Культура Византии

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  1. Ознакомить учащихся с важнейшими достижениями византийского искусства;
  2. Формирование у школьников яркого и целостного образа о культуре Византии.
  3. Развитие диалогической речи, мышления, внимания.
  4. Воспитание уважения к истории и культуре другого народа

Оборудование:
1. Учебник В.А. Ведюшкин «История средних веков»,6класс,м. «Просвещение», 2003 год, параграф 7.
2. Презентация «Культура Византии»
3. Словарь специальных терминов.( Приложение 1)
4. Листы с заданием.( Приложение 2)
5. Проверочный тест.( Приложение 3)

Форма урока: Урок изучения нового материала.

Тип урока: Видео-урок- диалог

Технология личностно- ориентированного развивающего обучения.

Ход урока.

I. Активизация знаний по теме: « Византийское тысячелетие»
1. Выполнение учащимися теста по теме: «Византийское тысячелетие»

II. Мотивация.
- Обратите внимание на тему нашего сегодняшнего урока
(Учащиеся называют тему урока: « Культура Византии»)
- Что называется культурой?
(Культура – это достижения людей в различных областях человеческой жизни.)
- О каких достижениях сегодня на уроке пойдет речь?
(Сегодня на уроке пойдет речь об архитектуре и живописи Византии.)
Задача для учащихся: Выявить особенности культуры Византии.

III. Изучение новой темы.
1. Рассказ учителя и показ слайдов.
- Византия стала наследницей культурных достижений античного мира и стран Востока. На ее культуру сильно повлияла и христианская религия.
Именно христианская религия изменила назначение и устройство храма. В древнегреческом храме помещали статую Бога внутри, а религиозные церемонии проводили снаружи, на площади, поэтому стремились сделать внешний вид храма особенно нарядным.
Христиане же собирались для общей молитвы внутри церкви, и архитекторы заботились прежде всего о красоте его внутренних помещений. Интерьер церкви должен был отвечать многим требованиям: быть вместительным и удобным для богослужения, иметь отдельные места для священнослужителей и для простых верующих
К тому времени, когда христианство в IV веке было разрешено и стало испытывать потребность в храмах, таких зданий еще не было, их только предстояло создать.
Сначала стали использовать уже имеющиеся здания. Еще при Константине Великом для богослужения были приспособлены базилики, прежде служившие залами суда или торговли. Базилика – это прямоугольное здание, разделенное рядами колонн на три или пять проходов. Они назывались нефами. Средний неф был обычно шире и выше боковых. В восточной части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом – апсидой, находилась наиболее почитаемая часть храма- алтарь. На востоке по христианской традиции находился рай, и именно в эту сторону следовало обращать лицо во время молитвы. Доступ в алтарь имели только священники.

2.Задание для учащихся.
1. Посмотрите в словаре, что такое базилика, алтарь, апсида, неф Найдите на схеме эту форму и части здания и подпишите.(Приложение 1)
2. Почему алтарь помещался всегда на востоке?
(Христиане считали, что на востоке находится рай)

3. Рассказ учителя и показ слайдов.
Период царствования Юстиниана связан с большими строительными работами в Константинополе, Равенне и других городах империи. Венцом зодчества этого времени является Константинопольская София.
В 532г в столице Византии вспыхнуло восстание, известное под названием «Ника». Во время этого восстания сгорела построенная еще Константином базилика «Святой премудрости», или Св. Софии. Юстиниан задумал создать на ее месте грандиозный храм, который воплощал бы в себе силу его империи и могущество христианского бога. В замысле храма Св. Софии, как одной из главных частей императорского дворца торжествует идея зависимости церкви от императорской власти. К строительству были привлечены малоазийские зодчие – Анфимий из Трал и Исидор из Милета, руководившие постройкой.
Храм был сооружен всего за пять лет ( 532-537). Внешне он отличался простотой и массивностью форм и не казался слишком большим. Но интерьер производил совсем иное впечатление. Перед взором вошедшего неожиданно открывалось грандиозное подкупольное пространство. Особенно сильное впечатление производил вознесенный высоко вверх огромный купол, диаметром 31,5м.
Благодаря гениальному расположению примыкающих к куполу полукуполов взор зрителя охватывает все это пространство целиком, и он кажется ему, при всей своей грандиозности, необычайно легким, простым и свободным в конструкции. Ни в одном здании мира до тех пор человеческий гений не добивался столь совершенной победы нал материалом.
В основу здания зодчими был положен план трехнефной базилики. Центральный неф перекрыт куполом. Купол лежит на парусах, покоящихся на четырех громадных арках, которые опираются на столбы по углам центрального квадрата. Купол образован сорока радиальными арками, которые позволили прорезать в нем сорок окон. Промежутки между окнами рассчитаны так, что, когда солнце заливает светом подкупольное пространство, купол кажется парящим в воздухе. Стены храма украшены декоративными мозаиками и изумительным по тонкости кружевным, выполненным в мраморе узором.
Собор Святой Софии остался высшим достижением византийской архитектуры.

4. Задание для учащихся.
1.Какое впечатление производит храм Св. Софии на зрителя, какие чувства вызывает: восторг, радость, успокоенность, тревогу, величие, подавленность или др.?
2. Попробуйте объяснить, чем вызвано это впечатление; обратите внимание на общий вид храма, его силуэт, пропорциональность и соразмерность частей, материал, поверхность стен, украшения, детали архитектуры.

5. Рассказ учителя и показ слайдов.
В IX – X вв. вырабатывается « стандартизированный» тип так называемой крестово – купольной церкви, названной так потому, что ее план был подобием греческого креста, центральная часть которого перекрывалась куполом, покоившимся на барабане, в свою очередь опиравшимся на четыре колонны, образуя в интерьере « паруса» - сферические треугольники. Такие храмы распространяются не только в Византии, но и за ее пределами – В Болгарии, на Руси, в Закавказье.

6. Задание для учащихся.
1. Выберите правильный ответ.
1) Самая почитаемая часть христианского храма: а) неф; б) алтарь; в) вход в здание.
2) Храм Святой Софии был построен при императоре: а) Аркадии; б) Константине; в) Юстиниане.

7. Рассказ учителя и показ слайдов.
Византийский храм восхищал современников не только совершенством своих архитектурных форм. Интерьер храма был богато украшен произведениями скульптуры, декоративно – прикладного искусства и в особенности живописи. Существовали строгие правила изображения библейских сцен и их размещения в пространстве храма. Эти правила именуют каноном. Согласно канону, в храме было отведено место разнообразному представлению евангельских сюжетов. На восточной стене обычно изображался Христос в окружении апостолов, на западной – сцены страшного Суда, на парусах – четыре евангелиста, по бокам – сцены из жизни Христа
Существовали правила изображения святых и мучеников. В лице внимание привлекалось к внутренней жизни души Широко раскрытые глаза, высокий лоб, тонкие губы, удлиненные пропорции лица и фигуры – все говорило о высоких помыслах, бесплотности, святости. Все фигуры изображались лицом к зрителю: куда бы ни обращал верующий свой взор, всюду он встречал обращенные к нему лики святых.
Размеры изображенных фигур зависели от их важности в христианской иерархии. Фигуру Христа или Богоматери изображали более крупно, чем остальные, а лишенные души башни или деревья – меньшими по размеру, чем стоящих рядом людей.
В Византии имели место три типа изобразительного искусства :мозаика, фреска и икона. Мозаики – изображения из разноцветных камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла – смальты.Смальту укрепляли в сырой штукатурке с различным наклоном. Когда зритель двигался внутри церкви, мозаика, отражая свет вспыхивала, искрилась, мерцала яркими многоцветными красками.
Позже наряду с мозаиками все чаще стали использовать фрески – живопись водяными красками по сырой штукатурке. К достоинствам фрески относится быстрота исполнения и выразительности цвета.
В храмах и жилищах помещали иконы – живописные изображения Бога, Богоматери, сцен из библии на гладких деревянных досках. В отличие от мозаики икону можно переносить с места на место, посылать в подарок, брать с собой в поход.
- Существуют ли сейчас иконы в православных храмах?

Византийская Культура особенно сильно повлияла на культуру южных и восточных славян. Болгария, Сербия, Армения, Грузия и Русь приняли христианскую веру из Византии. С греческого языка на славянские было переведено много книг. Первые каменные храмы на Руси были построены и украшены приглашенными из Византии мастерами.

IV. Закрепление изученного на уроке.
1.Чем архитектура христианских храмов отличалась от античных?
(В древнегреческом храме помещали статую Бога внутри, а религиозные церемонии проводили снаружи, на площади, поэтому стремились сделать внешний вид храма особенно нарядным. Христиане и архитекторы заботились прежде всего о красоте его внутренних помещений.)

2. Проанализируйте стихотворение О.Мандельштама « Айя- София»:

Айя – София – здесь остановиться
Судил господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам.

Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и аксерды,
Им указав на запад и восток?

Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон – света торжество;
На парусах, под куполом четыре
Архангела прекраснее всего.

И мудрое сферическое зданье.
Народы и века переживет,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.

А) Какие архитектурные термины упоминает автор? Объясните их значение, воспользовавшись словарем.
Б) Какие особенности Софийского собора описывает автор?
В) Кого имеет в виду автор под словами «строитель щедрый»?
3. Как вы думаете, в чем заключались особенности Византийской культуры?
(В восточной Римской империи не было такого упадка античной культуры, как на Западе.)
4. Чем был вызван упадок культуры в Западной Европе в начале средних веков?
(Упадок культуры был вызван великим переселением народов и войн.)

V. Итог урока. Домашнее задание:
1. Прочитать параграф 7.
2. Ответить на вопросы стр.78.
3. Выучить термины