Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. И учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь. С помощью игровых методов можно помочь ребенку в успешной адаптации.
Адаптационные занятия я провожу в первом классе 1 раз в неделю (сентябрь-октябрь). Продолжительность занятий – 30-40 минут. Все игры и упражнения надо проводить в музыкальном сопровождении. Это позволяет сделать занятия более эффективными и эмоциональными.
Цель адаптационных занятий: создание социально-психологических условий для адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения, которые позволят ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.
Задачи:
создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь;
- создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия развития у детей уверенности в себе;
помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;
создание благоприятных условий для знакомства друг с другом;
- создание предпосылок для групповой сплоченности класса.
Темы адаптационных занятий
1. Знакомство.
2. Правила школьной жизни.
3. Школьник и дошкольник. Осознание детьми своего нового статуса школьника.
4. Для чего ходят в школу?
5. Оценка.
6-7. Учимся работать дружно. Знакомство учащихся с навыками учебного сотрудничества.
8. Первоклассное путешествие. Закрепление позитивного эмоционального отношения к школе и обучению.
Предлагаю Вашему вниманию конспект самого первого адаптационного занятия. Это занятие я всегда провожу 1 сентября, на которое приглашаю родителей.
ТЕМА: “ЗНАКОМСТВО”
Цель: знакомство первоклассников с учителем и друг с другом.
Задачи: предоставление детям возможности назвать свои имена и создание условий для запоминания имен других детей; формирование у детей отношения друг к другу как к целостной группе – “класс”; знакомство учащихся со школьным правилом “Говорить по очереди.”; знакомство с пространством класса, формирование отношения к нему как к своему классу.
Материалы к занятию:
1. Табличка с надписью “Наш класс.”
2. Цветы, вырезанные из цветной плотной бумаги. На них печатными буквами написано имя учителя и имена всех учеников. Можно сделать все цветы разных цветов, например, цветы с именами девочек одного цвета, а с именами мальчиков – другого.
3. Запись спокойной музыки без слов.
4. Листы плотной белой бумаги для “солнышек”, размер 15х15см (по количеству детей в классе).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вводная часть.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята, уважаемые родители!
-Я очень рада встрече с вами. Вы пришли в первый класс, и наша школа станет местом, где вы узнаете много нового и интересного, получите ответы на самые сложные вопросы. И, конечно, здесь вы встретите много новых друзей.
2. Основное содержание занятия.
Учитель:
- Для того, чтобы мы все лучше познакомились ( а также и родители), для того, чтобы вы лучше узнали своих одноклассников и свою школу, мы будем встречаться на уроках знакомства. На этих уроках можно вместе и поработать, и поиграть.
- Ребята, сигналом к началу урока знакомства будут такие слова:
1,2,3 – слушай и смотри!
3,2,1 – мы начнем сейчас!
- Давайте скажем эти слова вместе. Согласны?
Ученики:
- Да!
Учитель:
- Встаньте возле своих парт. Смотрите на меня и повторяйте движения, которые я буду показывать. Старайтесь повторять за мной слова, чтобы лучше их запомнить.
1,2,3 (хлопнуть в ладоши 3 раза) – слушай (показать руками на уши) и смотри (показать руками на глаза)!
3,2,1 (хлопнуть в ладоши 3 раза) – мы начнем сейчас (протянуть навстречу классу руки ладонями вверх)!
- Спасибо! Садитесь, пожалуйста, на свои места и посмотрите на меня.
- Я ваш учитель. Меня зовут Оксана Ивановна (на доску прикрепляю цветок, вырезанный из цветной бумаги, на котором написано мое имя). Посмотрите вокруг, как много ребят в классе. Может быть, вы еще не все друг друга знаете, не со всеми знакомы. Конечно, у каждого свое имя, и сразу бывает трудно запомнить, кого как зовут. Но ведь сложно разговаривать с человеком, если не знаешь его имени. А мы будем вместе учиться, и поэтому надо знать всех ребят своего класса. Давайте познакомимся. Когда я скажу “3,4”– каждый по команде выкрикнет свое имя. (Родители тоже включаются в работу.)
- “3,4” (каждый ребенок выкрикивает свое имя)
- Ой,ой,ой! Вы так громко кричали, а я ни одного имени не расслышала. А вы все имена расслышали?
Ученики:
- Нет!
Учитель:
- Вот и я не расслышала. Давайте попробуем по-другому. Если не получилось громко, скажем свои имена шепотом.
- “3,4”!
- Опять что-то не то. Никто не кричал, а все равно ничего не понятно. А вы много имен услышали?
Дети:
- Нет!
Учитель:
- Как вы думаете, почему?
Дети:
- Потому что все кричим одновременно.
Учитель:
- Вместе работать хорошо, играть весело, петь здорово, а вот отвечать плохо: когда все сразу говорят разные слова, то ничего не понять.
- Давайте попробуем говорить по очереди, по одному и послушаем, как зовут мальчиков и девочек нашего класса. Я буду подходить по очереди к каждому из вас, и тот, до чьего плеча я дотронусь, громко и четко назовет свое имя. У меня в руке цветы с вашими именами, каждому я дам один из цветов.
- Спасибо! Теперь мы услышали все имена. Перед вами лежат цветы с вашими именами. Слушайте внимательно задание. Цветы помогут вам их выполнить.
- Мальчики, поднимите вверх цветы! Девочки, поднимите цветы! Поднимите цветы те, чьи имена начинаются на букву А, М и т.д.
- Давайте вырастим на нашей доске большую цветочную поляну. Сделаем это так. Я буду звать к доске несколько ребят, они выйдут и прикрепят свои цветы на доску. Слушайте внимательно, не вас ли я назову.
- Я прошу выйти к доске всех, кого зовут Таня, Дима, Алексей, Наташа…
(К доске выходят либо 1 человек, либо целая группа и крепят свои цветы на доску и садятся на место.)
- Ребята, посмотрите, как много цветов у нас получилось, так же много, как и нас. И все мы один класс (помещаю табличку “Наш класс.”) Вот он какой наш класс!
- Ребята, наш класс – это все мы, а еще наш класс - это комната, где мы находимся. Посмотрите, какой он замечательный: светлый, уютный! Но вы здесь совсем недавно и еще не совсем к нему привыкли, правда?
Дети:
- Да!
Учитель:
- И он к нам тоже еще не привык: ждет, присматривается – будем ли мы его
любить, заботиться, не обидим ли его?
Дети:
- Нет! Не обидим!
3. Упражнение на расслабление.
Учитель:
- Давайте сделаем нашему классу подарок: украсим его золотистыми солнышками. Каждый из вас нарисует солнышко, которое может согреть, развеселить и поднять настроение. Тогда наш класс станет самым светлым и уютным. (Раздаю детям и родителям листы. Включаю спокойную музыку без слов.)
- Кто закончил рисовать, положите карандаши на место, а рисунок перед собой. Я подойду, и вы мне тихонечко скажете, какое место в классе понравилось вашему солнышку. У каждого будет свое солнышко в нашем классе, а т.к. нас много, то всем нам будет тепло и уютно. (Подхожу к детям, родителям, спрашиваю, какое место в классе понравилось солнышку и помогаю прикрепить его.)
4. Рефлексия занятия.
- Слышите, музыка затихает. Наш первый урок знакомства подходит к концу.
Сегодня мы замечательно поработали и даже немного поиграли.
- Что вам понравилось больше всего?
- Как вы думаете вам будет уютно заниматься в таком классе?
- Чьи имена вы запомнили?
5. Прощание.
- А теперь мы закончим наше занятие, поблагодарим за него друг друга. Встретьтесь глазами с тем, кому вы хотите сказать: “Спасибо.”.
Молча кивните головой, поблагодарите глазами и кивком головы. (По очереди встречаюсь глазами с первоклассниками и родителями, и благодарю кивком головы. Дети тоже благодарят друг друга , учителя и родителей.)
- Спасибо вам, уважаемые родители, за участие. Ребята, спасибо вам. Теперь мы будем дружить, помогать друг другу. До свидания, до следующего занятия. Я очень его буду ждать.