I. Анализ социокультурной ситуации
В настоящее время эпическая среда ушла в прошлое. В нашем улусе проживает 21800 человек. Сохраняется родной язык как мощный компонент эпической среды, но он не столь богат и красочен как прежде. Язык наш претерпевает изменения, стал простым, не красочным, изобилует заимствованными словами. Старое поколение, которое сохраняет в памяти прежнюю эпическую среду, уходит из жизни. Якутский народ, почти позабыл о некогда процветавшем жанре устного народного творчества как олонхо и их исполнителях-олонхосутах. Известно, что по «данным Научно-исследовательского института языка и культуры в 1940 г. только в центральных районах Якутии было более 400 олонхосутов».
В настоящее время в республике осталось всего два традиционных носителя-олонхосута. Появились олонхосуты, которые под впечатлением услышанных ими олонхо, в преклонном возрасте начали сказывать олонхо в традиционном стиле.
В нашем улусе такими людьми являются - Никифоров Кирилл Никонович и Афанасьева Лидия Степановна.
Но к сожалению, их труды нигде не опубликованы и не сняты документальные кадры в их исполнении, не хватает материалов, по рапространению опытов. Приобщение подрастающего поколения к олонхо – как изучение его, так и обучение исполнению олонхо – требует разработки новых, разнообразных методов работы, специальной литературы и словаря по олонхо.
II. Проблематика проекта
Таким образом, это и обусловило мне выбор темы: «Обучение детей к искусству мастеров-носителей устной эпической сказительской традиции». Возникла потребность в организации кружка по устной сказительской традиции, который может стать настоящей школой возрождения устной эпической сказительской традиции. Только тогда дети, умеющие свободно говорить на своём родном языке, приобщаясь к родной культуре через знакомство с творчеством знаменитых людей, научатся любить и уважать самих себя, своё отечество и ценить свою культуру.
Я руковожу кружком, но сама не умею исполнять олонхо, не пою, поэтому в 2008-09 учебном году попросили провести занятие носителя-олонхосута, Кирилла Никоновича Никифорова.
В связи с двухсменной работы школы у нас нет постоянного места сбора. Из-за этого возникает множество проблем. Детей приходится вызывать на разное время. В школе на занятия по олонхо дают только 1 час, хотелось бы больше, в связи с привлечением других обучателей олонхо. Тогда недельное занятие проводились бы систематически: 1 час – в школе, 2-ой час в доме Арчы, 3-й час – к искусству народных артистов.
III. Философские основания
«Самобытность культуры определяется наличием в культуре особого подхода к реализации человеческих ценностей и творческого духа. Сохранение культурной самобытности и многообразия само есть ценность...» Ребёнок, слушая олонхосута, вырабатывает новое мировоззрение, в котором духовность становится естественным. Олонхо несёт философию свободы в своём первобытии. Можно включить в программу интегрированное обучение, так как олонхо несёт философские основы и научно обоснованные корни. Например, все три мира (верхний, средний, нижний) имеют свои бытия и цели.
1. Основная идея проекта
Якутский героический эпос Олонхо 25 ноября 2005 года был провозглашен ЮНЕСКО Шедевром устного и нематериального наследия человечества. В целях развития эпоса Олонхо в Республике Саха (Якутия) издан Указ Президента республики об объявлении Десятилетия Олонхо (2005 – 2015 гг.) и принята Государственная целевая программа "Сохранение, развитие и распространение эпоса Олонхо". В рамках этих мероприятий в нашем улусе проводятся целенаправленные работы по взаимодействию не только учащихся, но и преподавателей. Чтобы подрастающее поколение развивалось в ногу со временем, не забывая культуру, обогощая богатый язык своего народа, для наших учащихся проводятся обучения в доме духовности и культуры Арчы, где они знакомятся с традициями, обычаями, верованиями народа саха. Обучаясь и слушая талантливого человека, у детей возникает интерес к олонхо, хорошо воспринимает и понимает лучше, чем простого учителя. И это становится фундаментом, опорой для становления личности и развития его нравстенности, привносит в неё новое и получают себе признание. Сохранение и возрождение устной эпической традиции немыслимо без создания фольклорной и языковой среды традиции и знаний олонхо, передаваемых им старшим поколением носителей фольклора.
Мне хотелось бы, написать использованные методы обучения к сказительскому мастерству юных исполнителей, которые передаются в момент обучения. Это помогло бы многим учителям передать искусство олонхо своим ученикам.
2. Образовательные цели и задачи проекта
Цель:
Сохранение, возрождение и передача устной сказительской традиции молодому поколению.
Задачи:
- Побуждение интереса учащихся к героическому эпосу олонхо путём беседы, рассказов, заучивания наизусть текста, прослушивания грамзаписей, инсценировок, посещений выставок, встреч с талантливыми людьми.
- Организация условия, необходимые для обучения олонхо (отдельный, фольклорный уголок, кабинет).
- Сохранение духовного наследия олонхо, традиций, обычаев своего народа, будущим поколениям путём обучения к искусству мастеров-носителей устной эпической сказительской традиции.
IV. Психологическая концепция
«Героический эпос, возникнув в глубокой древности, еще до прибытия якутов на Лену, развивался до нашего времени. Якутский народ продолжал шлифовать его в течение всей своей истории, внося отдельные изменения и в наши дни». Народ советской Якутии любит старое олонхо, дает своим детям имена его героев. Особенно в последние годы быстро распространяются якутские имена как Ньургун, Мичил, Туйаара и т.д.
1. Психолого-педагогические основания предлагаемой системы
Устная передача от поколения к поколению имеет особый воспитательный характер. Олонхо – действенное средство воспитания нравственности, народная педагогика целиком базируется на его идеалах. Противопоставление добра и зла в олонхо имеет глубокий гуманистический смысл, идеи народного эпоса как никогда актуальны, потому что они провозглашают идею добра и справедливости. В образе богатыря айыы воплощены лучшие черты национального характера. В сфере своей деятельности проект должен воспитывать свободную и ответственную личность российского гражданина и способствовать свободный диалог в модели «ученик – учитель – мастер – родитель», развивая в школьниках личную инициативу, ответственность, активность. Обращение к народной педагогике даёт возможность духовному обогащению ребёнка. А в итоге подготовки и реализации выхода ребёнка на сцену должны принять активное участие родители при подготовке костюма и психологическому настрою своих детей.
2. Описание школьного уклада
В возрождении духовности народа саха важную роль сыграла языковая политика Правительстава, в рамках которой была «Концепция обновления и развития национальных школ, принятая в 1991 г. В школах начали уделять внимание обучению родному языку и традиционной культуре. На новый уровень поднялась интерес к олонхо. Но, к сожалению, у нас этого не замечается. Каждый год сокращаются часы родного языка и национальной культуры. Всякое участие к культурно-массовым мероприятиям, в том числе и участие в конкурсе «Я – дитя земли олонхо», воспринимается как шоу.
К началу учебного года мы организовали ярмарку дополнительных занятий. По своему проекту я набирала желающих и талантливых детей. Интерес к этому занятию проявили 12 из 463 учащихся. В 2007 году организовали театр олонхо. Чтобы появился интерес у учащихся в первый год поставили олонхо-инсценировку «Кулун Кугас аттаах Куллустай Бэргэн», отрывок из олонхо-драмы С.А.Зверева и заняли 2 место. На второй год, после нескольких занятий Кирилла Никифорова, наши ученики группой чтецов олонхо участвовали на республиканском конкурсе «Я – дитя земли Олонхо» и удостоены «Приза зрительских симпатий». Энтуазиазм, мастерство и талант, использованные в обучении сказительскому мастерству юных исполнителей дали свой результат моментально.
V. Содержание образования
Устное народное творчество якутов, как многоплановое явление самобытной культуры народа, может быть представлено как целостная образовательная культура, имеющая неограниченные возможности для духовно-нравственного развития детей в целом. Для полного раскрытия творческого потенциала эффективно использовать сценические выступления: чтение по ролям, постановка инсценировок, участие на концертах, литературных вечерах, конкурсах. Это развивает творческую активность участников. Учащиеся включаются в процесс социализации, погружаются в мир психологических отношений, учатся к коллективному разуму, усваивают сценическую культуру.
1. Описание способа реализации проекта
Программное содержание по ознакомлению детей с якутским эпосом олонхо:
- познакомить детей с древним якутским эпосом олонхо (школа);
- довести до сознания ребёнка основной смысл, идею олонхо (школа);
- учить детей выражать свои мысли полными предложениями, понятно окружающим людям (сказитель-олонхосут);
- воспитывать интерес и любовь к произведениям народного творчества (народный театр села);
- обобщение и обработка о собранных материалов (школа).
2. Структура проведения занятий
Талантливые дети – школьный театр - центр духовного развития – олонхосут – народный театр.
VI. Этапы реализации проекта
1 этап – Организовать диалог культур и поколений.
Ознакомление, подготовка, закрепление знаний об олонхо.
2 этап – Обучение искусству мастеров, исследования.
Формирование таких нравственных понятий, как доброта, взаимопомощь, благородность, любовь к Родине.
3 этап – исполнение, участие в мероприятиях, НПК, конкурсах, обобщение.
- Выявление талантов.
- Привлечение учащихся к исследовательской деятельности.
- Сбор олонхо на современные носители.
VII. Предполагаемые результаты
Феномен фольклора выражается благодаря творчеству людей, которые обладают от природы уникальными способностями концентрировать в своей памяти традиционные знания, умело излагать их и любить традиционное творчество, возникшее в результате особого искусства преемственности.
При регулярном преемственном занятии и в результате исследовательских работ предполагается:
- ученик может свободно выражать и излагать свою мысль из воспринятого материала;
- приобретение лучших качеств из героев олонхо, лучшие черты национального характера;
- сохранение богатейшего золотого фонда носителей фольклора будущему поколению;
- создание фонотеки олонхо.
VIII. Критерии оценки ожидаемых результатов
Критериями предполагаемой программы могуть быть:
- оценивание по способностям;
- анализ уровня психологического развития по % шкале (высокий, средний, низкий);
- результаты анкетирования, рейтинга;
- мониторинг охвата посещаемости;
- увеличение материалов картотеки фонда олонхо.
Приложение 1. Игра – олонхо.