Краеведение. Рельеф Челябинского Урала: три ступени высоты

Разделы: География, История и обществознание


Цель занятия: Познакомить учащихся с особенностями рельефа Челябинской области.

Задачи занятия:

  1. Сформировать знания об особенностях рельефа Челябинской области и своего района.
  2. Совершенствовать навыки пространственного воображения, логического мышления; навыки работы с контурными картами и атласами как источниками информации.
  3. Воспитывать любовь к своей малой Родине, бережное отношение к природе.

Тип занятия: комбинированный урок.

Вид занятия: групповая самостоятельная работа, урок-путешествие.

После изучения данной темы учащиеся должны

знать: основные формы рельефа Челябинской области и своего района и особенности их размещения.
уметь: показывать на карте основные формы рельефа Челябинской области.

Литература:

  1. Дерягин В.В., Гитис М.С. Краеведение. Челябинская область. 6 кл.: Учебник для основной школы – Челябинск: АБРИС, 2008.
  2. Познай свой край. Челябинская область: Краткий справочник. – Челябинск: Абрис, 2004 год.

Средства обучения:

  1. Челябинская область. Атлас: Учебное пособие. – Челябинск: Абрис, 2002.
  2. Физическая карта Челябинской области.
  3. Презентация. Приложение 1.
  4. Гитис М.С. Контурные карты по географии Челябинской области. Челябинск: Абрис, 2004.

План изучения материала.

I. Организационный момент.

II. Повторение понятий с помощью кроссворда.

Учитель: Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать! Сегодня нам предстоит совершить интересное, увлекательное путешествие по Челябинской области, но прежде чем отправиться в путь, необходимо разгадать кроссворд, а для этого нужно вспомнить понятия, с которыми вы познакомились на уроках географии.

  1. Ровное или слегка всхолмленное обширное пространство суши.
  2. Группа гор, расположенная в ряд на многие километры.
  3. Форма рельефа с плоской или слегка волнистой поверхностью, имеющая абсолютную высоту более 500 метров.
  4. Это полезное ископаемое. Он помощник настоящий: он несет в дома тепло, от него в домах светло, помогает плавить сталь, делать краски и эмаль.
  5. Форма рельефа, имеющая абсолютную высоту не более 200 метров.
  6. Росли на болоте растения. Теперь это топливо и удобрение.

Учитель: Молодцы! Справились с заданием. А теперь посмотрите внимательно на заполненный кроссворд. Что мы будем изучать сегодня на уроке? (рельеф Челябинской области) Что такое рельеф?

III. Изучение новой темы.

Учебник с.48-49 карта – Три ступени высоты.

Атлас с.6

Учитель: Какие формы рельефа мы можем выделить на территории Челябинской области?

(Учащиеся работают с физической картой Челябинской области, называют формы рельефа и отмечают его разнообразие.)

Учитель: Рельеф области отличается большим разнообразием.

Как сформировался такой рельеф?

Очень хорошо об этом сказала в своем стихотворении Людмила Татьяничева.

Когда-то над хребтом Урала,
Соленой свежестью полна,
С волнами запросто играла
Морская вольная волна.
Ей было любо на просторе
И гордо устремляясь ввысь,
Отхлынуло, исчезло море
И горы в небо поднялись.
Но легендарная природа
То море в памяти хранит:
В гранитных каменных породах
Волной играет малахит.
Он морем до краёв наполнен
И кажется, слегка, подуть-
Отхлынут каменные волны
И морю вновь даруют путь.

Представьте себе, что 500 млн лет назад на месте Уральской складчатой области плескался океан. Затем после череды землетрясений и вулканов толщи осадочных и вулканических пород сминались в складки.

Когда Урал стал сушей (примерно 300 млн лет назад), его хребты достигали высоты 7 тыс. м.

Но время и силы природы разрушили их, превратив в центральной части нашей области в холмы, а в восточной части остались только лишь их основания, перекрытые морскими отложениями древнего моря.

Пройдут еще миллионы лет и на месте Уральских гор возможно вновь заплещутся морские волны и история повторится.

В пределах нашей области имеются различные формы рельефа – от низменностей и холмистых равнин до горных хребтов, вершины которых превышают 1000 метров.

Я приглашаю вас совершить воображаемое путешествие и изучить рельеф Челябинской области. Каждый ряд - отдельная команда. Команда отправляется в путешествие и изучает рельеф определенной части области, отвечая на вопросы маршрутного листа. Время выполнения заданий - 5 минут.

Путешествие начинаем с востока на запад.

Задания для групп.

I группа- Западно-Сибирская равнина.

  1. Прочитать учебник краеведения с. 50, использовать карту учебника с.49 и карту атласа с.6.
  2. Найти и показать территорию Западно-Сибирской равнины на карте Челябинской области, охарактеризовать ее географическое положение. Какой процент площади области она занимает (с.53 учебника)?
  3. Каковы особенности рельефа этой территории. Преобладающие высоты.
  4. Какими по происхождению горными породами сложена территория?
  5. Где находится самое низкое место в Челябинской области?

Запись в тетради Западно-Сибирская равнина -18% площади; самое низкое место в Челябинской области -102м над уровнем моря – долина реки Уй на восточной границе области.

На контурной карте – нанести границу Западно-Сибирской равнины на карту, обозначить территорию цифрой I, сделать соответствующую запись в легенду карты.

II.группа- Зауральская всхломленная равнина (пенеплен).

  1. Прочитать учебник краеведения с. 51, использовать карту учебника с.49 и карту атласа с.6.
  2. Найти и показать Зауральскую всхломленную равнину на карте Челябинской области, охарактеризовать ее географическое положение. Какой процент площади области она занимает (с.53 учебника)?
  3. Каковы преобладающие высоты равнины?
  4. Какими по происхождению горными породами сложена территория?
  5. Какие внешние факторы участвовали в формировании рельефа равнины?

Запись в тетради - Зауральская всхломленная равнина (пенеплен) – 65 % площади области.

На контурной карте – нанести границу Зауральского пенеплена на карту, обозначить территорию цифрой II, сделать соответствующую запись в легенду карты.

III группа- Западная часть Челябинской области.

  1. Прочитать учебник краеведения с. 52-53, использовать карту учебника с.49, с.55 и карту атласа с.6.
  2. Какая форма рельефа преобладает в западной части области? Какой процент площади области занимает горная часть?
  3. К каким горам по высоте относятся горы Челябинского Урала?
  4. Перечислить основные горные хребты, расположенные в этой части области (используйте карту учебника с.55).
  5. Показать хребты на карте области.
  6. Как называется самая высокая точка Челябинской области? Показать ее на карте.
  7. Какие общие черты строения можно отметить у горных хребтов Челябинского Урала?

Запись в тетради – горная часть – 17% площади области;

Самая высокая точка области – г. Большой Нургуш – 1406 м;

Самый высокий хребет области – Зигальга (к нему относится гора Большой Шелом – 1427 м – территория Башкортостана);

Самый длинный хребет области – Уреньга – 65 км.

На контурной карте – обозначить территорию горной части цифрой III, сделать соответствующую запись в легенду карты.

Дополнение к рассказу: Западные склоны гор сложены в основном из известняков. Известняки легко размываются водой, образуя воронки, глубокие ущелья, подземные пещеры. В Челябинской области более 200 пещер. Более подробно об этом я расскажу вам на следующем уроке.

А теперь найдите на карте то место, где мы с вами живем. Какие формы рельефа характерны для нашей местности?

IV. Закрепление.

Какой вывод можно сделать о рельефе Челябинского Урала? (заслушать ответы детей)

Какие формы рельефа занимают большую часть Челябинской области?

Где находится самое низкое место в Челябинской области?

Какова разница между самой высокой и самой низкой точкой нашей области?

(1406-102 = 1304 м)

Как объяснить, почему наиболее высокие хребты сложены именно кварцитами?

(с.53 учебника вверху)

Рельеф разнообразный, понижается с запада на восток. Удивительна красива природа Южного Урала. Недаром русский писатель Д.М. Мамин-Сибиряк сказал об этом: «Немного найдётся таких уголков на Руси, где бы перед вашими глазами в такой величавой панораме развёртывались бы величайшие картины гор, равнин и скал, где всё преисполнено такой оригинальности и своеобразной поэзии».

В доказательство этих слов я хочу вам показать слайды, демонстрирующие красоту нашей природы.

V. Подведение итогов.

По результатам работы в группах выставляются оценки за работу.

VI. Домашнее задание.

На контурную карту нанести цветовую окраску территорий, обозначить крупнейшие хребты и вершины.

Подготовить топонимическую расшифровку имен основных хребтов области (не менее трех).