Тема: Весна идет, весне дорогу!
Цели:
- Обобщить знания детей по изученному форзацу о весне.
- Учить интонационно правильному выразительному чтению.
- Развивать умение сравнивать и соотносить поэтическое и музыкальное произведение по содержанию и видеть главное в прочитанном и услышанном.
- Учить детей видеть и устанавливать единую мысль в разных областях искусства.
- Воспитывать эстетическое отношение к природе и музыке.
Оборудование:
1) Учебник О.В. Кубасова «Литературное чтение» (3-й класс, 4-я часть).
2) Портреты писателей (Ф. Тютчев, А. Плещеев, А. Майков, А. Толстой, А. Фет, Л. Чарская, А. Блок, Е. Благинина).
3) Карточки к игре «Путаница».
4) Карточки на партах (осенний лист и подснежник), музыкальные произведения, цветные карандаши.
5) Кузина, Кубышкина «Рабочая тетрадь» (изо, 3-й класс).
6) Слайды презентации. (Приложение)
Ход урока
I. Мозговая гимнастика
II. Сообщение темы и цели урока
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. В нем соединились вместе несколько уроков: литературное чтение, музыка и изобразительное искусство. Мы вспомним изученные произведения, интонационно правильно, выразительно будем читать их, научимся сравнивать и соотносить поэтическое и музыкальное произведение по содержанию.
Ребята, откроем форзац учебника и вспомним, какую последнюю тему закончили в этой части учебника. (Весна идет, весне дорогу!)
Весна, весна кругом живет и дышит,
Весна, весна шумит со всех сторон!
Взлетел петух на самый гребень крыши,
Да так поет, что слышит весь район.Раскрыты окна, веет теплый ветер,
И легкий пар клубится у реки,
И шумно солнцу радуются дети,
И думают о жизни старики.
III. Игра «Ассоциация»
Учитель: Какие чувства, представления возникают у вас, когда вы слышите слово «весна»? (Работа в парах).
- А теперь объединитесь группой и выберите самое главное. Представитель группы называет это слово. (Учитель записывает его на доске.)
Обобщение записанных слов на доске учителем сопровождается показом слайдов 2, 3, 4.
- Весна - это светлый праздник рождения природы. Весной на земле зацветает новая жизнь, распускаются почки на деревьях, в поле появляется робкая зелень травы, насекомые и букашки выползают из щелей на солнышко и греют свои слабые крылышки. Прохожие улыбаются друг другу и настроение у всех такое, что хочется запеть песню.
С какими произведениями познакомились на уроке литературного чтения по данной теме? Желательно называть и автора произведения.
IV. Игра «Путаница»
(Слайд 5)
Необходимо соотнести авторов и название произведения. У каждого ребенка такие же листочки.
Ф. Тютчев |
|
Весна |
А. Блок |
|
Дивные звуки |
Е. Благинина |
|
Зима недаром злится |
А. Плещеев |
|
Вербочки |
Л. Чарская |
|
Ласточка примчалась |
А. Майков |
|
Черемуха |
После выполнения открыть слайд 6 с правильными ответами.
Ф. Тютчев |
|
Зима недаром злится |
А. Блок |
|
Вербочки |
Е. Благинина |
|
Черемуха |
А. Плещеев |
|
Весна |
Л. Чарская |
|
Дивные звуки |
А. Майков |
|
Ласточка примчалась |
Проверка.
Учитель: Встаньте, кто не сделал ни одной ошибки, кто сделал одну ошибку.
Чтение стихов наизусть.
- Какой сейчас идет месяц? Кто посвятил свое произведение этому месяцу?
Чтение стихотворения Я. Акима «Апрель», стр. 168.
Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в ее краски, вы как будто выпьете волшебный напиток и поймете, о чем щебечут песни, журчат ручьи, или тихо шепчут только что родившиеся листья березы. Слушайте и смотрите весну.
V. Музыкальная шкатулка
(Слайд 7)
Учитель: Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы, в шелесте опавших листьев.
Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы - пьеса Георгия Свиридова «Весна. Осень». Вы знаете, что такое музыкальная форма? (Ответы детей.)
Построение музыкального произведения.
- Молодцы! Значит, вам не составит труда определить, сколько частей в произведении Свиридова. (Две.)
Но эта задача легкая, так как подсказка в самом названии. Теперь же вам надо определить в какой части изображена весна, а в какой осень.
ПРОСЛУШИВАНИЕ. Г. Свиридов «Весна. Осень». Дети поднимают картинки с изображением подснежника или желтого листочка.
- Посмотрите на слова, характеризующие музыку 1-й части - ВЕСНА и 2-й части - ОСЕНЬ. Выберите их по назначению. (Слова на доске или слайд 8.)
ГРУСТНАЯ
ТОСКЛИВАЯ
ЗАУНЫВНАЯ
ПАСМУРНАЯ
ПЕЧАЛЬНАЯ
СВЕТЛАЯ
ПРОЗРАЧНАЯ
СОЛНЕЧНАЯ
РАДОСТНАЯ
Учитель: Пали морозы. Отзвенела капель, оттаяло и согрелось солнце, Земля скинула с себя простыни снега и лежит влажная и тяжелая, прислушиваясь к неуклюжему рокоту талой воды. Природа проснулась.
Утром года назвал это время поэт. На проталинах тянется к солнечному теплу первый подснежник.
Появляется подснежник (слайд 9), затем другие цветы - пролеска, мать-и-мачеха, первоцвет. (Слайд 10).
В лесу, где березки толпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку,
Потом потянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна.
Скажите, ведь правда, что это весна?»
Учитель: Какие произведения были посвящены весенним цветам? (В. Железников «Три ветки мимозы» стр.137, Г. Новицкая «Подснежник», стр. 143, В.Берестов «Мать-и-мачеха», стр.143).
Как одним словом называются первые весенние цветы? ПЕРВОЦВЕТЫ. Само название говорит о том, что они цветут первыми.
Работа в тетради по изобразительному искусству. (Слайд 11. Поэтапное рисование первоцвета.)
Учитель: Ребята, я прочитаю только отрывок из стихотворения А. Фета. (Cтр. 161, 2-е четверостишие.)
- Так какие же деревья проснулись в лесу?
Дети называют автора и его произведение. Н. Сладков» Ивовый пир», А. Блок «Вербочки», Е. Благинина» Черемуха».
- Каким стихотворением заканчивается раздел чтения «Весна идет, весне дорогу!»?
Стихотворение Л. Чарской «Дивные звуки». (Ученик читает это стихотворение наизусть.)
- Какому празднику посвятил поэт это стихотворение? Какое настроение создает это стихотворение?
VI. Итог урока
- Чтобы у вас было отличное весеннее настроение, в память о нашем уроке мы подарим вам песню о весне! (Дети поют песню о весне или звучит песня. Песня сопровождается картинками о весне, слайды №12-28.)
Стихи о весне
1) Ну, весна, как дела?
Для чего тебе метла?
Для чего тебе ручьи?
И лучи, что горячи?-У меня уборка:
Снег смести с пригорка,
Мусор смыть с дорожек.
Я лужайки посушу,
Вас на праздник приглашу.2) Жаворонки прилетайте к нам,
Красу-весну принесите нам.
А зимушку отнесите от нас.3) Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной)