Методика коррекции несовершенного навыка чтения
Приемы формирования навыков чтения зависят от того, на каком
этапе овладения чтением находится конкретный ребенок.
При наиболее тяжелом варианте дислексии, когда слабо усвоены даже
звуко-буквенные связи, необходимо:
1. Одновременно с развитием речевых предпосылок чтения формировать
стабильный графический образ буквы ( графемы ) на полианализаторной
основе. Для этого широко используются упражнения предложенные М.
Монтессори, такие как: обводка пальцем контура выпуклых рельефов
букв, дермолексия ( педагог рисует на ладони ребенка букву, а тот
должен опознать её, тактильное опознание «наждачных» букв и
т.п.)
2. Для этой же цели подходит задание «Группировка стилизованных
букв». Ребёнку предлагают сгруппировать одинаковые буквы.
(ПРИЛОЖЕНИЕ.)
На начальном этапе овладения чтением дети с дислексией затрудняются
не только в слогослиянии, но и в делении читаемых слов на слоги.
Это создает дополнительные трудности в чтении. Для преодоления
этого препятствия можно использовать:
а) Цветовую маркировку слогов. Слоги чередуются по
цвету:
Наступила зима.
Валя и Саша
лепят
снеговика.
б) Целесообразно включать в занятия упражнения по делению слов
текста на слоги. Ребёнку дается текст и предлагается вертикальными
чёрточками разделить все слова на слоги.
Для тренировки навыка синтеза слов из слогов при чтении необходимо развивать способность к запоминанию последовательных серий слогов и операций последующего синтеза их в одновременный комплекс. Для этого могут быть рекомендованы следующие упражнения:
1.Ребенку последовательно демонстрируются поодиночке карточки со слогами, из которых он мысленно должен составить слово. При этом каждая следующая карточка закрывает предыдущую. Начинать следует с двусложных слов, постепенно их удлиняя.
2. Синтез слов из слогов при одном постоянном и одном сменяющемся слоге:

3. Игра « Помоги Незнайке!» Незнайка перепутал местами слоги.
Помоги ему составить слово:
ка му (мука)
да во (вода)
ло мо ко (молоко)
4. Игра «Слоговой аукцион».
Назовите слова со слогами, например, де ( Денис,
дерево. дети.)
ди (Дима, диван )
ды (Дыра, дым)
5. Игра «Покорение вершин»

В тех случаях, когда алфавит усвоен, основные усилия
сосредотачиваются на формировании и автоматизации навыков
слогослияния или чтения целыми словами.
Как уже отмечалось выше, дети, не владеющие слогослиянием, пытаются
угадывать нужный слог, опираясь на смысловой и звуковой контекст.
Это порождает большое количество ошибок и тормозит перестройку
навыка чтения. Чтобы избежать этого, целесообразно на начальных
этапах коррекции использовать преимущественно
слоговой материал. В этом случае угадывание становится невозможным.
Ребёнок вынужден опираться при выполнении задания только на навык
слогослияния. Опыт работы с детьми, страдающими дислексией,
показывают что
традиционными методами обучить их слиянию довольно трудно. В
качестве альтернативы можно предложить полуглобальный метод. Его
основное отличие от аналитико-синтетического метода заключается в
том, что ребенку создаются условия для запоминания слогов целиком,
как целостной единицы чтения, минуя процедуру слияния. Для этого
используются слоговые таблицы. ( ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Педагог в случайном порядке называет слоги таблицы и предлагает
ребенку максимально быстро указать соответствующий слог в таблице и
прочитать его. При этом слитное прочтение найденного слога
облегчается предшествующим называнием его преподавателем.
Требование быстро найти слог вынуждает ребёнка к глобальному его
опознанию, что намного ускоряет поиск по сравнению с побуквенным
прочтением каждого слога.
В течение одного занятия ребенок работает с парой таблиц.
Фиксируется время, затраченное на работу с одной таблицей (36
клеточной). Для удобства работы заранее составляют списки тех же 36
слогов, входящих в тренировочную таблицу, но расположенных в иной
последовательности, по которым преподаватель диктует ребенку слоги.
Контроль выработки автоматизации осуществляется по показателю
динамики времени, затраченного на одну таблицу. В процессе
ежедневной работы с парой таблиц время поиска постепенно
сокращается, а затем стабилизируется . Например, 1 день- 5 минут, 9
день-4 минуты 20 секунд, 15 день-4 минуты, 25 день- 3,5 минуты, 27
день-3 минуты, 28 день -3 минуты. С 29 дня уже пора переходить к
следующей паре таблиц аналогичной сложности, но другого слогового
состава. Таблицы одного и того же уровня сложности дают на занятиях
до тех пор , пока уже в первый день работы с новой таблицей время
поиска оказывается близким к 3 минутам.
Это будет означать, что данный тип слогов автоматизирован и можно
перейти к тренировке более комплексных слогов. Например, к таблицам
с трехбуквенными слогами типа CГC (ПРИЛОЖЕНИЕ 2.)
У разных детей на освоение одного типа слогов уходит
весьма разное количество времени: от 1 мес. до 1 года.
Подобные упражнения дают хороший эффект при регулярном применении(
6-7 раз в неделю). Ежедневно работая с подобным материалом, ребенок
непроизвольно запоминает слоги, входящие в состав таблицы. Как
только ребенок начинает справляться с очередной таблицей достаточно
быстро и без ошибок, следует переходить к следующей с новым
составом слогов. Постепенно ребенок не только усваивает технику
слогослияния, но и накапливает « зрительный словарь» слогов.
Если при первичном обследовании выяснилось, что слоги типа СГ, ГС у
ребенка автоматизированы, коррекция начинается сразу с
автоматизации слияния слогов типа CГC. Принципы и тактика работы та
же, что описаны выше. Далее последовательно отрабатываются открытые
слоги со стечением согласных и
слова со стечением согласных. Таблицы со словами
используются так же. Однако в этом случае менять таблицы приходится
чаще, т.к. ребёнок быстро их выучивает наизусть.
Слоговые таблицы можно использовать по-другому. Ребенку
предлагаются таблицы и соответствующие им слова, состоящие из
слогов, входящих в таблицу . В процессе работы педагог по очереди
называет слова, а задачей ребенка является отыскивание в таблице
слогов , из которых они состоят, в правильной последовательности(
соответствующей порядку их следования в слове).ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Для повышения темпа чтения можно использовать
следующие упражнения:
1. Дыхательная гимнастика. Это чтение гласных, слогов, на одном
выдохе, с задержкой дыхания после каждой гласной, слога.
а-о-e-ы
ма-мо-му-мы
2. Чтение скороговорок, чистоговорок, стихов с постепенным увеличением темпа чтения и последующим заучиванием.
Шила Саша шапку скоро,
Шов строчила шелком споро.От города дорога в гору.
До города – с горы.Ша-ша-ша - мама моет малыша.
Шу-шу-шу - я письмо пишу.
Аш-аш-аш - у Марины карандаш.
В чистоговорках можно не дописывать последнее слово каждой строчки. Детям будет интересно придумать их самим.
Ты-ты-ты- подарили мне……. . (цветы)
Лу-лу-лу- стол стоит у нас в …… .(углу)
Ок-ок-ок- в вазе голубой…. .(цветок)
3. «Буксир». Учитель читает вслух, а учащиеся стараются успеть читать вместе с учителем в том же темпе.
Список литературы.
1.Агранович. З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений
слоговой структуры слов у детей.- Санкт-Петербург, 2000
2.Козырева Л.М. логопедическое пособие.// Звуковая разминка и
упражнения для совершенствования навыков техники чтения.-М,
2000
3. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших
школьников.- Санкт-Петербург,1998
4.Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения
в начальной школе.- М., 2000