Цель занятия: Познакомить учащихся с особенностями рельефа Челябинской области.
Задачи занятия:
- Сформировать знания об особенностях рельефа Челябинской области и своего района.
- Совершенствовать навыки пространственного воображения, логического мышления; навыки работы с контурными картами и атласами как источниками информации.
- Воспитывать любовь к своей малой Родине, бережное отношение к природе.
Тип занятия: комбинированный урок.
Вид занятия: групповая самостоятельная работа, урок-путешествие.
После изучения данной темы учащиеся должны
знать: основные формы рельефа Челябинской области и своего района и особенности их размещения.
уметь: показывать на карте основные формы рельефа Челябинской области.
Литература:
- Дерягин В.В., Гитис М.С. Краеведение. Челябинская область. 6 кл.: Учебник для основной школы – Челябинск: АБРИС, 2008.
- Познай свой край. Челябинская область: Краткий справочник. – Челябинск: Абрис, 2004 год.
Средства обучения:
- Челябинская область. Атлас: Учебное пособие. – Челябинск: Абрис, 2002.
- Физическая карта Челябинской области.
- Презентация. Приложение 1.
- Гитис М.С. Контурные карты по географии Челябинской области. Челябинск: Абрис, 2004.
План изучения материала.
I. Организационный момент.
II. Повторение понятий с помощью кроссворда.
Учитель: Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать! Сегодня нам предстоит совершить интересное, увлекательное путешествие по Челябинской области, но прежде чем отправиться в путь, необходимо разгадать кроссворд, а для этого нужно вспомнить понятия, с которыми вы познакомились на уроках географии.
- Ровное или слегка всхолмленное обширное пространство суши.
- Группа гор, расположенная в ряд на многие километры.
- Форма рельефа с плоской или слегка волнистой поверхностью, имеющая абсолютную высоту более 500 метров.
- Это полезное ископаемое. Он помощник настоящий: он несет в дома тепло, от него в домах светло, помогает плавить сталь, делать краски и эмаль.
- Форма рельефа, имеющая абсолютную высоту не более 200 метров.
- Росли на болоте растения. Теперь это топливо и удобрение.
Учитель: Молодцы! Справились с заданием. А теперь посмотрите внимательно на заполненный кроссворд. Что мы будем изучать сегодня на уроке? (рельеф Челябинской области) Что такое рельеф?
III. Изучение новой темы.
Учебник с.48-49 карта – Три ступени высоты.
Атлас с.6
Учитель: Какие формы рельефа мы можем выделить на территории Челябинской области?
(Учащиеся работают с физической картой Челябинской области, называют формы рельефа и отмечают его разнообразие.)
Учитель: Рельеф области отличается большим разнообразием.
Как сформировался такой рельеф?
Очень хорошо об этом сказала в своем стихотворении Людмила Татьяничева.
Когда-то над хребтом Урала,
Соленой свежестью полна,
С волнами запросто играла
Морская вольная волна.
Ей было любо на просторе
И гордо устремляясь ввысь,
Отхлынуло, исчезло море
И горы в небо поднялись.
Но легендарная природа
То море в памяти хранит:
В гранитных каменных породах
Волной играет малахит.
Он морем до краёв наполнен
И кажется, слегка, подуть-
Отхлынут каменные волны
И морю вновь даруют путь.
Представьте себе, что 500 млн лет назад на месте Уральской складчатой области плескался океан. Затем после череды землетрясений и вулканов толщи осадочных и вулканических пород сминались в складки.
Когда Урал стал сушей (примерно 300 млн лет назад), его хребты достигали высоты 7 тыс. м.
Но время и силы природы разрушили их, превратив в центральной части нашей области в холмы, а в восточной части остались только лишь их основания, перекрытые морскими отложениями древнего моря.
Пройдут еще миллионы лет и на месте Уральских гор возможно вновь заплещутся морские волны и история повторится.
В пределах нашей области имеются различные формы рельефа – от низменностей и холмистых равнин до горных хребтов, вершины которых превышают 1000 метров.
Я приглашаю вас совершить воображаемое путешествие и изучить рельеф Челябинской области. Каждый ряд - отдельная команда. Команда отправляется в путешествие и изучает рельеф определенной части области, отвечая на вопросы маршрутного листа. Время выполнения заданий - 5 минут.
Путешествие начинаем с востока на запад.
Задания для групп.
I группа- Западно-Сибирская равнина.
- Прочитать учебник краеведения с. 50, использовать карту учебника с.49 и карту атласа с.6.
- Найти и показать территорию Западно-Сибирской равнины на карте Челябинской области, охарактеризовать ее географическое положение. Какой процент площади области она занимает (с.53 учебника)?
- Каковы особенности рельефа этой территории. Преобладающие высоты.
- Какими по происхождению горными породами сложена территория?
- Где находится самое низкое место в Челябинской области?
Запись в тетради – Западно-Сибирская равнина -18% площади; самое низкое место в Челябинской области -102м над уровнем моря – долина реки Уй на восточной границе области.
На контурной карте – нанести границу Западно-Сибирской равнины на карту, обозначить территорию цифрой I, сделать соответствующую запись в легенду карты.
II.группа- Зауральская всхломленная равнина (пенеплен).
- Прочитать учебник краеведения с. 51, использовать карту учебника с.49 и карту атласа с.6.
- Найти и показать Зауральскую всхломленную равнину на карте Челябинской области, охарактеризовать ее географическое положение. Какой процент площади области она занимает (с.53 учебника)?
- Каковы преобладающие высоты равнины?
- Какими по происхождению горными породами сложена территория?
- Какие внешние факторы участвовали в формировании рельефа равнины?
Запись в тетради - Зауральская всхломленная равнина (пенеплен) – 65 % площади области.
На контурной карте – нанести границу Зауральского пенеплена на карту, обозначить территорию цифрой II, сделать соответствующую запись в легенду карты.
III группа- Западная часть Челябинской области.
- Прочитать учебник краеведения с. 52-53, использовать карту учебника с.49, с.55 и карту атласа с.6.
- Какая форма рельефа преобладает в западной части области? Какой процент площади области занимает горная часть?
- К каким горам по высоте относятся горы Челябинского Урала?
- Перечислить основные горные хребты, расположенные в этой части области (используйте карту учебника с.55).
- Показать хребты на карте области.
- Как называется самая высокая точка Челябинской области? Показать ее на карте.
- Какие общие черты строения можно отметить у горных хребтов Челябинского Урала?
Запись в тетради – горная часть – 17% площади области;
Самая высокая точка области – г. Большой Нургуш – 1406 м;
Самый высокий хребет области – Зигальга (к нему относится гора Большой Шелом – 1427 м – территория Башкортостана);
Самый длинный хребет области – Уреньга – 65 км.
На контурной карте – обозначить территорию горной части цифрой III, сделать соответствующую запись в легенду карты.
Дополнение к рассказу: Западные склоны гор сложены в основном из известняков. Известняки легко размываются водой, образуя воронки, глубокие ущелья, подземные пещеры. В Челябинской области более 200 пещер. Более подробно об этом я расскажу вам на следующем уроке.
А теперь найдите на карте то место, где мы с вами живем. Какие формы рельефа характерны для нашей местности?
IV. Закрепление.
Какой вывод можно сделать о рельефе Челябинского Урала? (заслушать ответы детей)
Какие формы рельефа занимают большую часть Челябинской области?
Где находится самое низкое место в Челябинской области?
Какова разница между самой высокой и самой низкой точкой нашей области?
(1406-102 = 1304 м)
Как объяснить, почему наиболее высокие хребты сложены именно кварцитами?
(с.53 учебника вверху)
Рельеф разнообразный, понижается с запада на восток. Удивительна красива природа Южного Урала. Недаром русский писатель Д.М. Мамин-Сибиряк сказал об этом: «Немного найдётся таких уголков на Руси, где бы перед вашими глазами в такой величавой панораме развёртывались бы величайшие картины гор, равнин и скал, где всё преисполнено такой оригинальности и своеобразной поэзии».
В доказательство этих слов я хочу вам показать слайды, демонстрирующие красоту нашей природы.
V. Подведение итогов.
По результатам работы в группах выставляются оценки за работу.
VI. Домашнее задание.
На контурную карту нанести цветовую окраску территорий, обозначить крупнейшие хребты и вершины.
Подготовить топонимическую расшифровку имен основных хребтов области (не менее трех).