Литературное чтение. Урок-викторина по сказкам А.С. Пушкина

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обобщить знания учащихся по сказкам А.С. Пушкина.
  • Развивать образное мышление, речь, память.
  • Прививать интерес к предмету.

Оборудование:

  • Портрет А.С. Пушкина.
  • Комплект демонстрационных материалов.
  • Компакт-диск со сказками А.С. Пушкина.
  • Выставка рисунков учащихся по теме: « Сказки А.С. Пушкина».
  • Магнитофон, диапроектор.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Готовность к уроку. Дети делятся на три команды.

2. Сообщение темы урока

– Ребята сегодня у нас викторина по сказкам вашего любимого поэта А.С.Пушкина. Начнём с разминки:
– Где родился А.С.Пушкин? (В Москве.)
– Когда он родился? (6 июня 1799 г.)
– От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? (От няни)
– Сколько всего сказок написал А.С.Пушкин? (5)
–  Какие?

I этап

Послушайте в записи отрывки из сказок А.С. Пушкина и продолжите сказки.

1. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, –
Говорит одна девица,–
……………………….
(«То на весь крещённый мир,
Приготовила бы пир».)

«Кабы я была царица, –
Говорит её сестрица, –
……………………..
(«То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна»)

«Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, –
……………………………..
(«Я б для батюшки царя
Родила б богатыря»)

2. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно… (тридцать лет и три года.
               Старик ловил неводом рыбу,
              Старуха пряла свою пряжу.)
3. «Свет мой, зеркальце! Скажи,
(Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»)

II этап

1. Как звали сына царя Салтана? (Князь  Гвидон.)
2. В кого и в какой последовательности превращался князь Гвидон? (Комар – муха – шмель.)
3. Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (3 раза)
4. Что поймал старик  в первый и во второй раз? (1-й раз – тину, 2-й раз – морскую траву.)
5. Помогла ли рыбка старику и как?
6. Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Солнце, Месяц, Ветер.)
7. За какую плату согласился работать Балда? (За 3 щелчка.)
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу.

III этап

Узнай сказку по следующим словам:

1. Путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мёртвой царевне»)
2. Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке»)
3. Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, верёвка, наказание. («Сказка о попе и о работнике его Балде»)
4. Рать, воеводы, царь, мудрец, шатёр, шамаханская царица, звездочёт, петушок. («Сказка о золотом петушке»)

IV этап

Узнай сказку по рисунку. (Детям показываются рисунки.)

1. Кораблик («Сказка о царе Салтане»)
2. Зеркало («Сказка о мёртвой царевне»)
3. Корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)
4. Яблоко («Сказка о мёртвой царевне»)
5. Зайчонок («Сказка о попе и о работнике его – Балде»)
6. Месяц («Сказка о мёртвой царевне» )
7. Лебедь («Сказка о царе Салтане»)

Итог урока

Награждение команды победительницы и лучших знатоков сказок А.С. Пушкина.