Цели и задачи урока:
Образовательные:
- продолжить формировать читателя на доступных для детей этого возраста текстах:
в данном случае русских народных сказках;
- развивать умение передавать содержание прочитанного;
- совершенствовать навык чтения;
- учить работе с текстом: словарная работа, нахождение фразеологизмов, составление вопросов по тексту, нахождение ответов по заданным вопросам.
Развивающие:
- в ходе работы развивать познавательную деятельность детей (любознательность, интерес к данной проблеме);
- развивать логическое мышление, память, воображение, творческие способности;
- развивать стремление к выражению собственного отношения к прочитанному, чт служит источником развития образного мышления;
Воспитательные:
- способствовать совершенствованию нравственных качеств;
- воспитывать чувство коллективизма во время работы в группах.
Материал к уроку:
- Учебник О.В.Кубасовай «Литературное чтение» 3 класс. 2 часть.
- Рабочая тетрадь по чтению
- Толковый словарь С.И.Ожегова
- Отрывок из фильма «Морозко»
- Запись музыки П.И.Чайковского.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Беседа:
-Над какой темой мы работаем? («Каждый свое получил».)
-Объясните смысл названия.(Добро – вознаграждено, зло – наказано)
-Для каких произведений характерна победа добра над злом?
-Что такое сказка? Назовите особенности этого жанра.
3. Игра «Кто здесь был и что забыл?
Герои сказок:
Тыква(муляж) Золотой ключик (макет) Щука (рисунок) Репка (макет) Топор в чугуне Ступа или метла |
Буратино Емеля Солдат Баба – Яга |
«Золушка» «Приключение Буратино» «По щучьему велению» «Репка» «Каша из топора» «Баба – Яга» |
-На какие две группы можно разделить эти сказки?
4. Проверка домашнего задания. (работа по группам)
1 группа: работает с учителем
-Какую сказку читали на прошлом уроке? (русская народная сказка «Баба – Яга»)
-Почему эта сказка расположена на страницах раздела «Каждый свое получил»? (дед прогнал жену – злую, а дочка вернулась домой и стала жить поживать и добра наживать)
-Какими качествами наделил народ Бабу – Ягу? (костяная нога, злая, лохматая, в драном платье, неопрятная, ест детей)
Показ фрагмента фильма «Морозко».
Образ Бабы – Яги.
-Как вы думаете, способна ли Баба – яга на добро?
2 группа: работает со словарем С.Ожегова
5. Сообщение темы урока.
-Мы можем проверить наши предположения прочитав русскую народную сказку «Падчерица и мачехина дочка».
6. Словарная работа.
-Сначала послушаем объяснение некоторых слов, которые встретятся в тексте:
Падчерица Куриться
Мачеха Жар
Решето Ступай
Дело пытаешь или Дело лытаешь.
7. Знакомство с произведением.
Чтение сказки сильными учащимися (2 группа)
-Можно ли назвать Бабу – Ягу доброй? (нет)
-А справедливой? (да)
-Почему?
8. Работа над текстом. (по группам)
1 группа: Проверка. б) Выборочное чтение по вопросам: |
2 группа:
Чтение отрывка. Проверка 2 группы – выставление слов на магнитную доску. |
-Какова главная мысль сказки? (добро – вознаграждено, зло – наказано)
Подбери пословицы к этой сказке. (Что посеешь, то и пожнешь. По Сеньке и шапка)
9. Рефлексия.
Перед вами словесное описание героинь. Предлагаю вам нарисовать портреты, изобразить Падчерицу и мачехину дочку так как вы их представляете, видите. Поможет вам музыка П.И.Чайковского.
(1 часть: «Танец цветов, 2 часть: Схватка Щелкунчика с Мышиным королем). Звучит музыка – дети выполняют рисунки.
Демонстрация выполненных работ.
-Как музыка помогла вам в работе?
-Как вы думаете, могут ли в жизни встретиться такие девочки? ( Сюжеты для сказок берутся из жизни, чтобы они чему – то учили)
10. Итог урока.
Сейчас, работая в парах, вы составите концовку этой сказки – «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок.»
Чему учит эта сказка?
11. Домашнее задание:
1 группа: пересказ сказки
2 группа: сравнение двух сказок «Баба – Яга» и «Падчерица и мачехина дочка».