Цели:
Образовательная: актуализировать знания учащихся об имени существительном как часть речи.
Развивающая: углубить знания учащихся об имени существительном посредством введения новых понятий: постоянные признаки, самостоятельная часть речи.
Воспитательная: продолжить работу по развитию у ребенка умений давать адекватную самооценку деятельности, ее самоорганизации. Повысить интерес к окружающему миру, его эстетическому восприятию.
Коррекционные: коррекция психо - эмоциональной сферы ребенка, развитие и коррекция высших психических функций (памяти, воображения).
Оборудование: мнемотаблицы, стихи об осени с иллюстрациями, учебники, рабочие тетради; карандаши, листочки, разрезанные картинки, рисунки, картинки, листочки самооценки.
План урока по реализации его целей
Этапы урока, время | Задачи этапа урока | Организация деятельности на уроке | Рефлексия, оценка | |
---|---|---|---|---|
Учитель | Учащиеся | |||
Организация начала урока | 1. Четко определить образовательную цель урока. 2. Каждому ученику понять цель, принять ее и поставить цель для себя. |
1. Инструкция по выполнению упражнения на коррекцию мышления, памяти, развитие моторики пальцев. (Собрать разрезанную картинку, чтобы получилось целое изображение). | 1. Парная работа по выполнению задания. | |
2. Беседа: - Отгадайте грамматическую загадку: «Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам». |
2. Обдумывание ответа. Аргументация. 3. Определение темы урока. 4. Самоцелеполагание: (ответы 2-3 учащихся по опорным словам)
|
Самоцелеполагание. | ||
Актуализация знаний по теме «Имя существительное» | 1. Выявить, что дети знают о существительном как части речи. 2. Откорректировать ответы детей. 3. Углубить знания детей об имени существительном. 4. В ходе работы корректировать психо-эмоциональную сферу, развивать умения и навыки адекватной самооценки своей деятельности. |
1. Работа над понятием имени существительного: а) подведение к пониманию имени существительного как самостоятельной части речи; |
1. Работа с картинками, обозначающие предмет, его название: -постановка вопроса к названным предметам (кто? что?); -припоминание одушевленности-неодушевленности. |
Оценка учителя. |
б) работа с опорной схемой» Имя существительное», организация работы детей с учебником (интеграция работы учащихся: учебник + схема); |
2. Работа с учебником: -чтение текста; -соотнесение его со схемой; -определение признаков имени существительного, которые уже вспомнили (что обозначает имя существительное, вопрос имени существительного, одушевленные - неодушевленные). |
Оценка учителя (словесная, стимулирующая). | ||
в) углубление знаний об имени существительном (самостоятельная часть речи), коррекция ответов детей; | 3. Рассуждения учащихся, почему имя существительное - самостоятельная часть речи. | Дети дают оценку своей деятельности, ставят ее в свою табличку оценок. | ||
г) организация деятельности учащихся по припоминанию числа имени существительного; работа над развитием речи; | 4. Работа с картинками, обозначающие 1 предмет и много предметов. Название признака имени существительного: единственное и множественное число. Соотнесение со схемой. Делают записи в тетради. Попутно делают вывод, что предмет может быть большим и маленьким (заяц-зайчик, дом-домик). |
Самооценка детей. | ||
д) работа по определению родовой принадлежности имени существительного. Взаимодействие типа «Учитель-ученик», «ученик-ученик». Повышает активность детей в обработке различных грамматических форм. |
5. Работа с учителем: Так подводит к родовому признаку: |
Самооценка детей. | ||
Физпауза. Релаксация. (На 21-ой минуте) | 6. Выполнение упражнений для рук, глаз. | |||
3. Организация деятельности детей по закреплению знаний, умений и навыков: а) работа над содержанием стихотворения «Осень». Зазвонил сентябрь звонком-Приложение 2 |
7. Чтение стихотворения, уяснение главной мысли. | Эстетическое восприятие стихотворения. | ||
б) организация практической работы детей; | 8. Поиск в стихотворении и запись в тетради существительных единственного и множественного числа, одушевленных - неодушевленных, (в 2 колонки, коррекция пространственного восприятия). | Самопроверка, сверка с ответами на обратной стороне доски. | ||
9. Устное и письменное выстраивание ассоциативных словесных цепочек из имени существительного по теме «Осень». (Осень – ветер – листопад – холод – трава -грибы-……-зима). | Обсуждение. | |||
в) работа над ассоциациями на тему «Осень. Развитие речи, коррекция воображения; | 10. Рисование картинок к каждому слову ассоциативного ряда (коррекция пространственно-временных представлений). | Самооценка, оценка учителя. | ||
г) составление мнемотаблиц к ассоциативному ряду слов (учитель – на доске, дети – в тетрадях); | 11. Составление предложений по каждой картинке. Соединение их в рассказ. Запись рассказа в тетради. | Самооценка. Отношение к рассказам товарищей. Взаимооценка. |
||
Обобщение по теме урока | 1. Обобщить знания по теме урока. 2. Проанализировать деятельность ребенка + учителя на уроке. 3. Организовать рефлексию деятельности. 4. Дать оценку совместной деятельности на уроке: учитель + ученик, ученик-ученик. |
1. Обобщение по теме (вопрос-ответ): Коррекционно-развивающее упражнение на конец урока для снятия напряжения. «Я в лучах солнца». Каждый ученик рисует солнце. В центре пишет свое имя, а на лучах дает ответы на вопрос: «Что я сделал сегодня на уроке?» Для сравнения можно нарисовать 2 солнца и дать ответ на еще один вопрос: «Что я не сделал на уроке?». |
1. Рассказ об имени существительном как самостоятельной части речи с опорой на схему. 2. Выводы учащихся о личном участии в работе на уроке, степени достижения своей цели. |
Рефлексия детей. Самооценка. Рефлексия учителя. Общий итог урока. |
Домашнее задание | 1. Уяснить домашнее задание каждым учеником. | 1. Организация уяснения домашнего задания. 1й уровень: прочитайте, спишите, вставляя пропущенные буквы и слова. Осень. (Слова для вставки: лето, сарафан, бусы, рябины, паутиной). 2й уровень: из слов составьте предложения, спишите, определите род и число имен существительных. Золотая, придет, осень. |
1. Понимание содержания домашнего задания. | Общее отношение к уроку. Рефлексия ребенка и учителя. |