(Праздник проводится 6 июля вечером после ужина)
Программное содержание:
- Развивать интерес детей к старинным русским обычаям.
- Развивать интонационную выразительность речи.
- Вызвать эмоциональный отклик детей. Приобщить к обрядовой культуре края.
- Воспитывать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана Купала.
Словарная работа: купальничек, летовала, нечистая сила, роса медовая, трава шелковая, кукла-лада, цветок папоротника.
Ход праздника
Дети старшей группы, наряженные в русские костюмы или частично (кокошники, платки, венки), собираются на участок.
Марьюшка (воспитатель, одетая в русский национальный костюм, выходит на участок к детям).
Приглашаю, вас детушки, на праздник на Ивана Купальничек!
/дети с Марьюшкой идут и поют Купальскую песню “Ой, Купаленка”/
“Ой, Купаленка – ночка маленька.
Я не спала, Петра ключи брала,-
Зарю размывала, росу отпускала.
Роса медовая, трава шелковая,
Месяц увидал, ни слова не сказал.
Солнце увидало, ключи подбирало”.
/Марьюшка выводит детей на поляну, где Солнышко (девочка подготовительной группы) выгоняет трех коней (мальчиков) – серебряного, золотого, бриллиантового. Солнышко на бегу раскидывает огненные звезды (бенгальские огни).
Марьюшка. Солнце красное, куда же ты? Погоди, остановись!
1 ребенок.
Солнышко – ведрышко, погляди, посвяти
На яблоньку высокую, на веточку зеленую
На рябинушку кудрявую, березку кучерявую.
2 ребенок.
Пеки, пики, солнышко, красное ведрышко
Рано, рано играй, своих деток согревай
Твои детки плачут, по камешкам скачут.
3 ребенок.
Солнышко, выгляни, красное высвети.
На холодную водицу, на шелковую травицу
На аленький цветочек, на кругленький лужочек.
Солнышко. День сегодня – необыкновенный, очень радостный, волшебный. В этот день мои лучики самые яркие, самые теплые. Но в этот день выходят самые злые силы: черти, водяные, кикиморы, чтобы отобрать мои лучики, чтобы на земле была вечная тьма. Тороплюсь скрыться от нечистой силы, спрятаться.
Марьюшка. Дорогое Солнышко, посмотри – нас много, мы тебе поможем. Только подскажи, как?
Солнышко. Спросите об этом месяц (убегает с полянки вместе с лошадками).
Марьюшка (протягивая руки к небу).
Месяц, месяц мой дружок.
Позолоченный рожок.
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий
И обычаи твои любя.
Звезды смотрят на тебя.
Месяц (взрослая, выходя на поляну). Зачем, вы потревожили меня средь бела дня?
Марьюшка. Мы встретили Солнышко, оно спасалось от нечистой силы, а нам так хочется ей помочь. Подскажи, месяц светлоокий, как спасти теплые лучики солнышка от нечистой силы?
Месяц. Спасти Солнышко нелегко. Нужно пройти большие испытания. Многие их не выдерживают. Они по плечу только добрым, честным, смелым. В ночь на Ивана-Купала расцветает волшебный цветок папоротника. Кто отыщет расцветший папоротник, тот победит нечистые силы, откроются ему клады. Во всякую сокровищницу, какими бы замками она не была заперта, он войдет как хозяин, где двери сами перед ним растворяются, стоит только приложить к двери чудесный цветок папоротника. Такова сила и власть этого цветка. Недаром простому смертному не удалось найти его.
Марьюшка. Светлый месяц, помоги, пожалуйста, нам отыскать волшебный цветок папоротника.
Месяц. Дети, вот вам совет мой: чем больше вы добрых дел совершите, тем быстрее цветок папоротника отыщите. Искать его нужно в глубине леса, откуда неслышно пение деревенского петуха, отыскав папоротник, очертите вокруг него рябиновой палкой круг, в котором будете стоять, произнося заговор до появления цветка.
Цветок волшебный – появись!
Цветок волшебный – покажись!
Красным цветом озарись!
На Иванов день, на Купальничек!
Нельзя бояться нечистой силы, которая окружает вас со всех сторон. Едва покажется цветок, нужно сорвать его, и когда нечисть вас будет упрашивать отдать цветок, не выходить из круга, а то отберут его.
/Месяц прощается и желает удачи детям. Дети отправляются на поиски папоротника и поют Купальскую песню “Купала-купала”/
1. Купалочка-купала,
Где ты зимовала?
- Зимовала я в овраге
Под осиновой корягой.
2. Купалочка-купала
Где ты летовала?
- Летовала я в лесочке
Под малиновым кусточком.
/На пути детей встречается волшебное дерево (девочка подготовительной группы). Оно разукрашено цветами, лентами./
Дерево.
Детушки, ребятушки.
Мне бы водичкой ороситься.
Да в волюшку напиться.
Точат мои коренья, сухие, червоточинки лихие.
Марьюшка. Деревце милое, мы тебе поможем, дождик закликать будем.
1 ребенок.
Туча, туча. Дождь не прячь.
Лейся дождик! Дам калач!
2 ребенок.
Дождик, дождик! Лей, лей!
Никого не жалей, ни берез, ни тополей!
3 ребенок.
Дождик, дождик посильнее, чтобы травка зеленела
Вырастут цветочки, зеленые листочки
/Дети исполняют песню “Уж, дождь, дождь лей ведром”/
Уж, дождь, дождь лей ведром
Дождь. Дождь! Надо нам расходиться по домам!
Гром, гром! Как из пушек, нынче праздник у лягушек.
Град, град! Сыплет град! Все под крышами сидят!
Только мой братишка в луже ловит рыбу нам на ужин.
/Дети исполняют песню “Дождь”/
Дождь, дождь, веселей
Капай, капай, не жалей!
Брызни в поле пуще!
Станет трава гуще!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи.
/Выбегают Тучка с Капельками (девочки с лейками) и поливают деревца/
Дерево. Высохли мои слезоньки, слезоньки у березоньки.
Угощу я вас, детушки, медвяным соком (дети пьют сок)
- Дерево. Ребятушки, спасли вы меня да позабавили. Возьмите от меня в подарочек соломенную куклу-ладу, она путь – дорогу указывать будет. Ох, нелегко, папоротник найти. Счастливого пути, дети!
/Дети исполняют хороводную песню “Во поле береза стояла”\
1. Во поле береза стояла
Во поле кудрявая стояла.
Люли-люли стояла,
люли-люли стояла.
2. Не кому березу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли-люли заломати.
Люли-люли заломати.
3. А пойду я в лес погуляю
Теплую березу заломаю.
Люли-люли заломаю,
Люли-люли заломаю.
4. Сделаю с березы три гудочка,
Сделаю с березы при дудочка.
Люли-люли три гудочка.
Люли-люли три гудочка.
/Дети прощаются с деревом и идут дальше. Останавливаются около поляны, где доносятся визги, крики, горит костер. Дети прячутся и подслушивают разговор./
Леший (младший воспитатель). Надо беречь цветок, людишек к нему не подпускать. Ведь в эту ночь найдутся смельчаки, готовые помочь Солнцу. А нам света и тепла не надо ха-ха-ха! Глупые людишки! Нам во мраке хорошо!
Водяной (младший воспитатель).
Нам не страшны Сусловчане.
Держись, себя побереги
Ведь мы ведьмаки хозяйки леса
Владыки речки и тайги.
Черт.
А нам не страшен народ Сусловский,
Не страшна русалка нам.
Мы все испортим, мы все загубим
Мы не дадим покоя вам!
Баба-Яга. Чует мой нос русский дух. Кто-то рядом прячется.
Марьюшка. Не бойтесь, дети, что нам прятаться мы не трусы, мы же Солнышко должны спасти (выходят на поляну).
Баба-Яга. А, голубчики, мы то вас и дожидаемся. Скучно нам, поиграть не с кем (в сторону) Сейчас то я их заколдую.
/Проводится игра “Баба-Яга”/
Баба-Яга костяная нога
Печку топила, кашу варила
А потом и говорит:
“У меня нога болит”
Баба-Яга прыгает на одной ноге, старается поймать детей.
Водяной. Нет, ничего у тебя Баба-Яга не получилось. Я их сейчас заморочу.
Проводится игра “Не пролей водицу”
(Для игры надо - 2 ведра с водой, 2 ведра пустых, 2 большие деревянные ложки. Дети и нечистые силы делятся на 2 команды. Нужно перенести воду в ложках в пустые ведра, не пролив ее. Команда детей побеждает, т.к. водяной споткнулся и разлил всю воду.)
Черт. Ну, уж я их уморю, подальше от цветка уведу.
Проводится игра “Ловишки с хвостиками”
(Черт предлагает детям взять веревочки и сделать хвостики. Нужно убегать и хвостик Черту не давать. В игру включается вся нечистая сила и старается заманить детей в лес, подальше от костра.)
Марьюшка. Баба-Яга, Водяной, Черт, Леший мы с вами в игры поиграли, теперь настал наш черед игры придумывать.
Водяной. Мы согласны играть хоть до утра, лишь бы вас к папоротнику не пустить.
Марьюшка. Поиграем в игру “Прятки”. Прячьтесь все как можно лучше и дальше, а дети вас будут искать. (Нечистая сила разбредается по участку.)
Марьюшка. Дети, скорее идем искать цветок.
/Дети находят цветок. Марьюшка чертит рябиновой палкой круг вокруг папоротника. В это время выбегает на поляну Баба-Яга, Водяной, Черт, Леший. Дети успевают забежать в круг.)
Нечистая сила (уговаривает). Хотите 100 кг конфет, здесь рядом на поляне лежат.
Марьюшка. Дети повторяйте за мной заклинанье:
Цветок волшебный – появись!
Цветок волшебный – покажись!
Красным цветом озарись!
На Иванов день, на Купальничек!
/Появляется цветок, кто-то из взрослых направляет луч фонарика на цветок. Марьюшка срывает цветок. Нечистая сила убегает в лес. К детям подходит Месяц./
Месяц. Мое время ушло, а твое время, Солнышко пришло.
/Появляется солнышко и благодарит детей за цветок./
Солнышко. Я этим цветком соберу все плохое. У людей и детей – слезы, обиды, драки, войны, болезни и сожгу в костре. Цветком папоротника, я дотронусь до воды (ведро с водой, вода в брызгалках) и она станет волшебной. Вы умоетесь и будете здоровыми, сильными, веселыми.
/Солнышко дотрагивается до воды и дети обливаются./
/Дети поют песню “Солнце обогрело”/
Солнце обогрело нас, солнышко-колоколнышко,
Солнышко услышало шум и проснулось!
Солнце старалось поярче гореть,
Чтобы озябшую землю согреть.
/Русская народная песня “В хороводе были мы” - игра с платочком./
1.В хороводе были мы.
В хороводе были мы.
Были мы, были мы, были мы. /Дети ходят по кругу/2.Кого надо видели,
Кого надо видели.
Видели, видели, видели, видели.3.Красавицу девицу,
Красавицу девицу.
Девицу, девицу, девицу, девицу.4.Встань, девчонка, подбодрись
Подбодрись, подбодрись.
Вправо-влево повернись,
Повернись, повернись.5.Хоть немножко пританцуй,
Пританцуй, пританцуй.
Кого хочешь поцелуй,
Поцелуй, поцелуй.
/В круг входит девочка с платочком в руке. Роняет платочек около выбранного мальчика. Мальчик поднимает платок, целует девочку, провожает ее в хоровод. Сам выбирает другую, роняет около нее платок. Теперь избранница подняв платок целует мальчика, провожает его в хоровод и т.д. в конце игры мальчик дарит девочке платок./
Солнышко. Дети, вот здесь находится клад, откопайте его. Дети лопатками откапывают клад – в сундуке лежат сладости. Солнышко прощается со всеми.