Цель урока: - создание условий для ознакомления обучающихся с песенным фольклором зарубежных стран, через знакомство с США, Великобританией, Францией.
Формы обучения: фронтальная, самостоятельная работа, работа в парах и под руководством учителя.
Задачи урока:
- познакомить обучающихся с США, Великобританией, Францией, песенным фольклором, достопримечательностями;
- формировать информационную компетенцию; учить, самостоятельно искать и добывать новые знания по изученной теме и находить на карте США, Великобританию, Францию, их столицу и крупные города;
- развивать навыки выразительного, беглого чтения, память, внимание, воображение, словарный запас детей;
- воспитывать интерес к культуре другого народа;
- воспитывать уважение к мнению друг друга; умение работать в сотрудничестве с другими, чувство коллективизма, настойчивости в достижении цели, формировать ценностное отношение к взаимопомощи при работе в парах.
Оборудование – мультимедиа проектор, экран, компьютер, фонограмма.
Авторский медиапродукт: презентация к уроку.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока.
1. Организационный момент. Постановка задачи урока.
(Психологическая гимнастика)
(звучит музыка, дети усаживаются на места) К нам пришли сегодня гости. Мы им, конечно, очень рады. Повернитесь и улыбнитесь им, поделитесь своею радостью. Они вам тоже улыбнутся. От наших улыбок в классе стало так тепло и уютно. Спасибо всем! А еще стало очень светло потому что, пришла к нам в гости красавица весна.
- Каждый человек в своей жизни мечтает побывать в различных городах и странах, чтобы узнать много нового и интересного. А вы любите путешествовать?
Уважаемые дамы и господа, леди и джентльмены, судари и сударыни сегодня мы отправляемся вместе с вами в увлекательное путешествие по нашей замечательной планете. На земле много стран. Давайте познакомимся с их фольклором и некоторыми достопримечательностями. А помогать нам будут в пути - гиды.
- А кто такой гид?
- Человек, который сопровождает туристов и знакомит их с местными достопримечательностями.
Слайды: 1-3
2. Изучение нового материала.
Давайте посмотрим на политическую карту, где изображены материки, разные страны мира и их крупные города. А чем она отличается от физической карты?
- «Физическая» произошло от греческого слова «физис» - природа. Слайд: 4.
- А как по-другому можно назвать эту карту? (карта природы мира).
- Физическими называют карты, на которых изображены равнины, горы, моря, реки, озёра и другие природные объекты.
- Ну, что приготовились. Отправляемся в первое путешествие на самолете.
- Пристегните ремни. Наш самолёт осуществил перелёт через Атлантический океан и делает посадку в Соединённых Штатах Америки, сокращённо (США), которые расположены на материке Северной Америке. Слайды: 5-13.
- Откройте «Рабочую тетрадь» на странице 56. Найдите этот материк и подпишите столицу.
1 гид.
- Необычное название имеет эта страна. Америка – это континент. А что означают «Соединённые Штаты»? Если мы обратимся к истории, то узнаем, что эта могущественная держава более двух веков назад была колонией Англии. Раньше на этих землях проживали индейские племена: ирокезы, семинолы, апачи и другие.
Вслед за Христофором Колумбом в Америку стали прибывать европейцы. Отношения между ними складывались не очень мирно. По разным причинам люди уезжали в далёкую Америку. Они вносили свой вклад в экономическое и культурное развитие США.
2 гид.
- Столица страны Вашингтон – названа так в честь первого американского президента. В столице много государственных учреждений, музеев, памятников, парков и нет промышленных предприятий. Самый большой и знаменитый город - Нью-Йорк. Центр города застроен небоскрёбами, находится на острове Манхэттен. Гигантская статуя Свободы в Нью-Йоркской бухте – символ демократии. Этот город считается самым «неамериканским» городом, там живут много недавних переселенцев со всего мира.
3 гид.
- Лос-Анджелес – город с широкими улицами. В нём находится мировой центр кинематографии – Голливуд. Недалеко от Лос-Анджелеса к неописуемой радости ребят создан парк развлечений – Диснейленд.
- А самым красивым городом тихоокеанского побережья Америки считается Сан-Франциско. Он раскинулся на холмах у живописного залива. Город славится двумя гигантскими красавцами мостами.
- Спасибо нашим гидам.
- Дополнительную информацию вы можете найти в учебнике «Окружающий мир» на странице 131.
- Ребята, а кто является главным богатством каждого государства? (Народ)
- вы совершенно правы, народ создаёт песни, сказки, рассказы, потешки.
- А сейчас мы познакомимся с фольклором этой страны.
- Давайте вспомним, что такое фольклор?
- Мы знаем, что фольклор – это искусство, созданное народом.
- Зарубежный народный фольклор, богат и разнообразен. Благодаря переводу Ушинского, Маршака, Викторова и других поэтов, сегодня мы сможем познакомиться с детскими песенками.
3. Работа с учебником.
А сейчас откройте учебник по чтению страница 200.
Чтение песенки «Бульдог по кличке Дог».
- Я начну читать, а вы продолжите. После знакомства с песенкой, вы должны будете ответить на вопросы.
- Как звали старушку, у которой жил Дог?
- Как помогал старушке бульдог?
- Посмотрите, трудная ли рифма в этой песенке?
- Вспомните русские народные песенки, какой приём часто используется? (Берёза моя, берёзонька, берёза моя белая, Берёза моя кудрявая!)
- Правильно мы видим повторы.
- А на каком виде транспорта, мы совершили первое путешествие? (на самолёте)
- Давайте, немного отдохнём и отправимся дальше узнавать новое, интересное.
4. Физкультминутка для глаз. Слайды:17-27.
- А теперь мы отправляемся в путешествие по Атлантическому океану на красивом корабле. На горизонте показался материк - западная Европа. Более половины границ омывает Северное море, пролив Ла-Манш, Атлантический океан и Средиземное море.
- И начинаем, знакомится с Францией. А вы слушаете и отмечаете в «Рабочей тетрадке» страница 56. Слайды: 28 -35.
1 гид.
- Столица Франции Париж – один из красивейших городов мира. Страна находится на крайнем западе Европы. Более половины границ омывает Северное море, пролив Ла-Манш, Атлантический океан и Средиземное море. Разнообразны природные условия. Неподалёку от покрытых снегами острогов Альп можно встретить пальмы на Лазурном берегу, а в суровой Бретани – обнаружить средиземноморскую растительность. Запад Франции занимают равнины е неспешно текущими реками. Это Сена, пересекающая столицу страны; Лаура, славящаяся замками на её берегах; Гаронна, воды которой орошают виноградники; а также Рейн, пограничный с Германией.
2 гид.
- Лувр – знаменитый музей. В ХII веке Лувр – мощная средневековая крепость, поставленная на берегу реки Сены. Французский король там не жил, так как Лувр был неуютен и непригоден для жизни. Он создавался для войны. Каждый король Франции что-то достраивал и перестраивал в нём и вокруг него, разбивал сады и парки.
Лувр знаменит художественной галереей, в ней насчитывается около 400 (четырёхсот) тысяч экспонатов.
3 гид.
- Нотр – Дам де Пари - собор Парижской Богоматери – архитектурный шедевр веселого города Парижа. Остров Ситэ, на котором он расположен, - древнейшая часть французской столицы. Строительство собора шло постепенно с востока на запад и длилось более ста лет. Собор должен был вмещать в себя всех жителей города -10 тысяч человек. Но пока его строили, население Парижа выросло во много раз. На берегу Сены стоит Эйфелева башня – символ Парижа.
- Дополнительную информацию вы прочитаете в учебнике «Окружающий мир» стр. 130-131.
- А сейчас давайте познакомимся с французскими песенками.
«Который час?» «Сюзон и мотылёк» (Перевели Н. Гернет, С. Гиппиус)
А песенку про колокольчики, которые очень рады весне мы сейчас прослушаем.
Слайды: 36-37.
5. Работа с учебником.
- Работа в парах:
- Прочитаем как мямлики, а затем как шустрики песенку «Сюзон и мотылёк» страница 199.
- Беседа после чтения:
- О ком поётся в этой песенке?
- Куда направлялась Сюзон?
- Кого она встретила по дороге?
- Что она сказала мотыльку?
- Почему Сюзон не захотела кружиться с мотыльком?
- А в следующее путешествие мы отправимся на красивой яхте.
- На чём мы сейчас путешествовали?
6. Физкультминутка (шум моря) Закрываем глазки и вот мы через пролив Ла-Манш попадаем в Великобританию. Слайды: 39-48.
1 гид.
Великобритания – островное государство в Западной Европе. В состав Соединённого Королевства входят Англия, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия. На реке Темзе, расположена столица Великобритании – Лондон. Это один из старейших городов в Европе. Здесь много зелени, в самом большом парке Лондона – Гайдпарке – собираются туристы. Англия – страна древней культуры, родина талантливых учёных, писателей: И.Ньютона, В. Шекспира, В. Скотта, Б. Шоу.
Спорт занимает важное место. Многие спортивные игры, распространенные по всему миру, родом из Англии, например, футбол.
2 гид.
- Тауэр – мрачная неприступная крепость на берегу Темзы. Одна легенда утверждает, что тауэр, а с ним вместе и Английское королевство будут стоять, покуда здесь живут вороны, поселившиеся в крепости в далёкие времена. А вороны живут и в настоящее время, и живут неплохо. Их восемь. К ним приставлен специальный служитель. За ними ухаживают. Их кормят. Злые языки даже утверждают, будто им предусмотрительно подрезали крылья, чтобы они, не дай Бог, не улетели. Так что королева может спасть спокойно – английской монархии ничто не грозит!
- Давайте познакомимся с английскими песенками:
«Храбрецы». Обработка К. Чуковского. « Маленькая девочка», «Рано в кровать», «Перчатки». «Шалтай - Болтай». (Перевёл С. Я. Маршак)
7. Работа с учебником. Слайды: 49-50.
А сейчас мы с вами прочитаем на странице 197 песенку «Перчатки» цепочкой. Давайте передадим настроение интонацией.
- Первичное чтение – учителем.
- Работа над содержанием песни.
- Что случилось с котятами?
- Какое чувство вы пережили?
- Рассердилась ли на них мама?
- Что она им сказала?
- Удалось ли котятам найти свои перчатки?
8.Физкультминутка (сказка «Волшебный домик»)
- Ой, ребята, а куда мы с вами попали. Какие - то гости к нам пришли.
- А как называется эта сказка? «Волшебный домик».
- С какой сказкой можно сравнить? (Теремок).
- Спасибо нашим артистам, как здорово знать иностранный язык.
- С какими героями мы сейчас путешествовали?
- Много нового мы с вами узнали. Но где бы мы, ни гостили, всегда хочется, приехать к себе домой. Вот и давайте сядем в самолёт и отправимся к себе домой, в Россию.
Слайды: 52-62.
1 гид.
- Москва – столица нашей Родины. Он был основан более 850 лет назад на берегах Москвы – реки. Основателем Москвы был князь Юрий Долгорукий, которому теперь в центре города установлен памятник.
- Москва - огромный город. В нём около четырёх тысяч улиц и площадей. В нашей столице много достопримечательностей: Московский Кремль, храм Христа Спасителя, улица Арбат,
Большой театр, Театр зверей имени В.Дурова, Третьяковская галерея, Цирк на Цветном бульваре – всего не перечислить.
- Московский Кремль – символ нашей Родины, сердце Москвы. Здесь находятся уникальные памятники истории и культуры, которыми гордится Россия.
- Дополнительную информацию вы прочитаете в учебнике «Окружающий мир» страница102-105.
- Какие виды русского фольклора вы помните?
Заговоры, скороговорки, приговорки, считалки, небылицы, пословицы, поговорки, загадки, сказки, предания, легенды, былины, потешки, прибаутки, исторические песни, протяжные лирические песни, игровые, хороводные и плясовые песни, частушки, народная драма, детский фольклор.
Обобщение:
Давайте вместе с нашими гостями повторим русский фольклор. Слайды: 53-62.
Русские народные песни:
Люшеньки, люли,
Прилетели гули.
Стали гули ворковать,
Мою деточку качать.Потешки:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь.
Голосисто поёшь?
Ване спать не даёшь?Скороговорки:
От топота копыт пыль по полю летит.Считалки:
Шёл баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку,
Кто её возьмёт –
Тот и вон пойдёт.Загадки:
- На шесте дворец.
Во дворце певец (скворец)Пословицы:
Апрель с водой, май с травой.
Вода с гор потекла – весну принесла.Поговорки: Береги нос в большой мороз.
Сказки: Репка. Теремок. Колобок. Каша из топора. Снегурочка. Хаврошечка. Сивка- Бурка.
9. Итог урока. Слайд: 63.
- Понравилось наше путешествие?
- Что узнали нового?
- Какая страна вам больше понравилась?
- С каким разделом мы знакомились? (Путешествие по планете. Страны мира и песенный фольклор зарубежных стран)
- Похож ли зарубежный фольклор на фольклор русского народа? Чем? (сочинил народ)
- А теперь подведём итог нашему путешествию. Посмотрим, какую копилку знаний мы собрали.
- Я задаю вопрос, а вы должны ответить на него. Но только ребята, когда мы с вами путешествовали, сильный ветер все листочки перепутал.
- Давайте работать, очень дружно и каждому герою восстановим самую главную информацию.
1. Самая большая, любимая страна на земном шаре (Россия).
2. Столица нашего государства (Москва).
3. Самые распространённые виды русского фольклора? (Скороговорки, считалки, небылицы, пословицы, поговорки, загадки, сказки, легенды, былины, потешки, прибаутки, протяжные лирические, хороводные и плясовые песни, частушки.)
4. Островное государство в Западной Европе, в состав которого входят Англия, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия. (Великобритания)
5. Столица Великобритании, расположенная на реке Темзе – город (Лондон).
6. Перечислите английские песенки: Храбрецы». Обработка К. Чуковского. « Маленькая девочка», «Рано в кровать», «Перчатки». «Шалтай - Болтай». (Перевёл С. Я. Маршак)
7. Столица Франции (Париж).
8. Символ Парижа, находится на берегу реки Сены (Эйфелева башня).
9. Перечислите французские песенки: «Который час?» «Сюзон и мотылёк» (Перевели Н. Гернет,
С. Гиппиус)
10. Сокращенное название государства, столица которого – город Вашингтон (США).
11. Гигантская фигура женщины с гордо поднятой головой и пылающим факелом в руке (Статуя Свободы).
12. Перечислите американские песенки: «Джон и Джон», «Орёл и лягушка», «Чайник» (перевёл А. Сергеев), «Бульдог по кличке Дог» (перевёл Л. Яхнин).
- Молодцы, вы очень хорошо работали на уроке.
- А теперь оценить вашу работу на уроке, мне помогут наши герои, которые путешествовали вместе с нами. Слайды: 64-65.
Домашнее задание: Слайд: 67.
Литературное чтение:
1 задание. Стр. 198 выраз. читать нем. народную песню, отв. на вопросы.
2 задание. Стр. 199-200, 202 выучить наизусть народную франц. песню.
3 задание. Стр. 200-201 выраз. чтение американской песни, ответить на вопросы;
4 задание. Стр. 196-198, 203 выучить наизусть народную англ. песню.
Окружающий мир:
- Стр. 126-131, на дополнительную оценку приготовить сообщение или кроссворд по странам: Индия, Япония, Китай.
Использованная литература: Слайд: 69.
- Энциклопедия для детей Т.З.География.-3-е изд., Э68 испр./ Глав.ред. М, Д. Аксёнова. – М.: Аванта +, 2001.- 704 с.: ил.
- Краткая географическая энциклопедия. Гл. ред. А, А, Григорьев. Т.3. М.: «Советская Энциклопедия», 1962.
- Брукс Ф., Чандлер Ф., Кларк ф. и др. Новая детская энциклопедия/ Пер. сангл. С.В.Морозова, Н.С. Ляпковой, В.В. Плешева и др. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. – 320с.
- Что такое. Кто такой. Тома: 1, 2, 3 для младших школьников 352 с. с ил. Издательство «Педагогика» Академии пед . наук -М.: 1975 г.
- Я познаю мир. Страны и народы: Европа: Дет. Энцикл./ Авт-сост. Л.А. багрова; Худож. Е.В. Гальдяева, А.В. Кардашук. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002 – 445 с.: ил.
- Родная речь. Учеб. Для учащихся нач. шк. В 3 кн. Кн.1, ч.2/ Сост. М.В. Голованова и др. – 4-е изд. –М.: Просвещение, 2008. – 254 с.: ил.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. Для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.2.А.А. Плешаков. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2008.-141 с.: ил. – (Зелёный дом).
- Плешаков А.А. Рабочая тетрадь 2 к учебнику для 2 класса «Мир вокруг нас»/ А.А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008.-78 с.: ил. – (Зелёный дом).