Урок-синтез мыслей по теме "Зрительный анализатор"

Разделы: Биология


Цели и задачи: сформировать новые понятия: склера, роговица, сетчатка, радужка, хрусталик, стекловидное тело, влажная влага, фоторецепторы, аккомодация, родопсин, близорукость, дальнозоркость; углубить понимание процессов, происходящих в организме человека. Продолжить формирование умений: анализировать, устанавливать связи, подбирать аргументы, обобщать, выдвигать и доказывать свои гипотезы, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, планировать свою деятельность, умение позитивно оценить работу других; навыков: работы с текстом, обобщения полученной информации, собственного отношения к изучаемому материалу, коммуникативной, когнитивной, конструктивной личности. Воспитание ответственности к учебному труду, познавательного интереса к биологии, анатомии человека.

Используемые технологии:

  • здоровьесберегающие - физминутка, психологический тренинг, методы дифференцированного подхода в обучении с учетом мозговой организации познавательных процессов и факторов, влияющих на восприятие информации учащимися;
  • ИКТ - работа с тестом, слайдами презентаций, выполненных учителем;
  • РКМЧП ( технология развития критического мышления через чтение и письмо) - Стратегия "Заполнение таблицы ЗХУ"

Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, мультимедийный материал (слайды презентации), литературные издания (М.М. Курепина , Г.Г. Воккен "Анатомия человека" , Н.Грин "Биология" т 2 ), учебник (УМК В.В. Пасечник), печатный раздаточный материал (таблицы, схемы) , варианты заданий, доска, цветные мелки, магнитофон, разборная модель глаза, влажный препарат "Глаз крупного млекопитающего", таблицы. На доске: "Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я пойму. Дай сделать самому и я научусь" (кит. мудрость)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент -

Психологический тренинг "Мудра Земли", звуковое сопровождение..

2. Постановка задач урока для учащихся:

Учитель:

Человек на сегодняшний день самое высокоорганизованное существо живой природы. Скажите, пожалуйста, что способствует человеку занимать такую нишу?

Почему мы с вами можем быстро найти выход попав в новые условия?

Сколько видов восприятия у человека?

Какой анализатор вы считаете самый важный?

Правильно. Зрительный анализатор.

Демонстрация влажного препарата "Глаз крупного млекопитающего",

Еще античный философ Гераклит Эфесский заметил, что глаза - более точные свидетели, чем уши. Более 90% всей информации люди получают через органы зрения.

Учащиеся формулируют тему урока. Записывают ее в тетрадь.

3. Изучение нового материала:

Стадия вызова (данный этап урока направлен на актуализацию и обобщение имеющихся знаний по изучаемой теме, формирование личностной заинтересованности каждого ученика в получении новой информации)

Учитель предлагает каждому из учащихся начертить (или воспользоваться уже готовой) таблицу:

Знаю Хочу узнать узнал
     

Учащиеся вначале сами актуализируют имеющиеся знания по данной теме. Заполняют таблицу.

Затем работают в паре или группе (зависит от числа и подготовленности уч - ся, а так же от психологического климата в классе) делятся той информацией, что владеет каждый. Обобщают все свои знания в таблицу.

В ходе данной работы возникают вопросы, для ответов на которые имеющихся знаний недостаточно. Они записываются во вторую колонку таблицы.

Стадия осмысления (главная задача: создание устойчивой мотивации на активное получение новой информации, соотнесение полученной информации с тем, что ученику уже известно, последующая ее систематизация, формирование навыка перевода информации из текстовой формы в табличную).

Учащимся предлагается работа с учебным текстом, в ходе которой каждый учащийся заполняет колонку "Узнал". Текст предлагается на карточках ( если учащиеся навыком чтения владеют недостаточно хорошо) или в научной, или в учебной литературе с указанием страниц.

Физ.минутка.

Упражнение для глаз и "соло для позвоночника".

4. Повторение и закрепление:

Стадия размышления и рефлексии (целостное осмысление и присвоение информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление "белых пятен", формулирование познавательных задач и проблем для дальнейшего продвижения в информационном поле, анализ всего процесса изучения темы)

Лабораторная работа "Изучение строения зрительного анализатора по моделям"

(при недостаточном оборудовании кабинета возможна работа не только с моделями, но и таблицами, схемами).

Фронтальная беседа с опорой на те, новые знания, которые получены в ходе работы с текстом каждым школьником.

Высвечивание "белых пятен" и поиск их решения всеми участниками.

На все ли вопросы, записанные во второй колонке, вы нашли ответ?

Работа со слайдами презентации "Зрительный анализатор"

Работа с карточками - заданиями (метод дифференцированного подхода в обучении с учетом мозговой организации познавательных процессов и факторов) ( см приложение "Карточки - задания" на выбор уч - ся).

Коррекция содержания колонки "Узнал" и составление кластера

Карточки - схемы для кластера

5. Итог урока:

Рефлексия своей работы каждым учащимся.

Психологический тренинг "Пожелай соседу:".

Домашнее задание (на выбор ):

  1. Творческая работа по теме "Зрительный анализатор. Строение и функции глаза" (кроссворд, сканворд, ода или др.);
  2. Карточки - задания (логические задачи).
  3. Дополнительный материал в рубрику "А Вы знаете:"
  4. Вопросы - суждения (для опроса на следующем уроке).

Используемая для создания урока литература:

  1. Т.А. Козлова, В.С. Кучменко " Биология в таблицах";
  2. Е.Н. Анашкина "Кроссворды для школьников. Биология";
  3. Т.Л. Богданова "Биология. Задания и упражнения. Пособие для поступающих в ВУЗы";
  4. М.М. Курепина, Г.Г. Воккен "Анатомия человека" учебник и атлас;
  5. О.А. Пепеляева, И. В. Сунцова "Поурочные разработки по биологии человека 8 - 9 классы";
  6. Е.А. Резанова, И.П. Антонова "Биология человека в таблицах, рисунках и схемах";
  7. Н. Грин "Биология" т 2.
  8. И.Д. Зверев "Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека";
  9. "Биология в школе" № 4- 2006г, и № 3 -2008г;
  10. Мультимедийные диски: "Атлас тела человека" диск №1;
  11. " Обучающие программы для школьников и старшеклассников";
  12. "1С Репетитор "Биология".

Приложение 1, приложение 2, приложение 3.