Урок окружающего мира "Понятие о биосфере"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с основными оболочками Земли; понятием “биосфера” (живая оболочка) и распространением живых организмов в природе; ознакомить с Красной книгой и животными, которые в неё внесены; рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди.
  • Развивать внимание, память, мышление, умение наблюдать, делать выводы, обобщать.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: иллюстрации животных разных сфер обитания; глобус; плакат “Где обитают живые организмы”; плакат “Строение Земли”, брошюра “Красная книга” г. Альметьевск, газета “Экологическая правда”.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.

- Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

1. - Отгадайте загадку.

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все - и млад и стар,
Что наш дом - большущий шар.
(земля)

2. Закройте глаза и вслушайтесь в слова:

“ Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это - земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно”.

- Откройте глаза.

- Земля - наш общий дом. Как всякий дом, его нужно знать.

- Объясните разницу выражений:

“Мы живем на Земле”, “Мы копали землю”.

- Итак, наша планета называется Земля. - А всего сколько планет?(9)

Давайте вспомним: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

- Какая по удаленности от Солнца планета Земля? (третья)

- Что на ней есть? (тепло и свет, вода и воздух, есть жизнь)

Главное отличие от других планет - на Земле есть жизнь.

- Но всегда ли Земля была такой?

- Земля вместе с другими планетами была образована около 5 млрд. лет назад из рассеянного в околосолнечном пространстве газопылевого вещества. С планетой Земля происходили глобальные изменения. Земля бушевала, на поверхность выливались потоки раскаленной лавы, вверх поднимались газообразные вещества.

- С каким современным явлением можно сравнить то, что происходило в далёком прошлом на Земле? (с извержением вулканов).

Земля постепенно остывала. Прошло еще много времени и на поверхность Земли обрушились дожди. Дождь лил и днем и ночью. Тогда не было на Земле жизни. - А была природа? (Да).

Неживая природа - вначале в виде каменной поверхности, гор, потом и в виде воды, воздуха.

- А какая Земля внутри ? (дать высказаться)

(На доске рисунок строения Земли.)

Внутренне строение Земли можно сравнить с куриным яйцом. В центре Земли находится раскалённое ядро, подобно желтку в яйце. Ядро покрывает мантия, подобная яичному белку. В верхней своей части мантия вязкая, как густой мёд. Все внутренние части Земли прикрывает земная кора, как яичная скорлупа, в которую заключено всё содержимое яйца. Но в отличие от яйца внутренние слои Земли имеют очень высокую температуру и очень большое давление. Земная кора и верхняя часть мантии вместе называются литосферой. ( показ на рисунке, на доске) Это греческое слово (литос - камень, сфера - шар), означающее каменный шар, каменную оболочку.

Поверхность, по которой мы ходим, твердая. Её образует каменная оболочка, или литосфера. Она состоит из горных пород, большинство которых твердые ( каменный уголь, песок, глина, торф), а горные породы - из минералов. Среди горных пород и минералов есть много полезных, которые человек использует в хозяйстве, в строительстве. Мы называем их полезные ископаемые. Наша республика богата каменным углём, нефтью, песком, торфом, известняком. К известнякам относится хорошо знакомый нам мел, которым пишем на доске.

Однако на самой поверхности они разрушаются водой, морозом и ветром, становятся более рыхлыми.

- Итак, что такое литосфера?

Литосфера - каменная оболочка Земли.

Физминутка.

Мы работали отлично.
Отдохнуть не прочь сейчас
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Поднимайте плечики
Прыгайте кузнечики.
Прыг – скок. Прыг – скок.
Сели. Травушку покушали.
Встали. Тишину послушали.

Садитесь.

3. - Отгадайте загадку.

На ноге стоит одной
Крутит - вертит головой
Нам показывает страны
Реки, горы, океаны. Что это? (глобус)

Люди создали модель Земли - глобус. Земля - громадный шар. Глобус - модель “игрушечная” Земля. На нём нарисовано всё, что есть на Земле. Океаны и моря, реки и озера, горы и низменности.

- Какого цвета больше на глобусе? (синего)

Это океаны и моря.

Мировой океан условно делится на 4 части - 4 океана.

- Тихий;

- Атлантический;

- Индийский;

- Северо-Ледовитый.

В океанах выделяют моря, заливы, проливы. Значение Мирового океана - согревает Землю. Морские течения переносят воду из теплых точек в холодные. Ученые признают океан колыбелью жизни на Земле. Море - часть океана, которая вдается в сушу.(на Земле около 54 моря). Значение морей - рыболовство, мин. богатства: соль, газ, нефть, отдых, морские сокровища. Вода в морях соленая. Самые глубокие впадины раскрашены на глобусе темным цветом. На глобусе есть голубые извилистые нити. Что это? (реки)

- Да. Через равнины и леса, тундру и болота несут они свои воды в моря и океаны. Значение: пастбища, электростанции, водоснабжение населения. Есть еще озера - естественные впадины на поверхности суши, заполненные водой, болота - избыточно увлажненные участки суши, часто со слоем торфа, покрытые влаголюбивыми растениями. Значит: природные хранилища воды в них берут начало многие реки, место для жизни многих видов растений и животных.

Где бы мы ни выкопали глубокую яму, она почти повсюду может заполниться водой. Подземные воды пронизывают всю сушу. Вместе с реками, озёрами, болотами, морями и океанами они образуют водную оболочку - гидросферу. В переводе с греческого языка “гидро” - вода, “сфера” - шар. Гидросфера - вся вода на Земле. (показ на рисунке, на доске)

Гидросфера делится на 2 группы: (рисунок на доске - 2% пресная вода,

98 % солёная вода).

1) Мировой океан (морская или солёная вода)

2) пресная вода (реки, озера, ледники, подземные воды)

- Какое значение имеет вода на Земле? (высказывания детей.)

Вода - одно из важнейших условий возникновения и поддержания жизни на Земле. Воды на Земле очень много, об этом свидетельствует глобус ( показ глобуса). Но её всё равно не хватает и людям и животным, и растениям. Даже есть страны, где ведут строгий учёт расходованию воды.

Проведем исследование воды. Поставьте на стол два стакана: один из них с пресной водой, другой с солёной. Давайте сравним воду в стаканах. Она прозрачна, бесцветна и даже её количество в стаканах одинаковое.

- Что ещё можно сказать о воде? ( Какая она на вкус.)

( 2 учеников выступают дегустаторами, они обнаруживают, что в одном стакане вода пресная, а в другом соленая.)

- Так какая вода нужна человеку, животным, растениям?

Конечно же пресная. В то же время именно пресной воды, необходимой для всего живого, очень и очень мало по сравнению с солёной водой.

- Как люди должны беречь воду? (Охранять её от загрязнения.Строить очистные сооружения. Вода нужна для бытовых нужд, для содержания домашних животных, для получения продуктов питания.)

- Итак, гидросфера - водная оболочка Земли. (чтение в книге)

III. Физминутка.

4. - Отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем. (воздух
)

- Наряду с теплом и водой воздух является необходимым условием жизни на Земле. Мы ощущаем его во время дыхания.

- Встаньте, распрямите спину, одну ладонь положите на грудь, другую - на живот и сделайте глубокий вдох. Сразу почувствуете движение грудной клетки (лёгких). То же самое произойдет при глубоком выдохе (делают выдох).

- Всегда ли человек дышит?

- Сколько времени он может не дышать? (1 -2 минуты)

Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом - воздухом. Воздух есть везде - на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств. Ветер - это движение воздуха. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой. (показ на рисунке, на доске). В переводе с греческого языка: атмо - пар, сфера - шар. Атмосфера - воздушная оболочка Земли, которая вращается вместе с Землей как одно целое. Впервые термин “атмосфера” ввёл в практику М. Ломоносов. Все живые организмы дышат атмосферным воздухом.

Атмосфера состоит из 7 слоёв: ( это доказано научно)

1.ТРОПОСФЕРА

2.СТРАТОСФЕРА

3.ОЗОНОСФЕРА

4.МЕЗОСФЕРА

5.ТЕРМОСФЕРА

6.ИОНОСФЕРА

7.ЭКЗОСФЕРА

Атмосфера защищает Землю от перегрева днём и переохлаждения ночью. Если бы не было атмосферы, небо над нами всегда имело бы густо - черный цвет, на нём днём и ночью сияли бы звёзды, не было бы рек, ни океанов, Земля была бы мертва и нема.

5. Итак, мы познакомились с тремя оболочками Земли.

Перечислим: ЛИТОСФЕРА, ГИДРОСФЕРА, АТМОСФЕРА.

Твёрдая, водная и воздушная оболочки Земли взаимодействуют друг с другом.

Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется БИОСФЕРА. В переводе с греческого языка: био - жизнь, сфера - шар.

Биосфера - живая оболочка Земли.

(показ на рисунке, на доске)

- Работа по плакату.

Ответим на вопросы. 1) - (крот - в литосфере, карась - в гидросфере, стриж - в атмосфере).

2) лось, комар - живут на поверхности земли, дышат воздухом, пьют воду - живут на границе трёх оболочек.

IV. Закрепление . Работа в парах.

- Сейчас выполним задание в парах, чтобы закрепить наши знания. (стр. 16 №1).

Ученики выполняют задание в парах.

Проверка коллективная, обсуждение спорных вопросов.

VI. Итог урока.

- С какими новыми понятиями познакомились на уроке?

- Как называется живая оболочка Земли? (Биосфера)

- Как называется каменная оболочка Земли? (литосфера)

- Как называется водная оболочка Земли? (Гидросфера)

- Как называется воздушная оболочка Земли? (Атмосфера)

- Где встречается особенно много живых организмов? ( на границе трёх оболочек)

- Где на земном шаре живет человек? (на границе трёх оболочек)

Вы уже знаете, как сложно и мудро устроена биосфера. Известно вам и то, насколько люди от неё зависят. Чтобы предотвратить гибель биосферы нужно приспособиться к природе, научиться не нарушать её.

К сожалению, некоторые люди не понимают, как важно бережно относиться к природе. Не сердитесь на них за это. Может быть, даже не нужно их ни в чём убеждать. Просто сами покажите пример, оказывая природе свою маленькую посильную помощь.

В последние годы изменились естественные условия в природе и Альметьевского района, деятельность человека привела к гибели некоторых видов животных и растений. В нашем городе создан отдел охраны окружающей среды и природных ресурсов, работает городское и районное общество охраны природы. Они выпустили брошюру “Красная книга”, сюда занесены исчезающие виды животных и растений Альметьевского района. Издатели этой брошюры предупреждают, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять. Красная книга - это сигнал опасности. Красный цвет - это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения.

Существует Всероссийское общество охраны природы. Издается газета “Экологическая правда”. Вы можете подписаться на эту газету и отправить в редакцию свои интересные рассказы о природе, стихи, загадки.

30 марта - отмечается День Защиты Земли. Мы надеемся, что вы будете жить в мире с природой, не нарушая её законов. Удачи Вам!