Урок литературного чтения в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • продолжить формировать читателя на доступных для детей этого возраста текстах:

      в данном случае русских народных сказках;

  • развивать  умение передавать содержание прочитанного;
  • совершенствовать навык чтения;
  • учить работе с текстом: словарная работа, нахождение фразеологизмов, составление вопросов по тексту, нахождение ответов по заданным вопросам.

Развивающие:

  • в ходе работы развивать познавательную деятельность детей (любознательность, интерес к данной проблеме);
  • развивать логическое мышление, память, воображение, творческие способности;
  • развивать стремление к выражению собственного отношения к прочитанному, чт служит источником развития образного мышления;

Воспитательные:

  • способствовать совершенствованию нравственных качеств;
  • воспитывать чувство коллективизма во время работы в группах.

Материал к уроку:

  • Учебник О.В.Кубасовай «Литературное чтение» 3 класс. 2 часть.
  • Рабочая тетрадь по чтению
  • Толковый словарь С.И.Ожегова
  • Отрывок из фильма «Морозко»
  • Запись музыки П.И.Чайковского.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Беседа:

-Над какой темой мы работаем? («Каждый свое получил».)
-Объясните смысл названия.(Добро – вознаграждено, зло – наказано)
-Для каких произведений характерна победа добра над злом?
-Что такое сказка? Назовите особенности этого жанра.

3. Игра «Кто здесь был и что забыл?

Герои сказок:

Тыква(муляж) 
Золотой ключик (макет) 
Щука (рисунок)  
Репка (макет) 
Топор в чугуне 
Ступа или метла
Буратино   
Емеля  
Солдат     
Баба – Яга 
«Золушка»
«Приключение Буратино»
«По щучьему велению»
«Репка»
«Каша из топора»
«Баба – Яга»

-На какие две группы можно разделить эти сказки?

4. Проверка домашнего задания. (работа по группам)

1 группа: работает с учителем
-Какую сказку читали на прошлом уроке? (русская народная сказка «Баба – Яга»)
-Почему эта сказка расположена на страницах раздела «Каждый свое получил»? (дед прогнал жену – злую, а дочка вернулась домой и стала жить поживать и добра наживать)
-Какими качествами наделил народ Бабу – Ягу? (костяная нога, злая, лохматая, в драном платье, неопрятная, ест детей)

Показ фрагмента фильма «Морозко».
Образ Бабы – Яги.
-Как вы думаете, способна ли Баба – яга на добро?

2 группа: работает со словарем С.Ожегова

5. Сообщение темы урока.

-Мы можем проверить наши предположения прочитав русскую народную сказку «Падчерица и мачехина дочка».

6. Словарная работа.

-Сначала послушаем объяснение некоторых слов, которые встретятся в тексте:

Падчерица                                     Куриться
Мачеха                                           Жар
Решето                                           Ступай
Дело пытаешь       или        Дело лытаешь.

7. Знакомство с произведением.
Чтение сказки сильными учащимися (2 группа)

-Можно ли назвать Бабу – Ягу доброй? (нет)
-А справедливой? (да)
-Почему?

8. Работа над текстом. (по группам)

1 группа: 
а)-Что такое зло? 
Найдите границы диалога 
Бабы – Яги и падчерицы.

 Проверка.
Чтение по ролям диалога.        
-Почему падчерица получила награду?  

б) Выборочное чтение по вопросам: 
-Почему мачеха послала свою дочь 
к Бабе-Яге?  (завистливая) 
-Какой момент отобразил художник 
на рисунке? Подтвердите словами 
из текста. 
-Как Баба – Яга наказала мачехину дочку?

2 группа:
Из диалога найти и выписать
качества падчерицы.


(падчерица трудолюбивая, добрая)

Чтение отрывка.
-Какими качествами обладает мачехина дочка?
Подтвердите словами
из текста.(злая – ударила
воробья, грубая – «уйди, я без
тебя знаю», ленивая, корыстная)

Проверка 2 группы – выставление  слов на магнитную доску.

-Какова главная мысль сказки? (добро – вознаграждено, зло – наказано)
Подбери пословицы к этой сказке. (Что посеешь, то и пожнешь. По Сеньке и шапка)

9. Рефлексия.
Перед вами словесное описание героинь. Предлагаю вам нарисовать портреты, изобразить Падчерицу и мачехину дочку так как вы их представляете, видите. Поможет вам музыка П.И.Чайковского.
(1 часть: «Танец цветов, 2 часть: Схватка Щелкунчика с Мышиным королем). Звучит музыка – дети выполняют рисунки.

Демонстрация выполненных работ.
-Как музыка помогла вам в работе?
-Как вы думаете, могут ли в жизни встретиться такие девочки? ( Сюжеты для сказок берутся из жизни, чтобы они чему – то учили)

10. Итог урока.
Сейчас,  работая в парах,  вы составите концовку этой сказки – «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам -  урок.»
Чему учит эта сказка?

11. Домашнее задание:
1 группа: пересказ сказки
2 группа: сравнение двух сказок «Баба – Яга» и «Падчерица и мачехина дочка».