Цели:
- Обобщить знания учащихся по сказкам А.С. Пушкина.
- Развивать образное мышление, речь, память.
- Прививать интерес к предмету.
Оборудование:
- Портрет А.С. Пушкина.
- Комплект демонстрационных материалов.
- Компакт-диск со сказками А.С. Пушкина.
- Выставка рисунков учащихся по теме: « Сказки А.С. Пушкина».
- Магнитофон, диапроектор.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Готовность к уроку. Дети делятся на три команды.
2. Сообщение темы урока
– Ребята сегодня у нас викторина по сказкам
вашего любимого поэта А.С.Пушкина. Начнём с
разминки:
– Где родился А.С.Пушкин? (В Москве.)
– Когда он родился? (6 июня 1799 г.)
– От кого маленький Саша узнал русские народные
сказки? (От няни)
– Сколько всего сказок написал А.С.Пушкин? (5)
– Какие?
I этап
Послушайте в записи отрывки из сказок А.С. Пушкина и продолжите сказки.
1. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, –
Говорит одна девица,–
……………………….
(«То на весь крещённый мир,
Приготовила бы пир».)
«Кабы я была царица, –
Говорит её сестрица, –
……………………..
(«То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна»)
«Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, –
……………………………..
(«Я б для батюшки царя
Родила б богатыря»)
2. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно… (тридцать лет и три года.
Старик
ловил неводом рыбу,
Старуха
пряла свою пряжу.)
3. «Свет мой, зеркальце! Скажи,
(Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»)
II этап
1. Как звали сына царя Салтана? (Князь
Гвидон.)
2. В кого и в какой последовательности
превращался князь Гвидон? (Комар – муха –
шмель.)
3. Сколько раз закидывал старик невод в тот день,
когда поймал золотую рыбку? (3 раза)
4. Что поймал старик в первый и во второй раз? (1-й
раз – тину, 2-й раз – морскую траву.)
5. Помогла ли рыбка старику и как?
6. Кто помогал королевичу Елисею в поисках
царевны? (Солнце, Месяц, Ветер.)
7. За какую плату согласился работать Балда? (За
3 щелчка.)
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу.
III этап
Узнай сказку по следующим словам:
1. Путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц,
ветер, свадьба. («Сказка о мёртвой царевне»)
2. Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица,
корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке»)
3. Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк,
море, верёвка, наказание. («Сказка о попе и о
работнике его Балде»)
4. Рать, воеводы, царь, мудрец, шатёр, шамаханская
царица, звездочёт, петушок. («Сказка о золотом
петушке»)
IV этап
Узнай сказку по рисунку. (Детям показываются рисунки.)
1. Кораблик («Сказка о царе Салтане»)
2. Зеркало («Сказка о мёртвой царевне»)
3. Корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)
4. Яблоко («Сказка о мёртвой царевне»)
5. Зайчонок («Сказка о попе и о работнике его –
Балде»)
6. Месяц («Сказка о мёртвой царевне» )
7. Лебедь («Сказка о царе Салтане»)
Итог урока
Награждение команды победительницы и лучших знатоков сказок А.С. Пушкина.