Метод проектов в старших классах, как стимул познавательного интереса

Разделы: Иностранные языки


 Как известно, овладение любым иностранным языком требует напряженного кропотливого труда. Многолетняя практика преподавания в старших классах показывает, что такая интеллектуальная деятельность должна быть, несомненно, высоко мотивирована, т.к. значительная часть учеников имеет слабый интерес к изучению иностранного языка. Причины очевидны: нет языковой среды, трудно вызвать иноязычный интерес говорения, трудности овладения различными аспектами речевой деятельности. В связи с этим, вопросы познавательного интереса становятся все более актуальными. Чем и как заинтересовать?
Очевидно, что требуются новые формы и методы обучения. Традиционный подход не может быть единственной формой удовлетворения потребностей в общении на иностранном языке.

Именно интерес является средством, вызывающим целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов на уроке иностранного языка, их упорядочение. Следовательно, формирование интереса учения – это создание условий для появления внутреннего интереса к учению, осознание учениками их дальнейшего саморазвития.
Применяя на уроках различные методики обучения, я в конечном итоге пришла к выводу, что стимулировать развитие интереса возможно и необходимо системой психологически продуманных приемов. Важно строить процесс обучения таким образом, чтобы учащиеся в каждой его точке ощущали восхождение к поставленной цели.
В данном случае, по моему мнению, более рациональным является метод проектов. Как известно, под методом проектов понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы, направленные на достижение общего результата. При проведении занятий по методу проектов обучаемые приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения практических заданий. На основе телекоммуникационных сетей организация такой деятельности становится более эффективной.

Исходя из собственных наблюдений, могу утверждать, что на уроках английского языка с использованием проектного обучения действительно создаются такие условия, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и с охотой получают знания из разных источников;
  • учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах;
  • развивают свои исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации из литературы, документов);
  • развивают аналитическое мышление.

 Конечно, учебная деятельность не должна строиться исключительно по схеме проектного обучения. Но при обобщении, закреплении, повторении учебного материала, а главное при обработке навыков и умений его практического применения, этот метод безусловно принадлежит к числу наиболее эффективных.
Вопрос формирования познавательного интереса старшеклассников вообще и через метод проектов, в частности, - достаточно сложный социально-психологический, непрерывный процесс методического воздействия на ребенка. Несомненно, на преподавателях старшей школы лежит большая ответственность за подготовленность ученика к продолжению образования, формированию активной жизненной позиции,
формированию потребности, а не необходимости дальнейшего образования. Я уверена, что настоящий урок позволяет превратить занятие в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом особенностей культуры страны изучаемого языка.
Одним из разработанных мной и апробированных проектов является исследовательская деятельность учащихся на занятиях по теме “Newspapers and Television. The World of Mass Media.”
В основе проекта лежит обсуждение средств массовой информации, а именно мира прессы и столь важного явления в нашей жизни как телевидение.
Цель проекта: собрать воедино фоновые знания, которые имеются у учащихся в области газет, журналов, телевизионных программ; развить речевые умения на основе творческого применения усвоенного ранее лексико-грамматического материала в новых ситуациях общения.

Цели потребовали решения следующих задач:

  1. Обогатить, расширить языковые и речевые знания учащихся по теме.
  2.  Систематизировать и закрепить ранее пройденный материал.
  3. Повысить уровень автономности учащихся посредством самоорганизации в проведении исследовательской, творческой работы.
  4. Познакомить учащихся с методами групповой работы, проведения исследований, направленных на решение определенной проблемы
  5. Вовлечь учащихся данного проекта в дальнейшую исследовательскую деятельность.

 Занятия строятся по типу исследовательской работы и предполагают деление класса на 3 микрогруппы. В ходе работы учащимися обсуждаются преимущества и недостатки всех видов средств массовой информации, предполагается разработка своего идеального канала, газеты, журнала и представление (защита) конечного результата участниками проекта.

При составлении своего проекта учащиеся придерживались следующего плана:

  1. Title
  2. Aim of the project
  3. What will be in your project
  4. To what audience would you show it
  5. Anchorpersons
  6. How often it’ll be, what time
  7. Budget
  8. Content of your program

 На заключительном уроке были представлены проекты: 1. Youth newspaper “Golden Girl”, 2. women’s magazine “Beauty Girl”, and 3. - youth program “The World of the relationships” (приложение № 1)
Работая над данным проектом я в очередной раз убедилась, что обучение должно быть построено таким образом, чтобы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее услышанные знания для лучшего запоминания нового материала. И именно благодаря проведению уроков с применением методики проектов у учащихся развивается комплекс речевых умений, активизируется процесс самопознания, самосовершенствования и самореализации, повышается познавательный интерес каждого обучаемого ребенка.