Как известно, овладение любым иностранным языком требует напряженного кропотливого труда. Многолетняя практика преподавания в старших классах показывает, что такая интеллектуальная деятельность должна быть, несомненно, высоко мотивирована, т.к. значительная часть учеников имеет слабый интерес к изучению иностранного языка. Причины очевидны: нет языковой среды, трудно вызвать иноязычный интерес говорения, трудности овладения различными аспектами речевой деятельности. В связи с этим, вопросы познавательного интереса становятся все более актуальными. Чем и как заинтересовать?
Очевидно, что требуются новые формы и методы обучения. Традиционный подход не может быть единственной формой удовлетворения потребностей в общении на иностранном языке.
Именно интерес является средством, вызывающим целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов на уроке иностранного языка, их упорядочение. Следовательно, формирование интереса учения – это создание условий для появления внутреннего интереса к учению, осознание учениками их дальнейшего саморазвития.
Применяя на уроках различные методики обучения, я в конечном итоге пришла к выводу, что стимулировать развитие интереса возможно и необходимо системой психологически продуманных приемов. Важно строить процесс обучения таким образом, чтобы учащиеся в каждой его точке ощущали восхождение к поставленной цели.
В данном случае, по моему мнению, более рациональным является метод проектов. Как известно, под методом проектов понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы, направленные на достижение общего результата. При проведении занятий по методу проектов обучаемые приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения практических заданий. На основе телекоммуникационных сетей организация такой деятельности становится более эффективной.
Исходя из собственных наблюдений, могу утверждать, что на уроках английского языка с использованием проектного обучения действительно создаются такие условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и с охотой получают знания из разных источников;
- учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах;
- развивают свои исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации из литературы, документов);
- развивают аналитическое мышление.
Конечно, учебная деятельность не должна строиться исключительно по схеме проектного обучения. Но при обобщении, закреплении, повторении учебного материала, а главное при обработке навыков и умений его практического применения, этот метод безусловно принадлежит к числу наиболее эффективных.
Вопрос формирования познавательного интереса старшеклассников вообще и через метод проектов, в частности, - достаточно сложный социально-психологический, непрерывный процесс методического воздействия на ребенка. Несомненно, на преподавателях старшей школы лежит большая ответственность за подготовленность ученика к продолжению образования, формированию активной жизненной позиции,
формированию потребности, а не необходимости дальнейшего образования. Я уверена, что настоящий урок позволяет превратить занятие в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом особенностей культуры страны изучаемого языка.
Одним из разработанных мной и апробированных проектов является исследовательская деятельность учащихся на занятиях по теме “Newspapers and Television. The World of Mass Media.”
В основе проекта лежит обсуждение средств массовой информации, а именно мира прессы и столь важного явления в нашей жизни как телевидение.
Цель проекта: собрать воедино фоновые знания, которые имеются у учащихся в области газет, журналов, телевизионных программ; развить речевые умения на основе творческого применения усвоенного ранее лексико-грамматического материала в новых ситуациях общения.
Цели потребовали решения следующих задач:
- Обогатить, расширить языковые и речевые знания учащихся по теме.
- Систематизировать и закрепить ранее пройденный материал.
- Повысить уровень автономности учащихся посредством самоорганизации в проведении исследовательской, творческой работы.
- Познакомить учащихся с методами групповой работы, проведения исследований, направленных на решение определенной проблемы
- Вовлечь учащихся данного проекта в дальнейшую исследовательскую деятельность.
Занятия строятся по типу исследовательской работы и предполагают деление класса на 3 микрогруппы. В ходе работы учащимися обсуждаются преимущества и недостатки всех видов средств массовой информации, предполагается разработка своего идеального канала, газеты, журнала и представление (защита) конечного результата участниками проекта.
При составлении своего проекта учащиеся придерживались следующего плана:
- Title
- Aim of the project
- What will be in your project
- To what audience would you show it
- Anchorpersons
- How often it’ll be, what time
- Budget
- Content of your program
На заключительном уроке были представлены проекты: 1. Youth newspaper “Golden Girl”, 2. women’s magazine “Beauty Girl”, and 3. - youth program “The World of the relationships” (приложение № 1)
Работая над данным проектом я в очередной раз убедилась, что обучение должно быть построено таким образом, чтобы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее услышанные знания для лучшего запоминания нового материала. И именно благодаря проведению уроков с применением методики проектов у учащихся развивается комплекс речевых умений, активизируется процесс самопознания, самосовершенствования и самореализации, повышается познавательный интерес каждого обучаемого ребенка.