Урок математики в 1–4-х классах по теме "Проведение прямых и кривых линий через одну точку", "Умножение числа на 10"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок постановки учебной задачи, анализа и выполнения практических действий.

1 класс 4класс
Тема урока: «Проведение прямых и кривых линий через одну точку». Тема урока: «Умножение числа на 10».
Цель урока: организовать работу по определению количества прямых и кривых линий, проведённых через одну точку. Цель урока: создание условий для обнаружения нового, более удобного способа умножения числа на 10.
Задачи урока: - выявить, что через одну точку можно провести бесконечное множество прямых и кривых линий; отрабатывать способ сравнения предметов путём соединения их линиями;
- развивать умение сравнивать предметы и находить «лишний», упражняться в счёте;
- воспитание уважительного отношения к учителям и одноклассникам.
Задачи урока: - определить удобный способ умножения числа на 10; отрабатывать способ нахождения площади прямоугольного треугольника и обнаружить неумение находить площади остроугольных и тупоугольных треугольников;
- развитие логического мышления посредством решения текстовых задач;
- воспитание уважительного отношения к учителям и сверстникам.
1. Организационный этап.
- Сегодня на уроке присутствуют гости – учителя нашего района. Поэтому к концу урока мы постараемся приготовить для них сюрприз. (4 класс получает инструкцию: если задание было трудным, прикрепляем к букету в вазе на доске красный цветок, если средней трудности – синий, если лёгким – розовый.)
2. Создание учебной ситуации.
Работа в группах.

а) Выполнение № 49 на странице 30 учебника.
- Сколько прямых линий проведено через точку?
- Сколько кривых?
б) Учащиеся делятся на две группы по желанию. Каждая группа получает чистый лист бумаги с изображённой на нём точкой и получает следующие задания:
1 группа – «Проведите через данную точку столько прямых линий, сколько сможете».
2 группа – «Проведите через данную точку столько кривых линий, сколько сможете».
в) При выполнении работы учащиеся начинают проявлять недоумение: почему-то задание невозможно закончить, так как линии можно проводить ещё и ещё.

Фронтальная работа.

а) Запись в тетради даты.
б) Устный счёт: 1. 7 * 8   24 : 3   25 * 4
6 * 5   48 : 6   16 * 2
3 * 9   81 : 9   300 * 2
4 * 8   63 : 7   800 : 4
2. Мотоциклист едет по шоссе со скоростью 45 км/ч. Какое расстояние он проедет  за 2 часа?
3. Четыре девочки поделили между собой 2 яблока. Сколько достанется каждой девочке?
в)  Выполнение № 61 на с. 26 учебника.
37 * 2 * 5   (37 * 2) * 5   37 * (2 * 5)   37 * 10
- Чем похожи произведения? Чем отличаются?
- Верно ли, что их произведения равны? Объясните свой ответ.
- Выпишите произведение, которое вы умеете вычислить, и найдите его значение.
- Можно ли утверждать, что 37 * 10 = 370?

3. Постановка учебной задачи.
Фронтальная работа.

Отчёт представителей каждой группы о проделанной работе и полученных результатах.
Вывод учащихся 1 группы: «Через одну точку можно провести очень много прямых линий».
Вывод учащихся 2 группы: «Мы не смогли закончить работу, так как линии можно проводить ещё и ещё. Мы даже не можем их сосчитать».
Вывод учителя: «Вы все абсолютно правы. Через одну точку можно провести бесконечное множество прямых и кривых линий».
- Проверьте данное утверждение, выполнив каждый задание № 49 в учебнике.
(Учащиеся выполняют работу индивидуально.)

Работа в парах.

Задание: Среди произведений найдите равные и вычислите их значения:
(89*5)*2    385*(2*5)    53*(2*5)    89*(5*2)  (385*2)*5
- Составьте к оставшемуся выражению такое равное ему произведение, которое вы сумеете вычислить.
- Запишите значение выражений:
37 * 10   89 * 10   385 * 10   53 * 10
- Сравните первые множители и значения произведений в каждом равенстве:
37 * 10 = 370          385 * 10 = 3850
89 * 10 = 890          53 * 10 = 530
- В чём их особенность?
- Какой вывод можно сделать?
(В значении каждого произведения столько десятков, сколько единиц в множителе. Это более лёгкий и удобный способ.)

4. Физминутка.

В нашу школу как-то раз (Приседают 2 раза.)
Пришли гости – полный класс. (Ходьба на месте.)
Стали мы гостей считать:
Раз – два – три – четыре – пять… (Движения руками.)
До конца не досчитали – (Наклоны туловища влево, вправо.)
Только время потеряли. (Наклоны туловища вперёд, назад.)
Лучше сядем мы решать
И урок наш продолжать. (Садятся за парты.)

5. Решение практических задач.
а) Нахождение «лишних» предметов по различным признакам.
№ 51, с. 31.
- Сколько на рисунке воздушных шаров?
- Раскрасьте «лишний» шар. Постарайтесь найти не одно решение.
(Если учащиеся не находят всех трёх возможных решений, то им помогают сказочные герои Буратино и Мальвина.)
б) Сравнение предметов.
№ 52, с. 31.
- Узнайте, не считая, где больше цветков – вверху или внизу?
- Сколько цветков внизу? Сколько вверху?
Обведите нужные знаки – цифры.
- А чем цифра отличается от числа?
(Учащиеся ещё не смогут точно это объяснить, поэтому нахождение ответа на вопрос можно поставить задачей на следующие уроки.)
- На сколько внизу больше цветков, чем вверху?
- На сколько вверху их меньше, чем внизу?
- Раскрасьте цветы так, как вам нравится.
в) Расположение чисел в порядке увеличения.
На осенних листочках с одной стороны написаны числа, а с другой, если числа будут расположены по порядку, появится поздравление: «С Днём учителя!»
(Учащиеся выполняют работу коллективно у доски.)
а) Работа над задачей.
- Решите задачу № 62, с. 27:
«На двух пасеках одинаковое количество ульев. С одной пасеки собрали 7 946 кг мёда, а со второй – 8 631 кг. Сколько ульев находилось на каждой пасеке, если на второй от каждого улья получали на 5 кг мёда больше, чем на первой?»
(Решение: (8 631 – 7 946) : 5 = 137 (ул.) – на каждой пасеке. Ответ: 137 ульев.)
- Сколько обратных задач можно составить к данной? Почему? Сможете ли вы их все решить?
Почему? (Не умеем ещё делить на трёхзначное число.)
б) Нахождение площади треугольников.
Учащиеся получают набор из 8 треугольников.
- Разделите треугольники на группы. Запишите номера треугольников и названия выделенных групп.
- Площади какой группы треугольников вы можете определить? Выполните измерения и определите их площади.
- Запишите формулу, которую вы использовали.
- Подумайте, в чём причина трудностей определения площади остальных треугольников?
- Чем же мы будем заниматься на следующих уроках? (Учиться определять площади остальных треугольников. А ещё нужно научиться делить на двузначное и трёхзначное число.)
На доске сложился букет из цветов разного цвета.
6. Домашнее задание.
Расположите иллюстрации к сказке по порядку (на с. 30) и приготовьтесь рассказать сказку. № 63, с. 27.
- Найдите значения сумм. Составьте сумму, которой не хватает. Выполните задание с разностями.
7. Итоговая рефлексия.
- Интересно ли вам было работать на уроке?
- Какие задания были интересными?
- Какие вызывали затруднения?
- Выберите картинку, которая отражает ваше настроение после урока.
(Учащиеся выбирают подходящую картинку, вывешивают её на доску и объясняют свой выбор.)
- Какие  задания были для вас лёгкими? Какие средней трудности? Самые трудные?
- С какими заданиями вы не смогли справиться?
(Нахождение площадей тупоугольных и остроугольных треугольников, деление на трёхзначное число.)
- Как оцениваете свою работу на уроке?
- Довольны ли вы своей работой?