проектов, анализ и обобщение данных);
в) отрабатывать навыки ведения дискуссии, умение аргументировано изложить свою позицию (беседа, диспут);
г) проявлять коммуникативные умения работы в команде, создание коллективных проектов.
3. Ценностные компетенции (воспитательные):
а) продолжить выработку активной гражданской позиции;
б) формировать чувство ответственности за будущее своей страны;
в) формировать потребность высказывать свои суждения о ценности, уровне и значении социально-политических институтов и механизмов демократической власти в России.
Содержание работы:
- Введение. Пояснительная записка.
- Цели и задачи урока.
- Категориальный аппарат.
- Необходимые материалы.
- Рекомендуемая литература.
- Планирование урока.
- Описание хода урока.
- Предполагаемые результаты.
- Приложения.
Категориальный аппарат урока
Одной из целей обществоведческого, и в частности правового, знания является усвоение учащимися общественно-политических категорий, понятий, терминов (т.е. категориального аппарата), широко применяемых в СМИ. Необходимо также стремиться к тому, чтобы учащиеся приобретали навыки свободного оперирования ими в устной и письменной речи.
В политико-правовой сфере это следующие термины, понятия и категории, используемые на данном уроке:
- политическая власть,
- разделение властей,
- суверенитет,
- демократия,
- избирательная система,
- референдум,
- Конституция – Основной Закон государства,
- формы правления,
- органы законодательной, исполнительной и судебной власти,
- гражданин, гражданское общество,
- гражданская ответственность,
- функции Президента РФ,
- формы участия граждан в политической жизни,
- политические партии,
- идеология,
- права человека.
Материалы, необходимые для проведения урока
- Конституция Российской Федерации 1993 года. – 8–12 шт.
- Распечатанные таблицы “Разделение властей в РФ. Президентская власть”. – 4 шт. (см. Приложение 2).
- Определение основных позиций политических партий РФ.
- Маркеры и фломастеры 4-х цветов по 4 шт.
- Цветные наклейки (ценники) для голосования. – 1 лента.
- Таблички на столы: 1) ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ; ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ; СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ; ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ВЛАСТЬ; 2) КПРФ, “ Единая Россия”, ЛДПР, “ Справедливая Россия”.
Рекомендуемая литература.
- Конституция РФ 1993г. Любое издание.
- “ Избирательный кодекс Владимирской области”, г. Владимир, 2006.
- Кравченко А.И. “Обществознание” – учебник для 10–11 кл., М., 2006.
- “Человек и общество” – учебное пособие для 10–11 кл. под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., М., 2006.
- “Введение в политологию” – книга для учащихся под редакцией Гаджиева К.С., М., 2004.
- Мушинский В.О. “Азбука политики” – 10–11 кл., М., 2004.
- Мухаев Р.Т. “Политология” – 10-11 кл., М., 2005.
- “Политология” под редакцией Марченко М.Н., М., 2004.
- Шилобод М.И. и др. “Политика и право”, М., 2005.
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3
Ход урока
По типу данный урок можно отнести к повторительно-обобщающим. Место урока в курсе обществознания, по моему мнению, после изучения политико-правового блока, когда учащиеся уже познакомились с основами Российской Конституции, ветвями власти, основными органами и институтами политической власти, правами и свободами граждан, формами участия граждан в политической жизни страны.
Эффективность урока во многом зависит от активных методов обучения, применяемых на уроке. Они позволяют ученикам объединить свои знания и умения в групповой работе, проявить коммуникативные навыки, творчески поработать над общественно – политическими проектами и поучаствовать в дискуссии, выразив и аргументировав свою позицию.
Рассмотрим ход урока в его логической последовательности по этапам (см. Приложение 1)
Учитель говорит коротко о том ЧТО, КАК и ЗАЧЕМ мы будем делать на этом уроке.
ЧТО мы будем делать?
- Обобщим наши знания по политико-правовой сфере жизни общества, отметим значение трёх ветвей власти и особенно власти президентской для функционирования демократического государства.
- Дадим оценку имеющимся в нашем обществе условиям и формам политического участия.
- Индивидуализируем подход к выборам, определим для себя свою гражданскую ответственность в деле демократизации общества.
КАК мы будем это делать?
- Всё это мы будем делать в командах, разделившись на группы.
- Творчески подходя к заданиям. Мы будем проектировать, писать программы, дискутировать и заявлять свою позицию.
ЗАЧЕМ нам всё это?
- Чтобы почувствовать себя причастными к жизни своего государства, своего народа, чтобы понять: от моей позиции зависит многое в этой стране. Я – её гражданин.
Далее учащиеся делятся на группы и занимают места за столами с соответствующей табличкой. У каждой группы на столе имеется таблица-заготовка для работы по первому заданию (см. Приложение 3) и 2–3 экземпляра Конституции РФ.
I ЭТАП урока мы назвали “Разделение
властей в Российской Федерации.
Особенности президентской власти по Конституции
1993 года”
Этот этап урока начинается со слов учителя: “Не случайно наш урок начинается с темы “Разделение властей в Российской Федерации. Особенности президентской власти”. Для вас, граждан России и будущих избирателей, должны быть ясны и понятны демократические принципы, заложенные в основу политической системы Конституцией РФ 1993года.
Разделение властей, как известно, один из основополагающих принципов демократии и правового государства. Впервые он был сформулирован в ХVIII веке французскими и английскими просветителями (в частности, в работах Монтескье и Локка).
– Знаете ли вы, в чём состоит сущность этого
принципа?
– Как в Российской Федерации действует этот
принцип?
– Как вы думаете, с чем связана эта особенность
политической жизни в России?
Нам предстоит выяснить сейчас: Как формируется законодательная, исполнительная, судебная и президентская власть? Какие демократические принципы лежат в основе формирования и функционирования 3-х ветвей власти? Какое значение каждая из них имеет для политической жизни? Что об этом написано в Основном Законе – Конституции РФ?
Учитель инструктирует о методах работы на этом этапе. Учащиеся работают в группах с Конституцией по своей ветви власти, анализируя статьи, отвечают на вопросы, поставленные в таблице, кратко вписывают ответы и указывают номер статьи Конституции.
О значении ветви власти группа формулирует общий вывод на основании полученных данных и собственного опыта. На подготовку своей части таблицы отводится 10-12 минут.
Следующий шаг – обсуждение и презентация результатов работы групп.
Остальные учащиеся в это время слушают и фиксируют в свои таблицы сведения о всех ветвях власти, задают вопросы, комментируют, получают разъяснения учителя. По окончании этого этапа должен быть получен коллективный продукт в виде заполненной группой таблицы по всем ветвям власти, за что группа может получить оценку (выставляется учителем по результатам проверки).
II ЭТАП урока “Формы участия граждан в политической жизни страны”
Учащиеся поделены на группы:
- КПРФ,
- ЛДПР,
- “Единая Россия”,
- “Справедливая Россия”.
Учащихся следует уведомить, что, не смотря на то, что они, возможно, не разделяют взглядов, которые им придётся выражать, всё же очень полезно попробовать понять точку зрения оппонента и найти разумный компромисс.
Начинаем этот этап с короткой беседы ведущего:
– Как граждане страны могут проявить своё
участие в политической жизни страны?
– Какие российские партии вам известны?
– Кого из партийных лидеров вы можете назвать?
– Какие условия, на ваш взгляд, делают процесс
демократизации реальным и необратимыми?
– Что такое избирательное право?
– Каковы принципы участия в выборах?
– Какие избирательные системы вам известны?
– Знаете ли вы механизм выборов в нашей стране?
После такой беседы логично переходим к творческому заданию. Необходимо создать проект программы вашей партии в соответствии с идейными установками, чтобы привлечь на свою сторону как можно больше избирателей. На это отводится 15–20 минут.
Следующий шаг – презентация проекта. В то время как одна группа представляет свой проект, остальные слушают, могут подвергать критике, задавать вопросы, прояснять какие-то положения программы. После каждой презентации 5–7 минут дискуссии. Учитель выполняет роль спикера, предоставляя всем равные возможности высказаться и не допуская личных выпадов или неуважительного обращения. По итогам работы – создание манифеста.
III ЭТАП “Твоя гражданская позиция”
Учитель: “Этот этап урока едва ли не самый важный из всех, т.к. здесь ставится цель активизировать вашу гражданскую позицию, убедить всех в необходимости выполнять свой гражданский долг, голосуя на выборах.” И хотя учащиеся 11-го класса не будут пока принимать участие в выборах 2007 года, однако уже через год вы станете полноправными гражданами своей страны и сможете реализовать своё избирательное право. Вы должны быть убеждены в том, что от позиции каждого человека зависит сохранение и развитие демократических процессов в России. Чем больше избирателей придут на выборы и добровольно отдадут свои голоса за любого из кандидатов, тем меньше будет возможностей для фальсификации и обмана. Нужно помнить, что Ваш голос могут использовать другие для недобросовестных подтасовок результатов выборов. Нельзя этого допускать. Твоя гражданская позиция – это ответственность за всё, что происходит в твоей стране.
Однако очень часто приходится слышать довольно пессимистическое мнение: “Мой голос ничего не решает, всё равно будет так, как захотят власть имущих”. Выполните тест “Я – избиратель”.
Вывод урока:
– Почему важно принимать участие в выборах?
– Объясните выражение “ Твой выбор – твое
будущее”.