Урок-путешествие "Главные особенности природы Земли". 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Цели: повторить, обобщить и закрепить изученный материал по данной теме; развивать познавательный интерес к предмету, память, внимание, быстроту и логику мышления учащихся.

Оснащение: атласы, настенные карты.

Ход урока

I. “Разминка”.

Учащиеся отвечают ( да или нет) на достаточно легкие вопросы, способные вызвать интерес и рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции.

1.Белые медведи и пингвины живут в Антарктиде?

2.Хвойные породы деревьев образуют тайгу?

3.Саванны - это высокотравные степи?

4.В пустынях наблюдается большая амплитуда суточной t°?

5.Гидросфера - воды Мирового океана, воды суши и воды атмосферы?

6. Океан издавна является кормильцем человека?

7.Муссонны - сезонные ветры?

8.Гигантские кактусы - “лицо” пустынь Нового Света?

9.Бурые медведи, волки, рыси, лоси обитают в лесах?

10.Течения бывают теплые и холодные?

11.Самое большое течение -течение Западных ветров?

12.Леопард – самый крупный хищник гилеи?

13.Самый большой океан – Индийский?

14.Самый широкий пролив – Дрейка?

II.Карта.

1.Лесостепи и степи, саванны и редколесья, пустыни. Показать эти природные зоны на карте.

2.По карте природных зон найти области, занятые экваториальными лесами, и выявить годовое количество осадков для этих мест.

3.Найти на карте области пустынь и полупустынь чем объяснить их распространение здесь.

4.По карте “Фитопланктон” определить районы, богатые фитопланктоном, и объяснить данное явление.

5.На карте показать самые - самые географические объекты “Гидросферы”.

III. Кто быстрее и умнее?

1.Что такое течения?

2.Чем объяснить, что наибольшая соленость воды в океане в районе 25°-30°с.ш. и ю.ш.?

3. С “К” - я в классе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С “П” - от вас не утаю-
В том же классе я стою.

К

       

П

       

(КАРТА - ПАРТА)

4.С “А”- одежда для окна
Из шелков иль полотна.
С “М” - бушует грозно в море
Морякам, судам на горе

        А
        М

( Штора – шторм)

5.Как изменяется свойства морской воды на разных широтах?

6.С чем связано возникновение течений в океане?

7.Какой океан больше других океанов или материков?

IV. Помогите Неве стать морем.

Н

Е

В

А

-

     
       
       
       
       
       

М

О

Р

Е

Засеянное поле

Углубление в стене, в скате горы

Груз, переносимый на себе

Жилище зверей

Природная возвышенность

Оно было у Федоры

(Нева- нива-ниша-ноша-нора-гора-горе-море)

V. Геологика.

1. По данным определениям отгадайте географический термин или понятие. Кто даст правильный ответ по меньшему числу определений, то считается выигравшим.

- Теплый, холодный, звездный, крупный, мелкий, морской, слепой, частный, затяжной (дождь)

- Золотой, сахарный, крупный, мелкий, морской (песок)

- Сердечная, душевная, снежная, пыльная, разрушительная (буря)

- Материковый, вулканический, песчаный, коралловый, морской, необитаемый (остров)

- Пышные, кудрявые, ватные, перистые (облака)

- Международный, мягкий, суровый, влажный, засушливый, континентальный (климат)

- Теплая, дружеская, напряжение, здоровая, загрязненная, земная, солнечная

(атомосфера)

VI Назовите все одним словом

- Море, река, озеро - (водоем)

- Каравелла, бригантина, яхта (парусник)

- Бриз, штиль, муссон (ветер)

- Илья Муромец, Анхель, Виктория (водопад)

- Губа, лиман, фьорд (залив)

- Керченкий, Татарский, Босфор (залив)

- Расфасовка жидкости, половодье (разлив)

- Чад, Титикака, Онежское (озеро)

VII. Геотест.

“ В дебрях коварных вопросов”.

1.В честь какого мореплавателя названы оба Американских континента?

а) Веспучи;

б) Магеллан;

в) Колумб;

г) Васко да Гама.

2. Какой газ преоб ладает в земной атмосфере?

а) Кислород; д;

б) Азот;

в) Водоро

г) Гелий.

3. Как называется узкий коридор между двумя морями?

а) Залив;

б) Канал;

в) Пролив;

г) Устье.

4. Как называется короткий морской пролив?

а) Двери;

б) Ворота;

в) Калитка;

г) Арка.

5. Что совершает вода в природе?

а) Круиз;

б) Водоворот;

в) Турне;

г) Круговорот.

6. Какой ветер соответствует 12 баллам по шкале Бофорта.

а) Штиль;

б) Ураган;

в) Смерчь;

г) Штиль.

7. Как называют художника, изображающего морские виды, жизнь моря?

а) Мариец;

б) Помор;

в) Поморник;

г) Маринист.

8. Какой из этих географических поясов ближе к Северному полюсу?

а) Умеренный;

б) Арктический;

в) Тропический;

г) Экваториальный.

9. “Хочешь увидеть мир,- гласит латинская пословица,-

а) “путешествуй”

б) “ходи в театр”;

в) “загляни в каплю воды”;

г) “стань воином”.

VIII. Вопросы – тесты

1. Название какого материка происходит от названия сторон горизонта? (Евразия)

2. Самый южный географический пояс Земли (антарктический)

3. К внешним процессам, формирующим лик Земли, относятся:

а) Прогибы земной коры

б) Выветривание

в) Вулканизм

г) Поднятие земной коры

4. Какие ветры имеют сезонный характер?

а) Муссоны

б) Пассаты

в) Западные ветры

г) Все перечисленные

5. Быстрее остывает поверхность:

а) Суши

б) Мирового океана

в) Остывает одинаково медленно

6. Цунами - это:

а) Волны, образующиеся при извержении подводных вулканов и землетрясениях

в) Ветер в крымских степях

г) Причудливые формы рельефа

7. Какое из перечисленных названий не является материком:

а) Австралия б) Антарктида в)Юж. Америка г) Европа

8. Где земная кора имеет наибольшую толщину?

а) На Зап.-Сибирской равнине.

б) В Гималаях

в) на дне океана

г) В Амазонской низменности

9. Как называется линия, соединяющая на карте точки с одинаковой температурой

(изотерма)

10. Солнце в Северном полушарии никогда не бывает на:

а) Западе б)Востоке в)Севере г)Юге

11. Как показано направление ветров на климатической карте (стрелочками)

12. Для какого типа воздушных масс характерны высокая летняя температура и низкая влажность:

а) Арктических б)Умереннных в)Тропических г)Экваториальных

13. Назовите материк, который пересекают все меридианы Земли.

(Антарктида)

14. Какую реку китайцы называли “бедствием Китая”; “рекой, причиняющей тысячи огорчений”; “рекой, надрывающей сердце”?

(Хуанхэ)

Литература

1. Занимательная география / А.М.Безруков, Г.П.Пивоварова. – М.: Дрофа, 2005.

2. Тематический контроль по географии “География материков и океанов”

7 класс/ С.Е.Дюкова. – М.: Интелект-Центр, 2006.

3. Дубах Г., Табер Р. 1001 вопрос об океане и 1001 ответ. Пер с анг. С.Ю.Ярмжембовского. Под ред. А.В. Некрасова. – Л..; Гидрометеоиздат, 1977

4. Студенцов Н.Н., Файбусович Э.Л., Легенькая Е.Ф., Пивоваров Г.П. Занимательная география. Географические задачи и вопросы. – Изд. Саратовского университета, 1973

5.Занимательная география. Стихи, загадки, викторины, кроссворды, легенды / И.Яворская. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.