Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующая в единое целое всю систему работы школы является методическая работа. Роль методической работы школы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приёмы и формы обучения и воспитания.
В 2008 – 2009 уч. г. коллектив школы работал над темой: «Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс на основе глубокой дифференциации и индивидуального подхода».
Основная цель: - улучшение состояние здоровья и качества жизни детей;
-формирование творческой индивидуальности личности учащихся.
Исходя из этого, были определены задачи: - повысить мотивацию обучения и ориентировать весь учебный процесс на развитие познавательных творческих способностей, самостоятельности каждого ученика с учётом его здоровья;
-повышать методический уровень педагогов через курсы повышения квалификации, методические семинары, самообразование, просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей, организация оздоровительной работы через все виды деятельности.
В соответствии с поставленными целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям: подбор и расстановка кадров, работа с молодыми специалистами, работа с методическими объединениями, повышение профессиональной подготовки учителей.
Качественный состав учителей
В 2008-2009 уч. г. в школе работали 17 учителей, из них имеют высшее образование – 11, среднее специальное – 6, первую квалификационную категорию -12, вторую квалификационную категорию – 2. Прошли курсовую подготовку 9 учителей.
В этом учебном году подтвердили первую категорию Яллин В.Л., Ендиряков А.В.
В 2008-2009 учебном году обобщался опыт работы Осиповой С.Н., она стала победителем ПНПО – 2009 года.
В школе работали 3 методических объединения: МО учителей гуманитарного цикла, МО учителей естественно-математического цикла и МО учителей начальных классов.
Знание индивидуальных особенностей учителя, уровня его профессиональной подготовки позволяет определить пути и средства оказания ему необходимой ему помощи, привлечь его к оказанию помощи другим. Результаты анализа тестов и анкет, собеседований используются как основа для планирования всей методической работы в школе.
Все учителя школы условно были разделены на 4 группы: а) те, кто хочет и может работать творчески, трудится увлечённо и эффективно – мастер своего дела, это учителя, имеющие первую квалификационную категорию, они осваивают новые технологии, новые диагностики, новые учебные и развивающие программы.
б) те, кто работают добросовестно, хотят работать творчески, но пока испытывают затруднения в достижении этого уровня труда, это учителя второй квалификационной категории. Алгоритм работы этой группы: анализ затруднений, вычленение и постановка проблемы – самообразование – тренировочные практические занятия – педагогическая деятельность, создание собственного опыта – анализ – определение перспектив развития опыта – доведение его до навыка;
в) те, кто являются молодыми специалистами (заочники), с ними изучались технологии современного урока и связанные с этим проблемы ( диагностика обученности, обучаемости и реальных учебных возможностей учащихся, целеполагание, способы отбора главного, существенного в содержании учебного материала, выбор и обоснование оптимального сочетания методов обучения, способы дифференциации обучения) За ними были закреплены наставники. Цель наставничества – помощь в работе над проблемами современного урока, над методикой преподавания предмета, совместная работа над поиском новых методов обучения, анализ полученных первоначальных результатов, проведение открытых уроков, их анализ, взаимопосещение.
в) те, кто не стремится к творчеству, работает формально, а потому непрофессионально, неграмотно и неэффективно (такие к сожалению тоже есть), эта группа учителей, она немногочисленная, требует повышенного внимания администрации. Здесь наряду с обучением осуществляется система мер по стимулированию и мотивации добросовестной работы, необходимый административный контроль.
На первый план при организации методической работы в 2008 – 2009 учебном году выступали формы, связанные с совершенствованием самообразовательной работы учителя, стимулирующие передачу педагогического мастерства более опытных коллег менее подготовленным.
Качественный состав педагогического коллектива свидетельствует о довольно высоком уровне профессиональной компетенции педагогического коллектива, который обеспечивается организацией работы педагогов по овладению достижениями психолого-педагогической науки, постоянным стимулированием их самообразования.
Формы методической работы, используемые в школе: тематические педагогические советы, методические объединения учителей, работа учителей над темами самообразования, открытые уроки, методические недели, работа с молодыми специалистами, предметные недели, методические семинары, круглые столы, консультации по организации и проведению современного урока, организация работы с одарёнными детьми, разработка методических рекомендаций в помощь учителю по ведению школьной документации, по организации, проведению и анализу современного урока, систематизация имеющегося материала, оформление тематических стендов, конкурсы методического мастерства, педагогический мониторинг, организация и контроль курсовой системы повышения квалификации, аттестация.
В ходе работы над темой учителя школы поднимали своими методическими разработками целый ряд вопросов, требующих комплексного решения: отбор вариативного содержания обучения, обеспечение условий для индивидуализации его усвоения, развитие общих умственных способностей и учебных умений учащихся, их познавательных интересов, реализация творческого потенциала обучаемых.
По результатам работы над темой, в конце года каждый пополнил своё портфолио новым материалом, новыми результатами.
Средствами самообразования являлось систематическое изучение новинок педагогической литературы. В методической копилке школы в помощь самообразованию имеются материалы из опыта работы коллег, различные варианты планов, образцы конспектов уроков, внеклассных мероприятий. По-новому стали проводиться и педагогические советы. Цель их проведения – коллективно выработать управленческое решение по созданию условий для эффективного сотрудничества членов школьного коллектива по той или иной методической проблеме, изложение результатов проделанной работы, принятие управленческого решения по проблеме. При проведении педагогических советов использовались различные формы: педагогический совет на основе докладов и содокладов, педагогический совет – круглый стол, проблемный педагогический совет.
Были проведены такие тематические педсоветы:
- Союз семьи и школы в развитии личности школьника на современном этапе. (Терентьева Г.В.)
- Педагогические техники и алгоритм их использования в рамках здоровъесбережения. (Белова А.А.)
- Самовоспитание учащихся. (Жилина Т.А.)
Для повышения профессионального уровня учителей проводились постоянно действующие семинары «О чём рассказывает классный журнал» , «Планирующая документация учителя», семинары: «Валеологический анализ урока», семинар-практикум «Повышение познавательной активности учащихся», круглый стол: «Контрольная работа. Подготовка и способы проведения», выпущены информационные газеты: «Текущее повторение», «Знай об этом», посвящённое ЕГЭ. На семинарах каждый учитель имел возможность поделиться опытом, подвести итоги работы над темой по самообразованию, поднять проблемы, возникшие в результате работы.
Открытые уроки в системе методической работы школы рассматриваются как демонстрация учителем своей педагогической технологии.
В рамках недели заседаний КМО Егоркинского куста проведены 13 открытых уроков и 4 внеклассных мероприятия, обсуждены 3 проблемных выступления и вопросы, связанные с преподаванием того или иного предмета. Все уроки получили высокую оценку со стороны присутствующих. Уроки были различны по форме проведения, каждый учитель подошёл к этому творчески. Так урок открытых мыслей по чтению в 4 классе провела Осипова С.Н., интегрированный урок математики и ОБЖ во 2 классе Белова С.Ф., урок математики в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» Кузьмина Т.В. Уроки с использованием информационных технологий показали Терентьева Г.В., Тверскова Н.П., Белова А.А.
Трофимова Е.М., Белова С.Ф., Осипова С.Н.. Уроки практической работы были у Михайлова В.С., Белова Ю.И., урок-исследование провела Жилина Т.А., групповые формы работы на основе активного взаимодействия учащихся на уроке, индивидуальные формы обучения показали Яллин В.Л., Ендиряков А.В., Трофимова А.И..
Интересно провели внеклассные мероприятия «В гостях у Носова» - семейный конкурс «Я и моя сестра» (Сулейманова Ю.П.), внеклассное мероприятие для педагогов – организаторов «Педагоги, родители и я» (Игнатьева С.Н.), новогоднее представление на татарском языке (Газизова Г.У), инсценирование сказки на английском языке (Яковлева В.А., Осипова С.Н.).
На заседаниях обсудили вопросы «Экзамен в 9 классе по новой форме» (Белова А.А.), «Об исследовании и проектировании (Белова С.Ф.), «Как сделать знания прочными» (Яллин В.Л.)
На научно-практической конференции начальных классов защитили свои работы Портнов С. (2 класс), «Азбука лекарственных растений в республике Татарстан» учитель Белова С.Ф. и Осипов В. (4 класс) «Футбол моё хобби» учитель Осипова С.Н. На своих уроках и внеклассных мероприятиях учителя в различной форме показали работу по методической проблеме «Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс» .Своевременные физкультминутки, сообщения о здоровье, обсуждение современных проблем, связанных со здоровьем, умение делать валеологический анализ своего урока и уроков коллег – всё это говорит о том, что работа коллектива по данной проблеме ведётся эффективно. Посещённые уроки, внеклассные мероприятия показали, что: меняется отношение учителей к учебным ЗУНам: они становятся не самоцелью обучения, а средством развития социально – значимых качеств личности (мыслительных, эмоционально-чувствительных, поведенческих, физических, творческих). Это достигается путём применения развивающих педагогических технологий и подбором учебных задач. Учителя ставят цели развития личных качеств учащихся (мышление, речь, нравственность и т. д.) и реализуют их средствами учебного предмета.
Предметные методические объединения школы выполняли не только традиционные организационные и учебно-методические функции. Новым в их работе являлось обеспечение научно-методической деятельности учителей: курирование и координация выбора проблем; контроль за ежегодным выполнением индивидуальных планов; систематическое обсуждение теоретической и практической информации, собранных педагогами по своим темам. На заседаниях МО обсуждались следующие вопросы:
- Работа со слабоуспевающими детьми
- Преемственность в обучении между начальным звеном и детским садом, между начальным и средним звеном
- Организация предпрофильной подготовки
- Результативность работы учителей за полугодие и за год.
- Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ.
- Результаты работы представили руководители МО в конце года.
Особое внимание уделялось совершенствованию форм и методов организации работы на уроках, развивающих познавательную активность учащихся. Учителя в своей работе используют ряд педагогических техник, строго выверенных, основанных не на вкусовых «творческих изюминках», а именно на закономерностях усвоения учебного материала. Это существенно повышает уровень знаний, качество образования, развивает познавательную активность учащихся. Используются такие виды и приёмы обучения:
Предвосхищение при чтении текста (Жилина Т.А., Кузьмина Т.В., Осипова С.Н.)
Анализ проблемных ситуаций. (Трофимова Е.М., Белова А.А., Терентьева Г.В., Михайлов В.С.)
Подготовка творческих рефератов. (Трофимова Е.М., Яллин В.Л.)
Дискуссии и КВН.( Белова С.Ф., Сулейманова Ю.П., Жилина Т.А., Газизова Г.У.)
Мозговая атака, (Ендиряков А.В., Жилина Т.А., Яковлева В.А.)
Решение задач несколькими способами. (Белова А.А., Осипова С.Н., Белов Ю.И., Михайлов В.С.)
Задачи на внутрипредметные и межпредметные связи. (Белова С., Кузьмина Т.В., Тверскова Н.П.,)
Творческие лабораторные задания. (Михайлов В.С., Белов Ю.И.)
Самостоятельные и групповое изготовление моделей и приборов. (Белов Ю.И., Белова С.Ф.) Кроме того, в последние годы появились задания, предполагающие использование исследовательских подходов. Например движение мысли от максимума информаций, метол аналогии, метод выдвижения и использования гипотез, статистическая обработка. (Жилина Т.А., Белова А.А., Тверскова Н.П.,Яковлева В.А., Осипова С.Н., Терентьева Г.В.), применение компьютерных программ. (Трофимова Е.М., Осипова С.Н., Белова С.Ф.. Сулейманова Ю.П., Белова А.А., Тверскова Н.П., Яллин В.Л., Терентьева Г.В.). Мы живём в многофакторном мире, огромное количество творческих задач по экономике, литературе, истории, географии может решаться с помощью простой статистической обработки данных, поэтому в школьном курсе математики в 7-9 кл. введены темы по комбинаторике и статистике, которые развивают логическое мышление учащихся. Перспективная начальная школа позволяет учащимся самостоятельно получать знания, мыслить ,творить. Результаты этой технологии не совсем ещё видны, но учащиеся 3 класса (Кузьмина Т.В.), занимающиеся по этой технологии, делают свои первые шаги (Павлова А. и Пичушкина Ж. заняли призовые места на кустовой олимпиаде по математике и по русскому языку), ученики на уроках умеют высказывать свои мысли. Учитель здесь только дирижёр. Хорошо развивает познавательную активность стимулирование, эффект которого опосредован психикой человека. Лучше стимулировать деятельность введением игровых элементов. Это наблюдается на уроках Трофимовой А.И., Яковлевой В.А., Сулеймановой Ю.П. На уроках английского языка Яковлева В.А., работая по УМК Михеевой-Афанасьевой, развивает коммуникативную компетентность. Работая в микрогруппах ученики учатся сопереживать, внимательно относиться друг к другу. В современном обучении непрерывно увеличивается поток информаций, что обостряет проблему расходования времени на уроке. Посещённые уроки показывают, что опытные учителя экономят время при опросе учеников, объяснении и закреплении материала, чтобы потом расходовать его для применения, повторения, развития познавательной активности учащихся, что ещё не всегда получается у молодых учителей. Учителя в своей работе используют в своей работе множество педагогических техник, которые дают свои результаты.
По итогам районных олимпиад всего 2 призёра в старшем звене по родному языку, учитель Терентьева Г.В. по биологии, учитель Михайлов В.С. призёр в начальных классах. Районный конкурс юных сочинителей – 3 призёра, учителя Яллин В.Л., Жилина Т.А., конкурс исследовательских работ в городе Нижнекамске, заочный тур – 2 место, учитель Белова С.Ф., конкурс метод проектов по английскому языку – 1 место. Учитель Яковлева В.А., конкурс исследовательских работ по литературе серебрянного века 2 призовых места, международный математический конкурс «Кенгуру» 1 призовое место в районе, учитель Белова А.А., конкурс «Русский медвежонок»- призовых места, конкурс «Ласточка»- призовых места, конкурс по татарскому языку - призовых места. Школа является участником экспериментальной площадки по здоровьесбережению. Среди недостатков в методической работе следует отметить то, что учителя не могут в полной мере показать свою систему работы. Это касается и подготовки выступлений, статей. Учителя не всегда могут научно обосновать свои подходы, методы, приёмы, хотя и есть небольшие сдвиги по сравнению с прошлым годом. Осипова С.Н. успешно выступила на республиканских курсах учителей начальных классов и учителей родного языка, получила диплом за участие в конкурсе «Учебник в семейной библиотеке».
Программный материал по всем предметам изучен. Успеваемость по школе составляет 100%, качество 50 %. В 9 классе экзамены прошли со 100% успеваемостью. Результаты ЕГЭ проанализированы подробно на педсовете и на заседаниях методических объединений. Результаты ЕГЭ по всем предметам выше районных. Все учащиеся получили аттестаты. Состояние качества знаний выпускников хорошее.
Результаты говорят о том, что коллектив работает творчески, ответственно, профессионально.
Классы в которых программный уровень выше среднего
Класс | Программный уровень в % |
ФИО классного руководителя |
2 | 80 | Белова С.Ф. |
4 | 67 | Осипова С.Н. |
5 | 53 | Ендиряков А.В. |
7 | 73 | Трофимова Е.М. |
11 | 58 | Михайлов В.С. |
Самые низкие показатели в классах
Класс | Программный Уровень в % |
ФИО классного руководителя |
6 | 37 | Яковлева В.А. |
9 | 29 | Газизова Г.У. |
10 | 20 | Яллин В.Л. |
3 | 44 | Кузьмина Т.В. |
Выводы и рекомендации: В классах 2, 4, 7, 11 возрос уровень мотивации к обучению и в этом большая заслуга как классных руководителей, так и учителей предметников. Продолжить работу по повышению уровня мотивации к обучению во всех классах через урок и внеурочную работу по предмету.
Средний анализ успеваемости и качества знаний по учебным годам
Учебный год | Число учащихся на конец года | Успеваемость в % |
Качество знаний в % |
Число второгодников |
2006-2007 | 150 | 100 | 51 | - |
2007-2008 | 144 | 100 | 52 | - |
2008-2009 | 140 | 100 | 50 | - |
Поступаемость выпускников Егоркинской средней школы
Показатели | 2006-2007 | 2007-2008 | 2008-2009 |
Всего выпускников | 13 | 10 | 12 |
Окончивших с медалями | 4 | ||
Поступивших В вузы В ссузы |
4 6 |
7 3 |
7 4 |
Несмотря на то, что учителя показывают стабильные результаты, в коллективе нет пока учителей высшей квалификационной категории, на аттестацию в 2010 г. поданы 2 заявления на высшую квалификационную категорию. Необходимо учителям активнее участвовать в профессиональных конкурсах.
Из мониторинга показателей видно, что результаты держатся стабильно и это результат работы коллектива по проблеме: «Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс на основе глубокой дифференциации и индивидуального подхода».
В МОУ Егоркинская средняя школа в 2008-2009 учебном году поставленные задачи в основном успешно реализованы. Выводы и рекомендации, данные при фронтальной проверке: 1. Отметить положительную работу администрации школы и педколлектива по внедрению инновационных технологий в учебно – воспитательный процесс. 2. Администрации школы вести системную работу по подготовке учителей на аттестацию на высшую кв. категорию. 3. Педагогам школы активнее участвовать в районных, республиканских конкурсах педагогического мастерства. 4.
Цели на новый учебный год: Непрерывное совершенствование профессиональной компетентности учителей школы, как условие для улучшения состояния здоровья и качества жизни детей, способствующего раскрытию способностей, интеллектуального и творческого потенциала каждого ученика.
Задачи на новый учебный год: 1. Продолжить работу над темой «Внедрение здоровъесберегающих технологий в учебно- воспитательный процесс на основе глубокой дифференциации и индивидуального подхода».
2. Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения в практику новых педагогических технологий, совершенствование педагогического мастерства.
3. Совершенствование планирования, видов и форм диагностики и контроля.