Программа по информатике вариативна в различных классах и школах. Поэтому рекомендуется проводить урок в 9-10 классах с хорошим уровнем знаний по математике после прохождения темы вложенные условия с применением языка программирования.
По математике учащиеся должны знать алгоритм решения линейных неравенств, иметь представление о задачах с параметром. Эти темы могут быть пройдены на элективных курсах или в классах с углублённым изучением математики.
По информатике учащиеся должны уметь писать программы на языке программирования и знать вложенные условия.
Урок проводился в 10-м классе. Информатика в этом классе изучалась с 9 класса и учащиеся проходили язык программирования Pascal. Урок проводился после изучения темы вложенные условия.
Цели:
- Обучающие: формирование умений обобщать материал, устанавливать логические связи между этапами решения задач, показать, что предметы не изолированы друг от друга,
- Развивающие: развитие у учащихся умения анализировать задачу перед выбором способа её решения, навыков синтеза, обобщения, продолжить формирование логического мышления при переходе от частного к общему,
- Воспитательные: активизация интереса к приобретению новых знаний, умений и навыков.
Урок позволяет:
- Повторить основные теоретические понятия при решения неравенств с параметром
- Закрепить основные способы решения задач с вложенными условиями
- Показать взаимосвязь математики и информатики
Ход урока
1. Организационный момент
2. Объявление темы, целей и задач урока, мотивация ученика
Задачи:
1) Образовательная:
– интеграция двух предметов: математики и
информатики.
– применение изученного на уроках математики на
практике при составлении программ на
информатике.
2) Воспитательная:
– повысить интерес к математике и информатике, показав взаимосвязь изучаемых тем в рамках разных образовательных областей.
3) Развивающая:
– развитие культуры оформления задач по
информатике с использованием элементов алгебры.
– развитие логического мышления.
Учитель информатики говорит о цели урока: написать алгоритм и программу для решения неравенств. Для реализации этой цели нам необходимо вспомнить все возможные варианты решения неравенств.
Рефлексия: Выбери из предложенных рисунков тот, который соответствует твоему настроению на начало урока и отметь его.
Мне хорошо, я готов к уроку! | Мне безразлично. | Я тревожусь, все ли у меня получится? |
3. Решение неравенств с параметром
Учитель математики начинает объяснение, рассматривая различные варианты неравенств.
Линейные неравенства имеют вид: .
Если а>0, то (не меняется знак неравенства)
Если а<0, то (знак неравенства меняется на противоположный)
Если а=0, то необходимо рассматривать не только знак неравенства, но и значение параметра b.
Например.
1)
2)
3)
4)
В случаях 1)-4) знак неравенства может быть и нестрогим.
5)
6)
7)
8) .
№ 1. Решить неравенство:
1) Если m-5>0, т.е. m>5, то
2) Если m-5<0, т.е. m<5, то
3) Если m-5=0, т.е. m=5, то
Ответ:
1) при m>5;
2) х- любое при m=5;
3) при m<5.
Учитель информатики
Предлагается нарисовать блок-схему к примеру aх+b>0.
Вызывается ученик и с помощью учителя рассматривает все возможные варианты решения задачи и рисует блок-схему,.
В данной задаче могут быть следующие варианты:
- а=0
- b>0 и тогда программа должна вывести “x – любое число”
- b<0 и тогда программа должна вывести “нет решений”
- а<>0
- а>0 и тогда программа должна вывести “x>”,-b/a
- a<0 и тогда программа должна вывести “x<”,-b/a
Учитель математики предлагает разобрать следующий пример.
№ 2. Решить неравенство вида .
Применим метод интервалов. Корень числителя: . Корень знаменателя .
Рассмотрим различные значения параметров а и b.
5) Если то неравенство примет вид , х=0 – четный корень и неравенство решений не имеет.
6) Если то неравенство примет вид , х=0 – четный корень и решениями неравенства будут .
7) Если b=0 , то неравенство не имеет смысла.
Учитель информатики
Предлагается нарисовать блок-схему к примеру , ограничение b<>0
Вызывается ученик и с помощью учителя рассматривает все возможные варианты решения задачи и рисует блок-схему,
В данной задаче могут быть следующие варианты:
- а=0
- b>0 и тогда программа должна вывести “нет решений”
- b<0 и тогда программа должна вывести “x >0 или x<0”
- а<>0
a. а>0 и тогда рассматриваем b
- b>0 и тогда программа должна вывести –a, “<x<0”
- b<0 и тогда программа должна вывести “x>0 или x<”,-a
b. a<0 и тогда рассматриваем b
- b>0 и тогда программа должна вывести “0<x<”,-a
- b<0 и тогда программа должна вывести “x>0 или x<”,-a
4. Домашнее задание
Написать программы и контрольные группы для разобранных примеров.
Рефлексия. Выбери из предложенных рисунков тот, который соответствует твоему настроению на конец урока и отметь его.
Мне понравилось, я доволен собой! | Мне всё равно. | Мне грустно, я не всё усвоил. |
5. Итог урока
Повторены основные этапы решения задач с параметром на примере линейных неравенств.
Для решения математических задач можно применять вложенные условия. На следующем уроке мы проверим и наберём программу, которая при любых значениях Х, выдаст результат решения неравенств.
Умение применять знания математики и, в частности, решение неравенств необходимо при подготовке к ЕГЭ, т.к. задачи такого типа могут входить в часть С экзамена по информатике.
Использованная литература
Крылов С.С., Лешинер И.Р., Якушкин П.А. Информатика, Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся, Интеллект-центр, 2007.