Урок русского языка в 6-м классе в специальном (коррекционном) классе VIII вида по теме "Имя существительное"

Разделы: Русский язык


Цели:

Образовательная: актуализировать знания учащихся об имени существительном как часть речи.
Развивающая: углубить знания учащихся об имени существительном посредством введения новых понятий: постоянные признаки, самостоятельная часть речи.
Воспитательная: продолжить работу по развитию у ребенка умений давать адекватную самооценку деятельности, ее самоорганизации. Повысить интерес к окружающему миру, его эстетическому восприятию.
Коррекционные: коррекция психо - эмоциональной сферы ребенка, развитие и коррекция высших психических функций (памяти, воображения).

Оборудование: мнемотаблицы, стихи об осени с иллюстрациями, учебники, рабочие тетради; карандаши, листочки, разрезанные картинки, рисунки, картинки, листочки самооценки.

План урока по реализации его целей

Этапы урока, время Задачи этапа урока Организация деятельности на уроке Рефлексия, оценка
Учитель Учащиеся
Организация начала урока

1. Четко определить образовательную цель урока.

2. Каждому ученику понять цель, принять ее и поставить цель для себя.

1. Инструкция по выполнению упражнения на коррекцию мышления, памяти, развитие моторики пальцев. (Собрать разрезанную картинку, чтобы получилось целое изображение). 1. Парная работа по выполнению задания.  
2. Беседа:
- Отгадайте грамматическую загадку: «Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам».

2. Обдумывание ответа. Аргументация.

3. Определение темы урока.

4. Самоцелеполагание: (ответы 2-3 учащихся по опорным словам)

  • я понял, что буду изучать тему: «Имя существительное»;
  • я научусь…;
  • я хочу вспомнить…;
Самоцелеполагание.
Актуализация знаний по теме «Имя существительное»

1. Выявить, что дети знают о существительном как части речи.

2. Откорректировать ответы детей.

3. Углубить знания детей об имени существительном.

4. В ходе работы корректировать психо-эмоциональную сферу, развивать умения и навыки адекватной самооценки своей деятельности.

1. Работа над понятием имени существительного:

а) подведение к пониманию имени существительного как самостоятельной части речи;

1. Работа с картинками, обозначающие предмет, его название:
-постановка вопроса к названным предметам (кто? что?);
-припоминание одушевленности-неодушевленности.
Оценка учителя.

б) работа с опорной схемой» Имя существительное», организация работы детей с учебником (интеграция работы учащихся: учебник + схема);

Приложение 1

2. Работа с учебником:
-чтение текста;
-соотнесение его со схемой;
-определение признаков имени существительного, которые уже вспомнили (что обозначает имя существительное, вопрос имени существительного, одушевленные - неодушевленные).
Оценка учителя (словесная, стимулирующая).
в) углубление знаний об имени существительном (самостоятельная часть речи), коррекция ответов детей; 3. Рассуждения учащихся, почему имя существительное - самостоятельная часть речи. Дети дают оценку своей деятельности, ставят ее в свою табличку оценок.
г) организация деятельности учащихся по припоминанию числа имени существительного; работа над развитием речи; 4. Работа с картинками, обозначающие 1 предмет и много предметов. Название признака имени существительного: единственное и множественное число. Соотнесение со схемой.
Делают записи в тетради. Попутно делают вывод, что предмет может быть большим и маленьким (заяц-зайчик, дом-домик).
Самооценка детей.
д) работа по определению родовой принадлежности имени существительного.
Взаимодействие типа «Учитель-ученик», «ученик-ученик». Повышает активность детей в обработке различных грамматических форм.

5. Работа с учителем:
-Учитель берет предметы со стола ребенка и говорит: « Мой карандаш?» или «Моя тетрадь?» Ребенок отвечает: «Нет, это мой карандаш. Нет, это моя тетрадь.

Так подводит к родовому признаку:
-припоминание рода имен существительных, вспомогательных слов (мой, моя, мое; он, она, оно);
-соотнесение со схемой;
-выполнение упражнения (поиск имен существительных мужского, женского и среднего рода).

Самооценка детей.
Физпауза. Релаксация. (На 21-ой минуте) 6. Выполнение упражнений для рук, глаз.  

3. Организация деятельности детей по закреплению знаний, умений и навыков:

а) работа над содержанием стихотворения «Осень».

Зазвонил сентябрь звонком-
В школу ребятишки
Чинно шествуют гуськом,
Взяв с собою книжки.
Дни прозрачны,
Воздух свеж,
Паутинокй зыбкой
Вышла осень на рубеж,
Одарив улыбкой.
Тут и мышка в терему
И колючий ёжик.
И не страшен никому
Моросящий дождик.
Льнет к домашнему теплу
Только кот-затворник,
И уже свою метлу
Приготовил дворник.
Приложение 2
7. Чтение стихотворения, уяснение главной мысли. Эстетическое восприятие стихотворения.
б) организация практической работы детей; 8. Поиск в стихотворении и запись в тетради существительных единственного и множественного числа, одушевленных - неодушевленных, (в 2 колонки, коррекция пространственного восприятия). Самопроверка, сверка с ответами на обратной стороне доски.
  9. Устное и письменное выстраивание ассоциативных словесных цепочек из имени существительного по теме «Осень». (Осень – ветер – листопад – холод – трава -грибы-……-зима). Обсуждение.
в) работа над ассоциациями на тему «Осень. Развитие речи, коррекция воображения; 10. Рисование картинок к каждому слову ассоциативного ряда (коррекция пространственно-временных представлений). Самооценка, оценка учителя.
г) составление мнемотаблиц к ассоциативному ряду слов (учитель – на доске, дети – в тетрадях); 11. Составление предложений по каждой картинке. Соединение их в рассказ. Запись рассказа в тетради.

Самооценка.

Отношение к рассказам товарищей.

Взаимооценка.

Обобщение по теме урока

1. Обобщить знания по теме урока.

2. Проанализировать деятельность ребенка + учителя на уроке.

3. Организовать рефлексию деятельности.

4. Дать оценку совместной деятельности на уроке: учитель + ученик, ученик-ученик.

1. Обобщение по теме (вопрос-ответ):

Коррекционно-развивающее упражнение на конец урока для снятия напряжения. «Я в лучах солнца». Каждый ученик рисует солнце. В центре пишет свое имя, а на лучах дает ответы на вопрос: «Что я сделал сегодня на уроке?» Для сравнения можно нарисовать 2 солнца и дать ответ на еще один вопрос: «Что я не сделал на уроке?».

1. Рассказ об имени существительном как самостоятельной части речи с опорой на схему.

2. Выводы учащихся о личном участии в работе на уроке, степени достижения своей цели.

Рефлексия детей.

Самооценка.

Рефлексия учителя.

Общий итог урока.

Домашнее задание 1. Уяснить домашнее задание каждым учеником.

1. Организация уяснения домашнего задания.

1й уровень: прочитайте, спишите, вставляя пропущенные буквы и слова.

Осень.
Отзв.нело.Ул.тело..
Осень……цв.тной надела,
Нар.дилась в…… из….
И накрылась тонкой…….

(Слова для вставки: лето, сарафан, бусы, рябины, паутиной).

2й уровень: из слов составьте предложения, спишите, определите род и число имен существительных.

Золотая, придет, осень.
В пестрый, деревья, наряд, оденутся.
Желтые, усыплют, листья, сад, дорожки.

Холодный, обрывал, ветер, листья, осенний, и уносил их.
1. Понимание содержания домашнего задания.

Общее отношение к уроку.

Рефлексия ребенка и учителя.