Тип урока: обобщение знаний и способов действий.
Форма урока: урок – путешествие.
Цели: - организовать деятельность учащихся по закреплению знаний об имени прилагательном;
- обеспечить применение учащимися полученных ранее знаний и способов действий;
- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.
Оборудование: презентация к уроку, тест-полоски, тексты для работы в парах, интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный этап
Цель: психологически подготовить учащихся к работе на уроке.
Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по океану на остров Имена прилагательные (слайд 1). Но это будет не простое путешествие. На пути нас будут ожидать различные преграды, которые, я уверена, вы преодолеете без труда. А в конце путешествия вы должны будете мне сказать, для чего мы совершали это путешествие и о каком лекарственном растении узнали.
II. Актуализация субъектного опыта учащихся
Цель: обеспечить готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности
1. Словарно-орфографическая работа.
Прежде, чем отправиться в путь, мы должны с вами выбрать вид транспорта, который пригоден для путешествия по океану (слайд 2).
Вы видите кроссворд. Я читаю задания, а вы отгадываете вид транспорта. Кто отгадал слово – записывает на доске, остальные – в тетради.
По вертикали:
1.Летательный космический аппарат с реактивным двигателем (ракета).
2.Городская электрическая железная дорога, обычно подземная (метро).
3.Машина для перевозки пассажиров и грузов по безрельсовым дорогам (автомобиль).
По горизонтали:
1. Самоходная сельскохозяйственная машина (трактор).
2. Вид водного транспорта (корабль).
3. Городская наземная электрическая машина для перевозки пассажиров (троллейбус).
-Какой вид транспорта подходит нам для нашего путешествия?
Да, мы отправимся с вами на этом прекрасном корабле (слайд 3)
-А теперь подберите подходящие по смыслу имена прилагательные к слову корабль (ответы детей).
2. Тестовый опрос.
- Чтобы попасть на корабль, необходимо приобрести билеты. Билетом для каждого из вас будут правильно выбранные утверждения. Их вы будете отмечать на полоске, которая лежит у вас на парте. Если согласны с высказыванием, то обводите его кружком, если нет - оставляете так. Итак, утверждения.
- Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
- Имя прилагательное является главным членом предложения и отвечает на вопросы Кто? Что?
- Род имени прилагательного зависит от глагола.
- Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.
- По падежу имени существительного можно узнать падеж имени прилагательного.
-А теперь проверяем (слайд 4).
III.Применение знаний и способов действий
Цель: обеспечить применение усвоенных ранее знаний и способов действий в ходе игры.
-Билеты у всех есть. Представьте, что вы уже на корабле. Устраивайтесь поудобней и мы отправляемся в путь. На острове нас ждут различные испытания. Выполнить мы их сможем, если будем обладать определенными качествами и помнить, что мы - команда. Я предлагаю вам несколько словосочетаний, а вы объясните их смысл. (слайд 5)
Светлая мысль
Острый взгляд
Острое слово
Черная зависть
Гибкий ум
Золотые слова
-Какое сочетание здесь лишнее и нам для команды не подходит? Как мы называем такие сочетания?
-Ну, вот мы и на острове.
А здесь нас ждут различные задания. Прежде, чем их выполнять послушайте стихотворение, которое прочитает Настя.
Существительное с прилагательным
Живет на редкость дружно.
Изменит окончание,
Когда ему так нужно.
Оно его не бросит в воде и на земле
Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.
-Итак, задание первое. На таинственных свитках написаны сочетания. Вам нужно выписать только те, которые повторяются на двух свитках, и указать падеж (слайд 6)
Прозрачная вода |
без храброго воина |
-А теперь попробуйте составить мини-сочинение о нашем путешествии, используя данные сочетания(ответы детей).
-Можем двигаться дальше. А здесь второе задание.
Пираты заковали и бросили на острове двух сказочных героев. Чтобы их вызволить, вам необходимо по сочетаниям узнать описание героев (слайд 7).
1 вариант |
2 вариант |
-Кто эти герои? Кто автор произведений? Верно. Вот наши героини (слайд 8) Спишите сочетания по вариантам, вставьте нужные окончания и укажите род прилагательных.
Проверяем.
Физминутка.- Ну что же, мы немножечко устали и поэтому все встали. Сейчас я буду называть имена прилагательные. Если вы услышите имя прилагательное во множественном числе, вы приседаете, а в единственном – встаете.
Могучие, сильные, светлая, высокий, умные, грамотный, широкое, мягкие, золотая, еловые, северное, сладкие, молодая.
-Отдохнули, а тут и третье задание.На доске перед вами слова (слайд 9).
Пушистый, лесной, мамин, красивый, папин, медвежий, деревянный, глиняный, сладкий, стиральный, щучий, кирпичный, сестрицын, большой, путешествие, поздний.
-Что у них общего? (Все прилагательные?)
-Какое слово лишнее? (Путешествие). Чем различаются прилагательные?
-Вам нужно выписать эти прилагательные.1 ряд – качественные, 2 ряд - относительные, 3 – ряд – притяжательные. Работу выполняем в парах.
- А теперь проверка (слайд 10)
-Представьте, что мы идем с вами по острову и чувствуем прекрасный аромат.
А под ногами у нас расстилается прекрасная трава. Это мята (слайд 11)
У вас на партах лежит текст. Ознакомимся с ним (чтение текста)
МЯТА
Эту ароматную пахучую траву человек оценил очень давно. В Древнем Риме к приходу гостей столы натирали свежей душистой мятой. А стены и полы обрызгивали мятной водой. В России эту ароматную траву добавляли в пищу, а настой мяты пили для хорошего аппетита перед едой. Современная медицина тоже использует это лечебное растение. Из листьев мяты делают целебную мазь от насморка, хорошее средство от головной боли, капли для сердечной мышцы.
-Где и как используют мяту? Я думаю, и вы тоже будете ее использовать в своем рационе.
-Вам сейчас нужно выписать из текста 3 словосочетания прилагательное + существительное, выделить окончание, указать род, число и падеж.
IV. Обобщение знаний и способов действий
Цель: установить правильность и осознанность изученного материала.
Мы с успехом прошли все испытания, а теперь садимся в наш корабль и отправляемся домой. И теперь, чтобы нам дул попутный ветер, мы должны ответить на несколько вопросов (слайд 12)
-Что такое имена прилагательные?
-Каким членом предложения они являются.
-По значению, на какие группы они делятся?
-Какие имена прилагательные называют качественными?
-Что они могут образовывать?
-Какие имена прилагательные называются относительными?
-Как образуются относительные имена прилагательные?
-На что указывают притяжательные имена прилагательные?
V. Подведение итогов урока
Цель: дать качественную оценку всему классу и отдельным учащимся.
Вы все сегодня замечательно работали, показали свою грамотность, умение дружно работать.
- Для чего мы совершали путешествие?
-О каком лекарственном растении узнали?(ответы детей)
И напоследок послушайте стихотворение о прилагательном.
Очень занимательное - |
Не скажем маме «милая, |
VI. Информация о домашнем задании
Цель: обеспечить понимание учащимися содержание домашнего задания.
Дома вы напишете отзыв о нашем путешествии, и, может быть, предложите еще совершить путешествие куда – либо.
VII. Рефлексия
Цель: создать условия для самооценки учащимися эмоционального состояния.
-А теперь при помощи помощников на слайде оцените свое настроение (слайд 13)
Спасибо за хорошую работу.