Программа «Математика + информатика» предусматривает усвоение математических понятий на конкретном жизненном материале, а это даёт возможность показать детям, что все эти понятия и правила, с которыми они знакомятся, служат практике, родились из потребностей жизни. Это кладёт начало правильному пониманию связи между наукой и практикой.
Интегрированный курс «Математика + информатика» объединяет в единый учебный предмет два учебных предмета: математику и информатику. Такая интеграция создаёт условия для осуществления органического единства мыслительной математической деятельности учащихся и освоение ими информационных технологий.
В связи с этим перед курсом «Математика + информатика» ставятся следующие цели и задачи:
* детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели (престиж, успешная карьера …), овладение многовековым опытом человечества для 6-7 летнего ребёнка не являются актуальными. Учитель для повышения мотивации использует близкие цели: научить складывать и вычитать, продумывать план действий, выполнить задание быстрее всех и т.д.;
* учитывая, что основным видом деятельности детей младшего школьного возраста является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром интерактивного взаимодействия поможет решить многие задачи. Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребёнком реальную, понятную и вполне достижимую цель: выполнишь правильно задание – поможешь сказочному герою. Таким образом, у ребёнка возникает положительная мотивация;
* начальная школа является фундаментом, на котором будет строиться дальнейшая деятельность человека. Перед учителем ставится задача добиться усвоения программного материала в полном объёме каждым ребёнком. В связи с этим в программе делается акцент на практическое осмысление разделов и тем на практических занятиях на трёх уровнях сложности;
* применение на уроках компьютерных тестов и тренажёров позволяет учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и вовремя его скорректировать;
* учитывая то, что курс находится в тесной связи с другими учебными предметами, решаются задачи по расширению кругозора младшего школьника, воспитания гармонично развитой личности. Оказывается неоценимая помощь в пробуждении интереса к учению и желания знать больше, чтобы применить полученные знания в реальной жизни и на других уроках.
Содержание курса находится в тесной связи с программным материалом по математике и является его помощником. Последовательность изучения курса тесно связана с «Программой по математике» для 1. 2, 3, 4 классов.
Структура курса «Математика + информатика» для 1 класса:
- 1 четверть – числа, знакомство с ПК;
- 2 четверть – сложение и вычитание, работа с ПК;
- 3 четверть – задачи, работа с ПК;
- 4 четверть – величины, использование ПК.
Структура курса «Математика + информатика» для 2 класса:
- 1 четверть – план действий и его описание, работа с ПК;
- 2 четверть – отличительные признаки и составные части предметов, решение задач;
- 3 четверть – логические рассуждения, сложение и вычитание в пределах 100;
- 4 четверть – величины, умножение и деление.
Структура курса «Математика + информатика» для 3 класса:
- 1 четверть – высказывания, множества, умножение и деление;
- 2 четверть – учимся создавать презентации, работа с многозначными числами;
- 3 четверть – граф, построение графа, решение задач;
- 4 четверть – аналогии, закономерности, порядок действий в числовых выражениях.
Структура курса «Математика + информатика» для 4 класса:
- 1 четверть – объекты, адреса его компонент, вычисления «столбиком»;
- 2 четверть – правила вывода, умножение и деление в «столбик»;
- 3 четверть – приёмы фантазирования решение задач;
- 4 четверть – презентации в PowerPoint, подготовка к итоговому тестированию.
По окончании обучения курсу «Математика + информатика» дети должны уметь:
*работать с ППС для этого возраста при помощи мыши и через программное меню;
*работать с играми по управлению с движущимися объектами и логическими играми;
*составлять последовательность действий для достижения поставленной цели;
*рисовать геометрические фигуры в среде исполнителя «Point»;
*выделять признаки предметов, узнавать предметы по заданным признакам;
*разделять предметы на группы в соответствии с указанными признаками;
*определять составные части предметов, а также состав этих составных частей и т.д.;
*описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит;
*заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;
*выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;
*изображать множества с разным взаимным расположением;
*записывать выводы в виде правил «если …, то …»;
*по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …»;
*выполнять анимацию в PowerPoint;
*создавать самостоятельную презентацию;
*владеть приёмами компьютерной графики;
*применять знания по математике в соответствии с государственным стандартом.
СТРУКТУРА УРОКА:
Вид деятельности: | познавательная | развитие внимания, мышления, проверка усвоения познавательного материала, домашнего задания | работа на компьютере. |
Средства обучения
Продолжительность |
Рисунки, таблицы, устройства ПК.
10-15 минут |
Тесты, задачи, рисунки.
10-15 минут |
ППС
15-20 минут |
Результаты обучения контролируются самостоятельными работами – это труд и серьёзный труд. На уроках используется индивидуальная и групповая работа.
Планирование уроков информатики и математики в 1 классе. (50 ч.)
№№ | Тема | К-во часов |
1 | Знакомство с ПК. Монитор, мышь, системный блок, клавиатура. | 2 |
2 | Понятие числа. Азбука ПК. Правила техники безопасности. | 2 |
3 | Однозначные числа. Работа с клавиатурой. | 2 |
4 | Цифра и число. Правила работы с ПК. | 2 |
5 | Однозначные числа. Логические игры на ПК. | 2 |
6 | Многозначные числа. История развития ВТ. | 2 |
7 | Состав числа. Рисование в графическом редакторе Point. | 2 |
8 | Состав числа. Панель инструментов. Автофигуры. | 2 |
9 | Тест по теме «Число». Языки программирования. | 2 |
10 | Сложение. Устройство компьютера. Основные элементы. | 2 |
11 | Сложение. Клавиатура, мышь. | 2 |
12 | Таблица сложения. Принтер, монитор. | 2 |
13 | Вычитание. Устройство компьютера (память). | 2 |
14 | Вычитание. Диск и дискета. | 2 |
15 | Таблица вычитания. Дисковод. | 2 |
16 | Тест по темам «Сложение и вычитание». Байт и бит. | 2 |
17 | Задача. Структура задачи. Понятие алгоритм. | 2 |
18 | Структура задачи. Алгоритм. | 2 |
19 | Простые задачи. Высказывания. | 2 |
20 | Простые задачи. Высказывания. Праздник числа. | 2 |
21 | Простые задачи. Множества. | 2 |
22 | Составные задачи. Множества. | 2 |
23 | Составные задачи. Подмножества. | 2 |
24 | Составные задачи. Подмножества. | 2 |
25 | Праздник «Эрудиты и задачи». | 2 |
Планирование уроков информатики и математики во 2 классе. (50 ч.)
№№ | Тема | К-во часов |
1 | Введение. Инструкция по ТБ. Сложение и вычитание в пределах 10. | 2 |
2 | Однозначные числа. Устройство компьютера. | 2 |
3 | Многозначные числа. Повторение. Устройство ВТ. | 2 |
4 | Состав числа. Развитие быстроты реакции. | 2 |
5 | Тест по теме «Число». Развитие внимания. Виды алгоритмов. | 2 |
6 | Сложение. Логически-поисковые задания. Работа на клавиатуре. | 2 |
7 | Вычитание. Поиск закономерностей. | 2 |
8 | Задача. Структура задачи. Система команд исполнителя. | 2 |
9 | Простые задачи. Линейный алгоритм. | 2 |
10 | Составные задачи. Поиск информации. План поиска. | 2 |
11 | Прямоугольник, квадрат, ромб. Обработка информации. | 2 |
12 | Сочетательное свойство сложения. Применение информации. Обмен информацией. | 2 |
13 | Тест по теме «Решение задач». Знакомство с Windows и терминологией Windows. | 2 |
14 | Единицы измерения. Представление информации. Описание предметов, действий. | 2 |
15 | Единицы измерения. Схемы, таблицы, графы. | 2 |
16 | Трёхзначные числа. Их разрядный состав. Схемы, таблицы, графы. | 2 |
17 | Трёхзначные числа. Их разрядный состав. Алфавит логики. | 2 |
18 | Смысл действия умножения. Рассуждения. | 2 |
19 | Умножение и деление на 9. Работа в Point. | 2 |
20 | Умножение и деление на 9. Point. | 2 |
21 | Умножение и деление на 8. Point. | 2 |
22 | Умножение и деление на 7. Составление текстового документа. | 2 |
23 | Умножение и деление на 6 и 5. Составление текстового документа. | 2 |
24 | Тест по теме «Умножение и деление чисел 5,6,7,8,9». Закрепление умений создавать текстовый документ, поиска информации, ввода и вывода информации | 2 |
25 | Праздник по знанию ПК и математики. | 2 |
Планирование интегрированного курса математики, информатики. 3 класс. (50 часов)
№ урока | Тема | К-во часов |
1 | Повторение. Сложение и вычитание многозначных чисел. Группы, классы объектов. | 2 |
2 | Повторение. Порядок действий. Алгоритмы. Виды алгоритмов. Имена объектов. Табличные случаи умножения и деления. | 2 |
3 | Повторение. Умножение и деление на 10 и 100. Понятие множества. Виды множеств. | 2 |
4 | Равные множества. Пустое множество. Группа объектов. Задачи на приведение к единице. | 2 |
5 | Подмножество. Истинность высказывания. Отрицание. Логические задачи. Составление задач по выражению. | 2 |
6 | Разбиение множества на части по свойствам (классификация). Нахождение площади и периметра фигуры. | 2 |
7 | Пересечение множеств. Закономерность. Истинность составного высказывания. Величины. | 2 |
8 | Решение задач. Создание презентации. | 2 |
9 | Из истории натуральных чисел. Как люди научились считать. Создание презентации. | 2 |
10 | Сложение и вычитание многозначных чисел. Создание презентации. | 2 |
11 | Многозначные числа. Создание презентации. | 2 |
12 | Умножение круглых чисел. Создание презентации. | 2 |
13 | Контрольная работа. Закрепление пройденных тем. | 2 |
14 | Умножение на однозначное число. Граф. Построение графа. | 2 |
15 | Деление на однозначное число. Ориентированный граф. | 2 |
16 | Формула пути S = V х t. Просто я работаю волшебником. | 2 |
17 | Решение задач на движение. Тест по теме: «Множество, отношения на множестве, отрицание, логические операции, графы». | 2 |
18 | Формула стоимости С = Ц х К, отработка навыков устных и письменных вычислений, решение задач на нахождение стоимости. Аналогия. Закономерность. | 2 |
19 | Решение задач, Повторение пройденного за год. Аналогичная закономерность. | 2 |
20 | Решение задач, отработка навыков устных и письменных вычислений. Повторение пройденного. Выигрышная стратегия. | 2 |
21 | Решение задач, отработка навыков устных и письменных вычислений. Повторение пройденного. Выигрышная стратегия. | 2 |
22 | Контрольная работа за год. Тест. | 2 |
23 | Работа над ошибками. Обобщение и систематизация знаний. | 2 |
24 | Задачи на повторение. Обобщение и систематизация знаний. | 2 |
25 | Задачи на повторение. Обобщение и систематизация знаний. Праздник математики и информатики. | 2 |
Планирование уроков информатики и математики в 4 классе. (50 ч.)
№№ урока | Тема | К-во часов |
1 | Таблица умножения и деления. Вложенные алгоритмы. Алгоритмы,параметры. | 2 |
2 | Переместительное и сочетательное свойство умножения. Алгоритмы. | 2 |
3 | Площадь, периметр фигуры. Составные объекты. Отношение состоит из. | 2 |
4 | Алгоритм письменного умножения на однозначное число. Схема (дерево) состава. Адреса объектов. | 2 |
5 | Деление с остатком. Адреса компонент составных объектов. | 2 |
6 | Деление с остатком. Решение задач. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонент. | 2 |
7 | Письменное умножение на двузначное число. Относительные адреса в составных объектах. | 2 |
8 | Письменное умножение на трёхзначное число. Множества, логические операции. | 2 |
9 | Тест по теме «Умножение и деление». Решение задач разных типов. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. | 2 |
10 | Письменное деление на однозначное число. Правила вывода «если … то …». | 2 |
11 | Письменное деление на двузначное число. Цепочки правил вывода. | 2 |
12 | Письменное деление на трёхзначное число. Простейшие и-или-графы. | 2 |
13 | Единицы величин и их соотношение. Приёмы анимации. Анимирование. | 2 |
14 | Решение задач с различными величинами. Приёмы анимации. Анимирование. | 2 |
15 | Единицы объёма. Приёмы фантазирования. Создание книжки-малышки. | 2 |
16 | Скорость движения. Взаимосвязь скорости, времени и расстояния. Связь изменения объектов и их функционального назначения. | 2 |
17 | Решение задач на движение. Применение приёмов фантазирования к объектам. | 2 |
18 | Знакомство с уравнениями. Применение приёмов фантазирования к алгоритмам. | 2 |
19 | Составление уравнений по данному условию, по схеме. Анимация в Power Point. | 2 |
20 | Решение задач способом составления уравнений. Аппликация, как средство компьютерной графики. | 2 |
21 | Тест по теме «Решение задач». Числовые и буквенные выражения. Анимация в Power Point. | 2 |
22 | Действия с многозначными числами. Графический редактор. Создание проекта «Книжка-малышка». | 2 |
23 | Решение задач разных типов. Презентации в Power Point. | 2 |
24 | Решение задач разных типов. Презентации в Power Point. | 2 |
25 | Праздник математики и информатики. | 2 |